Урок литературного чтения во 2 классе «Как воробья ворона обидела»
Технологическая карта урока
Предмет: Литературное чтение
Дата:
Тема: В.И. Белов «Как воробья ворона обидела»
Класс: 2 «г»
Школа:
УМК: «Эльконин-Давыдов»
Тип урока: изучение нового материала
Учитель:
Цель: познакомить детей с рассказом В.И. Белова «Как воробья ворона обидела».
Задачи:
формирование умения делить текст на смысловые части, озаглавливать текст (отрывок текста), определять тему текста (отрывка текста);
развитие умения высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, рассуждать о поступках и поведении героев рассказа (на примере рассказа В.И. Белова «Как воробья ворона обидела» - о поведении таких героев как воробья, Антона, дедушки, вороны);
воспитание чувства достоинства, доброты, гуманности (на примере стихотворения К. Льдова «Кто кого обидел?» и рассказа В.И.Белова «Как воробья ворона обидела»).
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
1.Организация начала урока | -Здравствуйте! Меня зовут Виктория Александровна! Урок литературного чтения у вас проведу я. Речевая разминка. а-о-у-э-и-ы ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр,ар-ор-ур, трри-трра-тррэ, трро-трру-трри, дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра Испугался Рома грома Заревел он громче грома. | Приветствие учащихся. | Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
2.Этап проверки домашнего задания. | Выразительное чтение стихотворения С.Черного «Воробей» | | Коммуникативные УУД: 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. |
3.Этап подготовки к восприятию произведения. | -Послушайте стихотворение К.Льдова. «Кто кого обидел?» Сладко почивала Разбудила киску, Стала вырываться Кто ж из них, скажите, -Как вы думаете кто же кого обидел? -Как нужно было поступить Лиде? -Ребят, можно ли обижать животных, людей? Почему? -Иногда мы просто не замечаем, как обижаем кого-то. И ничего в своих поступках предосудительного не видим. В стихотворении «Кто кого обидел?» большой вопрос: «Кто же действительно явился обидчиком?». Чтобы не было ситуаций, подобных той, что описана в произведении, надо лучше задумываться о том, когда и как поступить. Над этим вопросом задумался и В.И.Белов - российский писатель, публицист и сценарист. (на доске) -Посмотрите на портрет Василия Ивановича. Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на портрет? «В жизни он был добрым и отзывчивым человеком. Всегда приходил на помощь. Давал советы и просто был всегда рядом» - так о нем говорили его родные и друзья. Родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Харовского района Вологодской области. Учился в школе в г. Соколе Вологодской области, работал столяром, мотористом, электромонтером. После службы в армии работал на заводе в Перми, затем был сотрудником районной газеты "Коммунар" (Вологодская область, 1956); с этого времени начал выступать в печати. В 1958 г. был избран секретарем районного комитета комсомола в Грязовецком районе Вологодской области; в 1959-1964 годах учился в Литературном институте им. М. Горького; в 1963 г. был принят в Союз писателей СССР. Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81-м году жизни. -В.И. писал большие произведения, такие как романы и повести, но также он писал и маленькие, такие как сказки и рассказы, которые вошли в круг детского чтения. С одним из его рассказов мы сегодня с вами и познакомимся. | Слушают. -Они обе друг друга обидели, Лида – разбудила киску, а Мяушка- поцарапала Лиду. -Дождаться пока киска проснется, только потом брать ее на руки. -Нельзя. Если мы не будем обижать животный и людей, то и они нас тоже не будут. -Мы можем сказать, что человек добрый, он улыбается, у него добрые глаза. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
4.Этап первичного восприятия | -Сейчас послушайте этот рассказ В.И. «Как воробья ворона обидела». (стр.77) (Чтение учителя) | | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
5.Этап выявление особенностей восприятия текста. | -О чем это произведение? -В чем прав дедушка? -Что по-вашему позволяет эту историю назвать сказкой? | -О том, как Антона обидели друзья, но после рассказа дедушки он понял, что лучше не реветь, вдруг ворона в рот залетит. -Дедушка прав в том, что не нужно обращаться внимание на тех, кто пытается нас обидеть. -Животные разговаривают. | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
