Урок литературы в 6 классе «Л.Н.Толстой. Глава «Мечты»», ФГОС
Урок литературы в 6 классе, учитель Зидымышева В.Г.
Тема: Л.Н. Толстой «Отрочество». Глава «Мечты».
Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись главы (электронное приложение).
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского обучения, проблемно-диалогического обучения
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.
Цели:
предметные:
1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;
2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;
3) формировать навыки анализа текста;
метапредметные:
1) развивать навыки самоанализа;
2) развивать речь, память учащихся;
личностные:
1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.
Ход урока:
Проверка домашнего задания.
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Мы ещё раз проанализируем все события, изображённые в отрывках из произведений Л.Н.Толстого и проследим, как ведет себя Николеньки Иртеньева после всех проступков.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
Чтение и анализ стихотворений Анатолия Болутенко
ВАРИАНТ САМООБМАНА
Меняет дислокацию мечта,
Становится былое не по нраву,
Уходит безвозвратно красота,
Позор сменяет призрачную славу.
Не подтвердилась суть мечты совсем:
Что было милым, стало нелюбимым,
И появился ряд больших проблем,
Путь к дивной цели оказался мнимым.
Но долго прожить без мечты нельзя.
Быть разве может без мечты невеста?
И магистралью станет вмиг стезя,
Она ведёт мечту в другое место.
Смещается туда же красота,
И слава станет явной и прекрасной,
И суть не заслоняет суета,
Опять идёт мечта тропой опасной.
А кажется, что это магистраль,
Ведь плохо видна суть из-за тумана,
Придёт пора, появится печаль,
Мечта – лишь вариант самообмана.
20.07.2006
СПАСАЮЩАЯ МЕЧТА
Мечта всегда уводит в дальний путь,
В ней скрыта ласка, нежность и лояльность,
Даёт душе от боли отдохнуть,
Когда черна или горька реальность.
Хоть только призрак дивная мечта,
Придёт и пропадает за мгновенье,
Но сила в ней и жизни красота,
Даст радость и улучшит настроенье.
Мечта, как сон, приходит даже днём,
Но быстро улетает счастья птица.
Как хорошо, коль есть мечтать о чём!
Пусть хоть мгновенье призрак счастья длится.
Когда жизнь бьёт, и горю нет конца,
И в настроеньи вечно непогода,
Мечта способна радовать сердца,
В ней радость, счастье жизни и свобода.
Коль жизненный удар повергнет вдруг,
И кажется, что выход есть едва ли,
Мечта всегда придёт, как верный друг,
Спасёт от огорченья и печали.
15.02.2008
Определите тему, идею стихотворения.
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи
Прослушивание главы «Мечты»
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом
Составление вопросов по содержанию прочитанного
Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку?
Главным в этом описании было «воспоминание о несчастии, постигшем» Николеньку: он «снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха». Особенно пугала Николеньку неизвестность.
В чем герой искал причины всеобщей ненависти к себе, которая, как ему казалось, была очевидна?
Николенька считал, что всеобщая ненависть к нему, которую он сам придумал и в которую сам поверил, была порождена тем, что он — несчастный подкидыш, а вовсе не родной сын своего отца. Придумав эту историю, он стал себя жалеть и при этом придумывать, какими же подвигами он прославит себя, чтобы люди вернули ему свою симпатию и любовь.
Попробуйте перечислить все варианты событий, которые представил Николенька в своих мечтах.
Вариант первый рисовал объяснение с отцом, который, оказывается, не родной, но при этом честный и благородный человек, который его жалеет и прощает.
Вариант второй осуществлялся уже в рядах военных. Николенька представил себя гусаром, который приносит победу родной армии. И генерал бросается ему на шею и благодарит за одержанную победу, а затем сам царь поздравляет его.
Вариант третий — это уже дерзкий разговор с самим Богом. Николенька дерзко спрашивает, «за что он наказывает меня?».
Вариант четвертый. Николенька воображает, что он непременно умрет, и все сорок дней после смерти будет слушать, как все в доме будут его жалеть. Он даже представляет свою умершую мать, с которой он встречается на небе…
Но очень скоро Николенька понимает, что продолжение мечтаний невозможно: «умственному взору моему представляется в настоящем только одна страшно мрачная, непроницаемая даль».
Бывало ли так, что и вас посещали подобные грустные мечты?
Некоторые ученики любят рассказывать о своих мечтах, другие стесняются такого рассказа. Однако чаще всего мальчики рассказывают о возможных, как им кажется, но совершенно нереальных воинских подвигах, а девочки — о своих успехах на конкурсах красоты.
Какое стихотворение, прочитанное в начале урока, соответствует содержанию прочитанной главы?
Домашнее задание:
Придумать рассказ-мечту.
Этап 5. Закрепление полученных знаний
Словарик
Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.
Используйте воображение: «Что произошло, если бы…?»
Этап 6. Рефлексивно-оценивающий.
Над чем заставил задуматься урок? Попробуем с вами подобрать слова, которые так или иначе связаны с мечтой.
М – (мужество, мир, медитация…)
Е – (единственный, ерунда, …)
Ч – (человек, чужой,…)
Т – (творчество, талант, …)
А – (абсурд, абстракция, активный,…)
Спасибо за урок.