Урок литературы в 6 классе «Л.Н.Толстой. Глава «Мечты»», ФГОС

4
0
Материал опубликован 21 February 2017 в группе

 Урок литературы в 6 классе, учитель Зидымышева В.Г.

Тема: Л.Н. Толстой «Отрочество». Глава «Мечты».

Оснащение урока: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись главы (электронное приложение).

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Технологии: элементы дифференцированного, проектно-исследовательского  обучения, проблемно-диалогического обучения

Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления.


 

Цели:

предметные:

1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;

3) формировать навыки анализа текста;

метапредметные:

1) развивать навыки самоанализа;

2) развивать речь, память учащихся;

личностные:

1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.


 

Ход урока:

Проверка домашнего задания.


 

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Мы ещё раз проанализируем все события, изображённые в отрывках из произведений Л.Н.Толстого и проследим, как ведет себя Николеньки Иртеньева после всех проступков.


 

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

Чтение и анализ стихотворений Анатолия Болутенко

ВАРИАНТ САМООБМАНА

 

Меняет дислокацию мечта,

Становится былое не по нраву,

Уходит безвозвратно красота,

Позор сменяет призрачную славу.

 

Не подтвердилась суть мечты совсем:

Что было милым, стало нелюбимым,

И появился ряд больших проблем,

Путь к дивной цели оказался мнимым.

 

Но долго прожить без мечты нельзя.

Быть разве может без мечты невеста?

И магистралью станет вмиг стезя,

Она ведёт мечту в другое место.

 

Смещается туда же красота,

И слава станет явной и прекрасной,

И суть не заслоняет суета,

Опять идёт мечта тропой опасной.

 

А кажется, что это магистраль,

Ведь плохо видна суть из-за тумана,

Придёт пора, появится печаль,

Мечта – лишь вариант самообмана. 

20.07.2006

СПАСАЮЩАЯ МЕЧТА

 

Мечта всегда уводит в дальний путь,

В ней скрыта ласка, нежность и лояльность,

Даёт душе от боли отдохнуть,

Когда черна или горька реальность.

 

Хоть только призрак дивная мечта,

Придёт и пропадает за мгновенье,

Но сила в ней и жизни красота,

Даст радость и улучшит настроенье.

 

Мечта, как сон, приходит даже днём,

Но быстро улетает счастья птица.

Как хорошо, коль есть мечтать о чём!

Пусть хоть мгновенье призрак счастья длится.

 

Когда жизнь бьёт, и горю нет конца,

И в настроеньи вечно непогода,

Мечта способна радовать сердца,

В ней радость, счастье жизни и свобода.

 

Коль жизненный удар повергнет вдруг,

И кажется, что выход есть едва ли,

Мечта всегда придёт, как верный друг,

Спасёт от огорченья и печали. 

15.02.2008


 

Определите тему, идею стихотворения.


 

 

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Прослушивание главы «Мечты»

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом

Составление вопросов по содержанию прочитанного

Что кажется вам самым главным в описании отчаяния, которое охватило Николеньку?

Главным в этом описании было «воспо­минание о несчастии, постигшем» Нико­леньку: он «снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей участи, отчаяния и страха». Особенно пу­гала Николеньку неизвестность.

В чем герой искал причины всеобщей нена­висти к себе, которая, как ему казалось, была оче­видна?

Николенька считал, что всеобщая нена­висть к нему, которую он сам придумал и в которую сам поверил, была порождена тем, что он — несчастный подкидыш, а вовсе не родной сын своего отца. Приду­мав эту историю, он стал себя жалеть и при этом придумывать, какими же подви­гами он прославит себя, чтобы люди вер­нули ему свою симпатию и любовь.

Попробуйте перечислить все варианты со­бытий, которые представил Николенька в своих мечтах.

Вариант первый рисовал объяснение с отцом, который, оказывается, не родной, но при этом честный и благородный чело­век, который его жалеет и прощает.

Вариант второй осуществлялся уже в рядах военных. Николенька представил себя гусаром, который приносит победу родной армии. И генерал бросается ему на шею и благодарит за одержанную победу, а затем сам царь поздравляет его.

Вариант третий — это уже дерзкий раз­говор с самим Богом. Николенька дерз­ко спрашивает, «за что он наказывает меня?».

Вариант четвертый. Николенька во­ображает, что он непременно умрет, и все сорок дней после смерти будет слушать, как все в доме будут его жалеть. Он даже представляет свою умершую мать, с кото­рой он встречается на небе…

Но очень скоро Николенька понимает, что продолжение мечтаний невозможно: «умственному взору моему представляет­ся в настоящем только одна страшно мрачная, непроницаемая даль». 

Бывало ли так, что и вас посещали подобные грустные мечты?

Некоторые ученики любят рассказы­вать о своих мечтах, другие стесняются такого рассказа. Однако чаще всего маль­чики рассказывают о возможных, как им кажется, но совершенно нереальных во­инских подвигах, а девочки — о своих ус­пехах на конкурсах красоты.

Какое стихотворение, прочитанное в начале урока, соответствует содержанию прочитанной главы?

Домашнее задание:

Придумать рассказ-мечту.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Словарик

Психологизм - углублённое изображение душевных переживаний героя.


 

Используйте воображение: «Что произошло, если бы…?»


 


 

Этап 6. Рефлексивно-оценивающий.

Над чем заставил задуматься урок? Попробуем с вами подобрать слова, которые так или иначе связаны с мечтой.

М – (мужество, мир, медитация…)

Е – (единственный, ерунда, …)

Ч – (человек, чужой,…)

Т – (творчество, талант, …)

А – (абсурд, абстракция, активный,…)

Спасибо за урок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.