Урок литературного чтения во 2 классе «Как воробья ворона обидела»

1
0
Материал опубликован 28 October 2021

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Дата:

Тема: В.И. Белов «Как воробья ворона обидела»

Класс: 2 «г»

Школа:

УМК: «Эльконин-Давыдов»

Тип урока: изучение нового материала

Учитель:

Цель: познакомить детей с рассказом В.И. Белова «Как воробья ворона обидела».

Задачи:

формирование умения делить текст на смысловые части, озаглавливать текст (отрывок текста), определять тему текста (отрывка текста);

развитие умения высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, рассуждать о поступках и поведении героев рассказа (на примере рассказа В.И. Белова «Как воробья ворона обидела» - о поведении таких героев как воробья, Антона, дедушки, вороны);

воспитание чувства достоинства, доброты, гуманности (на примере стихотворения К. Льдова «Кто кого обидел?» и рассказа В.И.Белова «Как воробья ворона обидела»).





















Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

1.Организация начала урока


-Здравствуйте! Меня зовут Виктория Александровна! Урок литературного чтения у вас проведу я.


Речевая разминка.

а-о-у-э-и-ы

ри-ра, ра-ря, ру-рю,

ир-эр,ар-ор-ур,

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра

Испугался Рома грома

Заревел он громче грома.


Приветствие учащихся.

Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2.Этап проверки домашнего задания.


Выразительное чтение стихотворения С.Черного «Воробей»


Коммуникативные УУД:

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

3.Этап подготовки к восприятию произведения.

-Послушайте стихотворение К.Льдова.

«Кто кого обидел?»
Рассудите, дети:
Лида иль котенок
Быть должны в ответе?..

Сладко почивала
Киска на подушке;
Вдруг подкралась Лида
К дремлющей Мяушке.

Разбудила киску,
Брать на ручки стала…
Жалобно спросонок
Киска запищала.

Стала вырываться
И царапать Лиду, —
Нанесла шалунье
Горькую обиду!

Кто ж из них, скажите,
Должен быть в ответе, —
Кто кого обидел?
Рассудите, дети.

-Как вы думаете кто же кого обидел?



-Как нужно было поступить Лиде?



-Ребят, можно ли обижать животных, людей? Почему?



-Иногда мы просто не замечаем, как обижаем кого-то. И ничего в своих поступках предосудительного не видим. В стихотворении «Кто кого обидел?» большой вопрос: «Кто же действительно явился обидчиком?».

Чтобы не было ситуаций, подобных той, что описана в произведении, надо лучше задумываться о том, когда и как поступить. Над этим вопросом задумался и В.И.Белов - российский писатель, публицист и сценарист.

t1635407487aa.jpg(на доске)

-Посмотрите на портрет Василия Ивановича. Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на портрет?


«В жизни он был добрым и отзывчивым человеком. Всегда приходил на помощь. Давал советы и просто был всегда рядом» - так о нем говорили его родные и друзья. Родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Учился в школе в г. Соколе Вологодской области, работал столяром, мотористом, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной газеты "Коммунар" (Вологодская область, 1956); с этого времени начал выступать в печати. В 1958 г. был избран секретарем районного комитета комсомола в Грязовецком районе Вологодской области; в 1959-1964 годах учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 г. был принят в Союз писателей СССР.

Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни.

-В.И. писал большие произведения, такие как романы и повести, но также он писал и маленькие, такие как сказки и рассказы, которые вошли в круг детского чтения. С одним из его рассказов мы сегодня с вами и познакомимся.

Слушают.






















-Они обе друг друга обидели, Лида – разбудила киску, а Мяушка- поцарапала Лиду.


-Дождаться пока киска проснется, только потом брать ее на руки.


-Нельзя. Если мы не будем обижать животный и людей, то и они нас тоже не будут.




















-Мы можем сказать, что человек добрый, он улыбается, у него добрые глаза.





Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

4.Этап первичного восприятия

-Сейчас послушайте этот рассказ В.И. «Как воробья ворона обидела». (стр.77)


(Чтение учителя)












Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

5.Этап выявление особенностей

восприятия текста.


-О чем это произведение?





-В чем прав дедушка?



-Что по-вашему позволяет эту историю назвать сказкой?





-О том, как Антона обидели друзья, но после рассказа дедушки он понял, что лучше не реветь, вдруг ворона в рот залетит.



-Дедушка прав в том, что не нужно обращаться внимание на тех, кто пытается нас обидеть.


-Животные разговаривают.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

6. Этап постановки учебной задачи

-Как же нужно поступать в той ситуации, когда нас обижают? Давайте ответим на этот вопрос прочитав еще раз рассказ.



