12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Димидова Инна Константиновна24
Учитель ГБОУ "Морской лицей"
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Урок литературы в современной школе
PPTX / 1.58 Мб

/data/files/k1628954726.pptx (Урок литературы в современной школе)Урок литературы в современной школе.

К вопросу мотивации


Димидова Инна Константиновна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы № 635 Приморского района

г. Санкт-Петербурга


Поговорим о преподавании классической литературы в современной

нам школе. Как? Интересно, увлекательно, познавательно!

Всем известны слова

t1628954620aa.jpgПлутарха из Херонеи:


Ученик - это не сосуд, который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь»

t1628954620ab.jpg


Зажигать этот факел нам, учителям, поскольку одной из главных задач обучения

и воспитания в школе является формирование всестороннее развитой личности.

Это не представляется возможным без приобщения к достижениям мировой культуры и искусства. Их, эти достижения, накопила многовековая история человечества.

Литература - вид словесного искусства. Литература- важный школьный предмет. Предполагается, что в процессе урока ученики вплотную прикасаются

к вопросам духовной культуры человечества.

Не секрет, фундамент знаний закладывается на уроке. Всем нам известно,

что это каждодневный, насыщенный и трудоемкий процесс. Монотонность утомляет и не дает желаемых результатов, потому наряду с традиционными формами преподавания литературы в современной школе активно внедряются инновационные виды обучения, в том числе и игровые.

СМ. (СЛАЙД № 5)

На слайде подробно и убедительно представлены достоинства игровых форм.

Кроме того обратим внимание на исследования, предложенные журналом (зарубежное издательство) «Директор школы». Они показывают, что качество запоминания зависит от вида обучения

Здесь представлена так называемая «пирамида обучаемости», она демонстрирует

запоминание учебного материала через 24 часа

после изучения в зависимости от вида занятия


t1628954620ac.png

Лекция-монолог - 5%

Самостоятельное чтение - 10%

Аудио (видео)обучение-20%

Показ (демонстрация)- 30%

Дискуссия (обсуждение учебного материала в группе) - 50%

Практика в процессе деятельности - 75%

Обучение других (ученик обучает ученика) - 90%.

Внимательно сопоставив приведенные данные, мы можем сделать вывод, что запоминание учебной информации тем выше, чем больше ученик вовлечен в образовательный процесс или, другими словами замотивирован.

Вашему вниманию предложен СМ. (СЛАЙД № 4)

Известно, что мотивирование это такое воздействие на человека, которое побуждает его к определенной деятельности или поведению. А мотивировать обучающихся – значит затронуть их интересы, создать им условия для реализации их потенциальных возможностей, организовать "встречу" их потребностей с предметами, реализующими цели образования. Эту встречу просто необходимо организовать, чтобы результат был успешным

Поскольку для детей характерно творческое отношение к жизни, присущи богатое воображение и фантазия. Познавание происходит при наличии заинтересованности, а не по принуждению, поэтому проведение уроков с учетом творческих способностей и потребностей более плодотворно. Ученик трудится, сам того не замечая.

СМ. (СЛАЙД № 6)

В процессе урока-игры в ненавязчивой форме происходит обучение, активизируется мыслительная деятельность, развивается речь, внимание, воображение, кроме того представляется возможность реализовать себя.

Стоит отметить, что уровень подготовки к таким урокам выше, так как детям свойственен дух соперничества, стремление быть лучше, оригинальнее, виртуознее других. Урок становится весьма интересным.

Важным является еще и то, что у учителя есть возможность вовлечь каждого в игру.

В качестве примера подобного урока из личной педагогической практики можно привести недавно проведенный обобщающий урок по литературе в 6-м классе на тему «Легенды и мифы Древней Греции. Подвиги Геракла».

СМ. (СЛАЙДЫ № 6-8)

Урок состоял из 2-х частей.

В 1-й части урока проводилась интеллектуальная игра, для проведения которой класс был разделен на 3 команды. В ходе игры командам выдавались задания в виде анаграмм, кроссвордов, загадок и т.п. на знание учебного материала по теме и по теории литературы), по результатам ответов на которые начислялись поощрительные и штрафные баллы. В процессе игры участники совместно обсуждали вопросы задания и вырабатывали ответы. По окончании интеллектуальной игры был произведен разбор игры, заключающийся в оценивании полноты и правильности выполнения заданий, общем набранном количестве баллов, с учетом штрафных и слаженность действий команд при работе над заданием и определении и награждении команд-победителей.

Во 2-й части занятия ученики показывали выполнение творческого домашнего задание по теме урока. В качестве задания детям была дана возможность проявить себя и представить любым оригинальным способом «12 подвигов Геракла», для чего класс был разбит на небольшие группы по 2-3 ученика на каждый подвиг. Дети очень заинтересованно и разнопланово подошли к выполнению домашнего задания. Причем, как показал урок, при подготовке к занятию дети по собственной инициативе использовали дополнительный материал из различных источников, а не только учебник. При представлении подвигов Геракла учениками были использованы разнообразные формы искусства: инсценировки, рисунки, ребусы, бумажный театр. Урок получился очень интересным и полезным для всех участников, даже не возникали проблемы с дисциплиной, несмотря на весьма непростой состав учеников. Как показали результаты игры и последующий контрольный опрос, учебный материал качественно усвоен всеми обучающимися.

Таким образом, проведение уроков по литературе в игровой форме способствует не только появлению у обучающихся желания изучать материал, но и способствует к более глубокому его усвоению, причем сверх рамок учебной программы. А в конечном счете, если смотреть глубже, такие уроки позволяют детям не только более детально соприкоснуться с сокровищницей мировой культуры и искусства, но и самим творить и создавать новое искусство.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.