Урок литературы в 6 классе на тему «Нравственные уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».
Урок литературы в 6 классе на тему «Нравственные уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1/Г.С. Меркин.-М.:ООО «Русское слово- учебник»,2023(ФГОС. Инновационная школа).
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Цели урока:
- обобщение и систематизация материала по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»;
- развитие навыков сопоставительной характеристики героев;
- формирование ответственности за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.
Планируемые результаты:
Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по системе образов рассказа.
Метапредметные: приобщение к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыков анализа художественного произведения, умение создавать обобщения;
Личностные: воспитание духовно-нравственной личности, самоопределение; обучение культуре речевого общения.
№ п/п | Этап | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1 | Организа ционный | Мы прочитали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Сегодня мы постараемся разобраться, какие нравственные уроки нам преподаёт это произведение. Определите значение слова «нравственность». | Класс был поделён на 4 группы, каждая группа занималась определённым исследованием: Быт и нравы жителей Кавказа (аул, одежда, занятия, обычаи). Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Отношение горцев к пленникам и пленников к горцам. Дети в рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Работа с толковым словарём. Нравственность-внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. (Толковый словарь Ожегова) |
2. | Целеполагание | Исходя из значения слова нравственность, определите задачи урока. | Задачи: - определить, какие качества человека определяют его поступки, -чем объясняется его поведение, - какие нормы поведения являются общепринятыми. |
3. | Актуализация знаний | Где происходят события, о которых говорится в рассказе? Группа ребят исследовала быт и нравы народов Кавказа. Предоставляем им слово. О Кавказе писали многие писатели и поэты, среди них А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой Когда происходят описываемые события? В 1851 году Л.Н. Толстой уезжает на Кавказ. В это время на Кавказе идёт тяжёлая, кровопролитная война с горскими народами. Жившие на Кавказе народы оказывали упорное сопротивление. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен. Толстой сам участвовал в военных походах, командовал орудием. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Как эти события описывает автор? Откройте учебник на странице 189-190. | События происходят на Кавказе. МошхоеваАйна Кавказ – горная территория, входящая в состав России, самый многонациональный район, здесь проживают народы многих национальностей: аварцы, чеченцы, татары, ногайцы и многие другие народы. Противоречия между народами, живущими на территории Кавказа, приводили и продолжают приводить и сегодня к конфликтам между ними. Выражение «горячая точка» относится именно к Кавказу (зона военных действий). События происходят во время Кавказской войны с горцами. С.189-190 «На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости – татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ». |
| | Назовите главных героев рассказа по их описанию. «А … - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».
«А … хоть невелик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой». Кто рассказывает историю Жилина и Костылина? | Костылин Жилин Историю Жилина и Костылина мы слышим из уст рассказчика- очевидца событий. Это простой человек. В его речи немало слов и выражений, присущих разговорному языку(«забрехали собаки», «ожаривает лошадь»). |
4. | Лексичес кая работа | О чем говорят нам фамилии Жилина и Костылина?
На что указывают фамилии героев? Какой приём лежит в основе рассказа? Назовите, какие герои, картины противопоставляются в рассказе, с какой целью? Что мы узнаём о героях из 1 главы рассказа? Как раскрывается характер героев в плену? Какое значение имеет слово «плен», «пленник», «пленять».
Посмотрите фрагмент художественного фильма «Кавказский пленник». Ответьте на вопрос: «Почему не состоялся побег Жилина и Костылина?» Почему Жилин не бросает товарища даже тогда, когда тот выдал обоих своим криком? Почему Костылин так себя ведёт? Какие качества характера проявляют герои в данных эпизодах? Вопрос об отношении пленников к горцам и горцев к пленникам исследовала группа ребят, и результат своего исследования они оформили в виде такой схемы
О чём говорит последняя деталь портрета «костылём опирается»? Можно ли оправдать поступок старика-убийство своего сына, предавшего своих и перешедшего на сторону русских, и желание старика убить русских пленных: Жилина и Костылина?