6. Этап постановки учебной задачи | -Как же нужно поступать в той ситуации, когда нас обижают? Давайте ответим на этот вопрос прочитав еще раз рассказ. | | |
7.Этап повторного восприятия и анализа текста | -Давайте разделим текст на смысловые части. 1 часть. -Как вы думаете, какая часть будет первой (о чем в ней говорится?)? Прочитайте ее. «А братик….на колхозной конюшне.» -Что испытывал Антон, когда над ним пошутили? -Верно, он был обижен, он много ревел, что ему даже надоело это, потом он сидел и просто смотрел на брошенную им конфету. -Как встретили мальчика бабушка, дедушка и сестра? -Все беспокоились о мальчике, они хотели, чтобы он перестал плакать (бабушка дала конфету, дедушка рассказал историю). -Давайте озаглавим эту часть. 2 часть. -Какая часть будет второй? -Давайте эту часть попробуем разделить на несколько маленьких. Как вы думаете на сколько частей мы может разделить эту историю? -Прочитайте отрывок о том, как ворона обидела воробья. «Дело было…кому бы пожаловаться.» -Почему ворона обидела воробья? -Верно! Ворона хотела повеселиться, ей было скучно. Даже если вам нечем заняться, это не повод обижать других, тем более тех, кто меньше и слабее вас. Нужно заняться полезным делом, и тогда все будут рады, и вы никого не обидите и сделаете полезное дело. -Прочитайте отрывок о том, как воробей жаловался дедушке. «Прилетел к…хлебных крошек.» -В чем прав дедушка? -Верно! Дедушка прав, не нужно обращать внимание на тех, кто вам говорит обидные слова, тех более, если это не правда. -Прочитайте отрывок о том, как ворона сама запрыгала перед воробьем на лапках. «Тут воробей…не сказывал». -В чем прав воробей в этой части? -Верно! Воробей совершенно прав, он правильно поступил, не обращая внимание на ворону, т.к. она просто хотела обратить на себя внимание, говоря воробью обидные слова. -Как вы думаете, почему дедушка не сказал свои мысли о вороне воробью: «Вот ведь глупая эта ворона»? -Верно! Дедушка хотел, чтобы воробей перестал обращать внимание. Чтобы не вел себя глупо, а достойно. 3 часть -О чем будет идти речь в третьей части? Прочитайте. | -В первой части говорится о том, что Антон пришел домой весь в слезах, дедушка и бабушка пытались его успокоить. -Он был обижен, даже не хотел раздеваться и конфету брать. -Бабушка дала конфету Антону и пыталась снять пальто, потом еле-еле все-таки сняла его. Дедушка сначала спросил, почему Антон ревет, потом рассказал историю о воробье и вороне. Сестра наблюдала за всем этим. - «Обида Антона», «Обида», и т.д. (работа вместе с детьми и запись на доске учителем). -Рассказ дедушки о том, как воробья ворона обидела. -На три части: 1. Как воробья ворона обидела. 3. Воробей не обращает внимание на крикливую ворону (глупая ворона). -Вороне было скучно, ей нечем было заняться. -Дедушка прав в том, что убедил воробья не обращаться внимание на ворону, т.к. все, что она говорит не правда. -В том, что не обращал внимание на ворону. -Для того, чтобы воробей не стал дразнить ворону, что она глупая. -О том, как все собрались за столом пить чай. | |
8.Этап обобщения. | -Ребята, как вы думаете, зачем дедушка рассказал историю о том, как воробья ворона обидела? -Дедушка поступил мудро. Он не стал объяснять мальчику, как нужно было поступить в этой ситуации, а рассказал историю, т.е. привел пример похожей ситуации и ее решение. Также послушать эту историю было полезно и Катюше. Давайте сделаем вывод, зачем дедушка рассказал эту историю? -Обратите внимание на иллюстрацию на стр.80. Как вы думаю с какой частью рассказала ассоциируется картинка? -Как дети слушают дедушку? -Верно! Дети смотрят на дедушку с интересом, Антон даже рогалик не кушает, держит в руках, будто застыл. Вот так дедушка заинтересовать внуков своей историей. -Но бывают случаи, когда нас пытаются обидеть и правдой, и на этот случай есть поговорка: «На правду не обижаются». Спасибо за урок! Урок окончен! До свидания! | -Он на примере хотел показать Антону, что не нужно обращать внимание на тех, кто пытается обидеть. Тем более если говорят не правду. -Дедушка рассказал историю для того, чтобы Антон и Катюша понимали, как поступать в подобных ситуациях. -С третьей частью, когда дедушка начал ставить самовар. -Внимательно, с интересом. | |
9.Этап объяснения домашнего задания | Пересказ рассказа. | Записывают в дневники. | |
8