7.Этап повторного восприятия и анализа текста

-Давайте разделим текст на смысловые части.


1 часть.

-Как вы думаете, какая часть будет первой (о чем в ней говорится?)? Прочитайте ее.

«А братик….на колхозной конюшне.»




-Что испытывал Антон, когда над ним пошутили?



-Верно, он был обижен, он много ревел, что ему даже надоело это, потом он сидел и просто смотрел на брошенную им конфету.


-Как встретили мальчика бабушка, дедушка и сестра?





-Все беспокоились о мальчике, они хотели, чтобы он перестал плакать (бабушка дала конфету, дедушка рассказал историю).


-Давайте озаглавим эту часть.



2 часть.

-Какая часть будет второй?



-Давайте эту часть попробуем разделить на несколько маленьких. Как вы думаете на сколько частей мы может разделить эту историю?



-Прочитайте отрывок о том, как ворона обидела воробья.

«Дело было…кому бы пожаловаться.»


-Почему ворона обидела воробья?


-Верно! Ворона хотела повеселиться, ей было скучно. Даже если вам нечем заняться, это не повод обижать других, тем более тех, кто меньше и слабее вас. Нужно заняться полезным делом, и тогда все будут рады, и вы никого не обидите и сделаете полезное дело.


-Прочитайте отрывок о том, как воробей жаловался дедушке.

«Прилетел к…хлебных крошек.»


-В чем прав дедушка?




-Верно! Дедушка прав, не нужно обращать внимание на тех, кто вам говорит обидные слова, тех более, если это не правда.


-Прочитайте отрывок о том, как ворона сама запрыгала перед воробьем на лапках.

«Тут воробей…не сказывал».


-В чем прав воробей в этой части?


-Верно! Воробей совершенно прав, он правильно поступил, не обращая внимание на ворону, т.к. она просто хотела обратить на себя внимание, говоря воробью обидные слова.


-Как вы думаете, почему дедушка не сказал свои мысли о вороне воробью: «Вот ведь глупая эта ворона»?


-Верно! Дедушка хотел, чтобы воробей перестал обращать внимание. Чтобы не вел себя глупо, а достойно.

3 часть

-О чем будет идти речь в третьей части? Прочитайте.




-В первой части говорится о том, что Антон пришел домой весь в слезах, дедушка и бабушка пытались его успокоить.




-Он был обижен, даже не хотел раздеваться и конфету брать.








-Бабушка дала конфету Антону и пыталась снять пальто, потом еле-еле все-таки сняла его. Дедушка сначала спросил, почему Антон ревет, потом рассказал историю о воробье и вороне. Сестра наблюдала за всем этим.



- «Обида Антона», «Обида», и т.д. (работа вместе с детьми и запись на доске учителем).



-Рассказ дедушки о том, как воробья ворона обидела.


-На три части:

1. Как воробья ворона обидела.
2. Воробей жалуется дедушке на ворону.

3. Воробей не обращает внимание на крикливую ворону (глупая ворона).




-Вороне было скучно, ей нечем было заняться.












-Дедушка прав в том, что убедил воробья не обращаться внимание на ворону, т.к. все, что она говорит не правда.










-В том, что не обращал внимание на ворону.







-Для того, чтобы воробей не стал дразнить ворону, что она глупая.





-О том, как все собрались за столом пить чай.


8.Этап обобщения.

-Ребята, как вы думаете, зачем дедушка рассказал историю о том, как воробья ворона обидела?




-Дедушка поступил мудро. Он не стал объяснять мальчику, как нужно было поступить в этой ситуации, а рассказал историю, т.е. привел пример похожей ситуации и ее решение. Также послушать эту историю было полезно и Катюше. Давайте сделаем вывод, зачем дедушка рассказал эту историю?






-Обратите внимание на иллюстрацию на стр.80. Как вы думаю с какой частью рассказала ассоциируется картинка?

t1635407487ab.jpg

-Как дети слушают дедушку?


-Верно! Дети смотрят на дедушку с интересом, Антон даже рогалик не кушает, держит в руках, будто застыл. Вот так дедушка заинтересовать внуков своей историей.


-Но бывают случаи, когда нас пытаются обидеть и правдой, и на этот случай есть поговорка: «На правду не обижаются». Спасибо за урок! Урок окончен! До свидания!

-Он на примере хотел показать Антону, что не нужно обращать внимание на тех, кто пытается обидеть. Тем более если говорят не правду.








-Дедушка рассказал историю для того, чтобы Антон и Катюша понимали, как поступать в подобных ситуациях.


-С третьей частью, когда дедушка начал ставить самовар.

















-Внимательно, с интересом.


9.Этап объяснения домашнего задания

Пересказ рассказа.

Записывают в дневники.




8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.