Однако есть другие законы- гуманизма, человечности, по которым живут люди всех национальностей и вероисповеданий. Как сложились бы отношения Жилина и горцев, если бы не было войны? Вывод: люди из враждующих лагерей могут найти общий язык, но только если прекращается насилие, война. В труде, в мирных занятиях завязываются различные отношения. Но как только начинаются военные действия, все связи рушатся. Во время войны зло порождает новое зло, но в больших размерах (смерть татарина - отомстить, разорили семью, убили сыновей у татарина в чалме- отомстить) Причём, Толстой не выделяет ,кто прав- кто виноват. Насилие одинаково с обеих сторон: и русских, и татар. Какой урок можно из этого извлечь? Как автор относится к войне, предательству? | Жилин так назван потому, что он сумел выжить, "прижиться", "вжиться" в чужую и чуждую для него жизнь; Жилин образовано от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, двужильный - сильный, упругий Жилистый- 1. Имеющий заметно выступающие жилы. 2. Сухощавый, мускулистый. 3. Разг. Сильный, крепкий, выносливый. 4. Имеющий много жил, сухожилий. Костылин – словно на костылях, подпорках. Костылин образовано от «костыль»- палка для хромых, бессильных. Фамилии героев указывают на силу и выносливость Жилина и моральные недостатки Костылина. Антитеза-противопоставление. Главные герои - Жилин и Костылин. Татары и русские (Жилин и татары) Дина и другие жители аула. Война и мирная жизнь. Смысл противопоставления- сравнить людей и явления и выявить нормы поведения и состояния, необходимые для достойной жизни. Синквейн Жилин сильный решительный помогает работает преодолевает Ему интересны другие люди Мастер на все руки Жилин- это офицер, служит на Кавказе. У него есть старушка мать, которая его очень сильно любит. Он невысок ростом, ладный, ловкий, очень живой, подвижный, приметливый. При описании Жилина используются в основном глаголы, при помощи которых создаётся динамизм событий. Синквейн Костылин слабый ленивый ждёт спит скучает Не принимает других людей эгоист Костылин тоже офицер. Вместе с Жилиным он уезжает от обоза, но при появлении татар отправляется к крепости. Такому человеку нельзя доверять в минуту опасности: спасая себя, он бросил товарища в беде. Работа со словарём. Плен – неволя. Пленник – взятый в плен, невольник. Пленять – 1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить). В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других. Жилин – сильный, волевой человек. Он не рассчитывает на мать, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Костылин – беспомощный, слабый физически и морально, надеется только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин не смог убежать из плена. Он остался не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться из плена внешнего. Жилин всё делает, чтобы побег был удачным, все трудности берёт на себя (дыру раскопал пошире, чтобы толстый Костылин сумел пролезть, собаку прикормил на случай, если она услышит шум и поднимет лай), а Костылин не верит в возможность освобождения собственными силами и уходит из аула лишь под нажимом чужой воли; он небрежен, неосторожен (зацепил ногой камень, загремел). Жилин выносит все тяготы пути, заботится о товарище, утешает его, подбадривает. Костылин постоянно жалуется, ноет, пугается всего окружающего. В горах Костылин оказался совершенно беспомощным, покряхтывает, отстаёт и охает, постоянно стонет: «не дойду, не могу», «…сил моих нет», «Ой, больно». Жилин не бросает Костылина, твёрдо следуя одному из своих жизненных принципов: «бросить товарища не годится». Он несёт Костылина на себе, стремится уйти от погони, хотя ясно, что с такой ношей ему далеко не убежать: «Тяжело Жилину, ноги тоже в крови, и уморился». Всем своим поведением Жилин показывает, что во имя большой цели нужно терпеливо переносить трудности. Костылин не привык к трудностям, не рассчитывает на собственные силы, надеется на то, что, заплатив выкуп, освободится из плена. Жилин проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость; Костылин- нерешительность, трусость , эгоизм. Жилин не испытывает вражды по отношению к горцам. Он с уважением относится к их обычаям, старается быть полезным. Татары по-разному относятся к Жилину. Те , кто живёт по законам, предписанным обычаями, ненавидят не только русского, но и всех других «иноверцев». Красный татарин, и старик в чалме смотрят на него, «как волки» (литературный приём - сравнение людей с животным миром), смотрят «как на зверя». Почему? Они джигиты, воины «много русских убили», для них война - это дело чести. Иноверцев они не потерпят. В ауле живёт старый татарин. Он исполнен злобы и ненависти к русским. Он непримиримо относится к людям иной веры. В его портрете много сравнений: с.200: «бородка и усы белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич, нос крючком, как у ястреба, идёт, бывало, в чалме своей, костылём подпирается, как волк озирается». Костыль в руках человека, лишённого нравственной опоры-любви к людям. В этом он похож на Костылина– человека, способного на предательство.
