Конспект урока литературного чтения в 1 классе «Сказка про Веснянку»
Конспект урока литературного чтения в 1 классе (УМК «Школа России»)
Тема урока. Сказка про Веснянку.
Цели: создание условий для формирования навыков вдумчивого чтения и формирования умений находить выходы из спорных ситуаций.
Задачи:
формировать навык слогового чтения, упражнять в интонационно- выразительном чтении,
развивать умение читать по ролям, формировать умение целостного восприятия слова,
обогащать лексический запас и грамматический строй речи учащихся;
развивать умение сотрудничать;
воспитывать самостоятельность, терпимость, чувство сопереживания, самостоятельность мышления.
Работа над формированием универсальных учебных действий
Познавательные: умение находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; формирование смыслового чтения.
Регулятивные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать цель урока; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.
Коммуникативные: формирование умения высказывать свою точку зрения, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выявлять проблему, учиться осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, учиться осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий партнера.
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентация в межличностных отношениях.
Тип урока: урок применения знаний и умений.
Форма проведения: урок-сказка.
Формы и приемы работы, используемые на уроке:
работа в парах, самостоятельная работа, фронтальная работа, использование алгоритма действий.
Оборудование: букварь, карточки с именами весенних и зимних гостей, карточки со слогами, плакат с изображением феи Весны и рисунок Веснянки, на партах по три лепестка красного, синего и чёрного цвета.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Проверьте, всё ли готово к уроку. Создаём хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Садитесь.
2.Целеустановка. Мотивация учебной деятельности.
- Сегодня мы с вами отправимся в сказку в гости к прекрасной фее, имя которой узнаете, если отгадаете загадку:
Стала тёплою погода,
Светит солнце, и природа
Пробудилась ото сна.
В гости к нам пришла …(весна)
- Да, это фея Весна.
-Как вы думаете, какая тема нашего урока? Предположите,чему мы будем сегодня учиться на уроке чтения? Какие задачи поставим перед собой?
3.Актуализация опорных знаний.
- Итак, жили-были добрый и мудрый царь, и его жена – прекрасная фея Весна. Когда у них родилась дочь Веснянка, слетелись все подруги Весны, и враги её тоже примчались. Давайте прочитаем, кто прибыл в гости к Весне.
(На доске имена гостей).
Решено было пропустить только весенних гостей. Растерялись царь и фея Весна, не знают, кого пропускать. Может быть, вы, ребята, поможете им?
(На партах листочки с именами гостей. Распределите их в два столбика: 1 – имена весенних гостей, 2 – имена зимних гостей. Работаем в парах. Чья пара первой выполнит задание правильно, работает у доски).
Фея Тепла фея Сугроба
Фея Марта фея Пурга
Фея Апрелька фея Льдинка
Фея Мая фея Метель
Фея Подснежников фея Вьюга
Фея Зелени
Фея Ромоза
- Ребята, а мне кажется, что фея Вьюга – это весенняя гостья. Смотрите, в слове «вьюга» есть кусочек «юга». Вы согласны? (Нет). Почему? (Вьюга бывает зимой).
Тогда, может быть, фею Подснежников не стоит пропускать? Ведь в её имени явно присутствует снег? (Нет, это весенний цветок).
А вот кто такая фея Ромоза, никто не понял. Царь был очень вежлив. Он подумал, что это фея какого-то заморского цветка и пропустил её.
- Итак, все весенние феи решили подарить Веснянке подарки. А что подарила каждая из них, мы прочитаем в букваре.
4. Работа с текстом.
Чтение по ролям.
Физминутка.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
- А сейчас давайте вспомним, что подарила каждая фея Веснянке.
(Пересказ детей).
Царь всех поблагодарил. Но когда он пожал руку фее Ромозе, то вскрикнул: рука её была холодна, как лёд. Фея расхохоталась и растворилась в воздухе, где написала своё настоящее имя. Кто догадался, как звали эту фею? (Фея Мороза).
5. Работа в парах.
Быстро росла Веснянка. Доброй, весёлой и работящей стала. Любила она всё чинить и мастерить. Посмотрите, что она смастерила из этих обломков (на партах карточки со слогами).
Цве ро под
Снеж зы ник
ты аст ры
6. Поиск выхода из сложной ситуации.
- Однажды делала Веснянка весеннюю уборку и наткнулась на чердаке на сундук, куда царь запрятал страшные подарки феи Мороза. Отыскала связку ключей. Проверьте, какой ключ отопрёт сундук?
| |
|
| |
| |
| |
Достала прекрасную фату и ослепительный венец, примерила и … исчезла: подарки феи Мороза унесли Веснянку на Северный полюс.
Весна быстро собралась и отправилась за дочкой. Везде, где она ступала, таял снег, бежали ручейки. … Как вы думаете, что ещё происходило? (набухали почки на деревьях, появлялись подснежники)
Но обессилила Весна, остановилась, трудно ей идти дальше. Просит она друзей пуститься в дальний путь, пока она соберётся с силами. Поможем Весне? Тот, кто сможет хорошо прочитать стихотворение на с. 135 или выучит его наизусть, тот и поможет Весне освободить Веснянку.
7.Итог урока.
- Ребята, вам понравилась сказка? Вы хотите помочь Весне? А что для этого нужно? В начале урока мы поставили перед собой задачи. Вспомните, какие? Как думаете, вы справились с этими задачами?
8. Рефлексия.
На партах у вас лежат по 3 лепестка: красного, синего и чёрного цвета.
- Оцените свою работу на уроке.
Кому было интересно, всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите лепесток красного цвета.
Если затруднялись в чём-то, чувствовали себя неуверенно, поднимите лепесток синего цвета.
Кому на уроке было очень трудно, неинтересно, поднимите лепесток чёрного цвета.
А теперь давайте составим цветок из ваших лепестков на доске.
- Спасибо за работу! Урок окончен!