Убийство ни в коем случае оправдать нельзя. Старик живёт по законам, которые предписывают ненависть к иноверцам, кровную месть за измену вере, и поступают так, как хотят они.. Работа со словарём. Гуманизм - система воззрений, признающих ценность человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех его способностей. Люди, умеющие и любящие трудиться, уважающие друг друга, независимо от национальности и вероисповедания, всегда найдут общий язык. Если бы не война, возможно, и татарин с красной бородой, и старик были бы более терпимыми к русскому. Только мирное сосуществование может помочь людям оставаться людьми. А Чтобы люди могли жить в мире, необходим совместный труд, тогда проявляются их способности Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что война – это бессмысленная вражда людей. |
| | Кто может изменить ситуацию, по мысли Толстого? Почему Дина решилась помочь Жилину? Кроме Дины, в ауле ведь ещё есть дети. Почему же они не помогали пленникам? Найдите сочетания слов, передающие отношение Жилина к Дине. Жилин с отцовской любовью относится к Дине. Так можно обращаться только к родному человеку. Он благодарен Дине за доброту и участие. -Многие после прочтения этого рассказа задают вопрос – а почему Дина не ушла с Жилиным? Сделали ли вы для себя вывод - почему? Какой нравственный урок из этого можно извлечь?
| Дети, такие, как Дина. Она очень похожа на отца. У неё чёрные светлые глаза, синий с красным наряд (как у отца). Дина- дочь чёрного татарина, Абдул-Мурата, она ещё ребёнок, ей 13 лет. Синквейн Дина добрая смелая помогает спасает чувствует Проявляет искреннее внимание умница Детская душа наиболее восприимчива к доброте и любви. Девочка почувствовала, что Жилин чуток и добр. Именно этими качествами он отличается от окружающих её людей, исполненных злобы и ненависти к ни в чём не повинному человеку. Она чувствует, что законы человечности сильнее, чем законы ненависти и вражды. Все остальные дети - это толпа, но управляемая взрослыми. Привезли пленных - радуются, бросают камни, т.к. разрешают взрослые. Жилин делает игрушки - радуются, ходят за ним толпой, т.к. не запрещают взрослые. После 1-го побега - камнями, плёткой бьют, визжат, т.к. поощряют взрослые Все они очень похожи на кукол, которых делает из глины Жилин. Дина же делает другой выбор, она не как управляемая кукла, выполняет волю отца, она проявляет искреннее внимание, заинтересованность, сострадание, милосердие. В этой девочке большая сила духа, вера в лучшие человеческие качества (значение имени) Дина - (от греческого "динамис" - сила, мощь, или арабского "дин" - вера). «Глазёнки блестят», «Села на коленочки», «Прощай, Динушка», «Век тебя помнить буду…», «Спасибо…умница» Её уход расценили бы как предательство, и Дину могли убить за это, как старый джигит убил своего сына. Дети могут спасти мир, но им нужно соответствующее воспитание. |
| | Как вы думаете, почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь в нём 2 героя? Чему учит рассказ Л.Н. Толстого? Жилин произносит в конце рассказа такую фразу: «Вот я и домой съездил, женился! Нет, уж, видно, не судьба моя». Как вы понимаете, значение этих слов? Так можно ли изменить свою судьбу или следовать обстоятельствам? Какой урок можно извлечь? | Толстой подчеркнул значимость образа Жилина для понимания художественной идеи рассказа, состоящей в утверждении активной жизненной позиции, любви к людям как высшей нравственной основы в человеке. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Учит людей не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей цели. Работа со словарём. Судьба- 1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека; ход жизненных событий. 2.Доля, участь. 3.История существования кого -чего-нибудь. 4.Будущее, то, что случится, произойдет Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Наша судьба в наших руках. Каждый человек имеет право на своё мнение |
5. | Итог | В современном мире не утихают войны и вражда. Кавказская война, о которой рассказал Толстой, была продолжена в 20 веке. Пострадали многие народы: русские, дагестанцы, ингуши и другие. Отношения в современном мире должны быть построены на основах доброты, взаимопонимания и любви. Можно избежать многих конфликтов, если помнить о нравственных уроках, данных в замечательном рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Давайте ещё раз повторим их. | 1) Только мирное сосуществование может помочь людям оставаться людьми. 2) Чтобы люди могли жить в мире, необходим совместный труд, тогда проявляются их способности. 3) Каждый человек имеет право на своё мнение. 4) Дети могут спасти мир, но им нужно соответствующее воспитание. |
6. | Домашнее задание | На следующем уроке мы будем готовиться к сочинению на тему «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? Дома напишите план к сочинению. | |