Урок литературного чтения в 1 классе: С. В.Михалков «Мой щенок»

8
0
Материал опубликован 13 March 2023 в группе

Урок литературного чтения в 1-м классе

Тема урока

С. В.Михалков «Мой щенок»

Цель урока

Создание условий для знакомства детей с творчеством С.В.Михалкова, понимания чувств и настроения героев.

Задачи

1. Формировать навыки выразительного чтения, как средства своего понимания.

2. Развивать воображение детей, критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы.

3. Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям. Развивать речь, память,

наблюдательность, сценические способности детей, поэтический слух.

4. Продолжать работу, направленную на расширение словарного запаса детей.

5. Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

Планируемый

результат

обучения,

формирование

УУД

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,

понимать цель чтения

(удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений,

аргументации, иной информации).

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

формировать умение договариваться , находить общее решение; развивать способности сохранять

доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Основные понятия

Поэт, писатель, забота, щенок, четвероногий друг

Межпредметные связи

Окружающий мир, русский язык.

Ресурсы

Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; карточки с новыми понятиями, раздаточные карточки с творческим заданием, портрет С.Михалкова.









Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Целеполагание и

мотивация

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

- Добрый день! Добрый час! Я приветствую всех вас!

Пожелайте друг другу успехов на

сегодняшний урок.

Чему вы хотели научиться сегодня на уроке?

- Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач?





Учиться бегло и выразительно читать.

Уметь владеть своим голосом.

Актуализация

знаний.

Подготовка к

восприятию

Познавательные

УУД

Делают выводы в

результате

совместной работы

класса и учителя.

Личностные УУД

эмоционально

«проживают» текст, выражают свои эмоции;

понимают эмоции других людей сочувствуют,

сопереживают;

высказывают своё

отношение к героям

прочитанных

произведений, к их

поступкам.


Речевая разминка.

- Слушайте соседа.


Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой.

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча.


- Последние две строчки произнесем как чистоговорку.

- Работаем в парах.

- После тренировки проговорите эти строки соседу.


Дыхательная гимнастика

Собака берет след

«Принюхивание» - прерывистые вдохи через нос; выдох произвольный.

- Сейчас щенки будут лаять. Наберите воздух в грудь, резко выдохните и скажите "Гав".


Молодцы! Умение владеть своим

голосом поможет нам на уроке

выполнению остальных задач, а именно:

выразительно и безошибочно читать.

Хорошее чтение поможет понять текст.


Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей...

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

- Ребята, а кто дарит нам такое многообразие детских книг? Давайте вспомним, как зовут людей, которые пишут повести, рассказы, романы?

- Кто пишет стихотворения о природе, о детях, обо всем, что нас окружает?

- Правильно. А теперь попробуйте закончить предложения.

На доске:

Сказки пишут ...

Басни сочиняют ...

Переводят с других языков ...

Театральные пьесы пишут ...

Статьи в газеты и журналы пишут ...

- Подумайте, а может ли один человек делать все, что мы перечислили?




Читают стихотворение хором (с доски).









Нескольких учеников проговаривают строки вслух.



Дети выполняют упражнения на дыхание























- Таких людей называют писателями.


Это поэты.





- Сказочники.

Баснописцы.

Переводчики.

Драматурги.

Журналисты.

- Это очень трудно. Таких людей нет, или их очень мало.

«Открытие»

нового знания

детьми.

Познавательные

УУД

Ориентируются в

учебнике (на развороте, в

оглавлении, в условных

обозначениях).

Личностные УУД

Регулятивные УУД

В сотрудничестве с

учителем учитывают

выделенные педагогом

ориентиры действия

в новом учебном материале

- Сегодня мы познакомимся с творчеством человека, герои книг которого вам давно известны. Он поэт и писатель, сказочник и баснописец, переводчик и драматург. Десятки ваших любимых мультфильмов сняты по его сценариям. Это Сергей Владимирович Михалков.


(Демонстрация портрета Михалкова)


Вглядитесь в это лицо. Этот человек с добрыми глазами дарит нам так много радости своими стихотворениями, сказками, баснями.

- Прочитайте, что Сергей Михалков говорит о книгах.











Работа с выставкой книг

- Да, хорошая книга – это праздник, это радость для детей и взрослых. Сегодня у нас на выставке книги Михалкова.

- Посмотрите, сколько их.



- Чтобы повернуть книги и увидеть их обложки, вам необходимо будет вспомнить некоторые стихотворения Сергея Владимировича. Я буду читать отрывки, а вы заканчивайте их.

- В доме восемь дробь один

У заставы Ильича

Жил высокий гражданин

По прозванью...


- Говорят: под новый год

Что ни пожелается -

Все всегда произойдет,

Все всегда...


- В одном переулке стояли дома.

В одном из домов жил упрямый...


- На прививку! Первый класс! -

Вы слыхали? Это нас!

Почему я встал у стенки?

У меня...

- Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята -

Их по счету...


У. Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи, счастливые..


После каждого правильно законченного отрывка учитель переворачивает одну книжку. Отрывки зачитываются до тех пор, пока все книги не будут перевернуты.

- Все эти стихотворения и многие другие вы можете прочитать в этих книгах.


- Прочитайте на слайде девиз

сегодняшнего урока: «Мой четвероногий друг»


- Как вы думаете, кого так называют?



- Подумайте, вспомните, в каких делах собака помогает человеку.


- Да, собаки умеют многое и во многом помогают людям. Но сначала это маленькие щенки, которые нуждаются в помощи и защите.


Вы знаете много стихотворений Михалкова. Сегодня мы познакомимся еще с одним. Оно называется "Мой щенок".


- Прежде чем мы начнём слушать стихотворение, выясним значение нескольких слов и выражений.

КЛАДОВКА – пристройка к дому, где хранятся вещи, продукты.

ЖБАН — кувшин с крышкой.

ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ

ПЕРЕКОШЕНА ЩЕКА -

ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -

ГОРЕВАЛА - грустила


- Сейчас откройте учебник и прослушайте аудиозапись.













Дети читают с доски:

«В мировой детской литературе есть сегодня хорошие книги, созданные на десятках разных языков. Есть книги-учителя, строгие и взыскательные. Есть книги-приятели. Есть книги-волшебники. Есть книги-солдаты. И каждая новая хорошая детская книга – это праздник для тысяч юных граждан планеты "Земля"».

С.В. Михалков





- Книги стоят неправильно. Не видно названий. Надо их перевернуть.








- …Каланча.





- …сбывается.



- …Фома.





- …дрожат коленки.




- …ровно пять.




- …друзья.


Дети перечисляют названия произведений

данного автора, на доске появляется выставка

его книг.






Собака – верный друг и помощник человека.


- Собаки работают в милиции.

Работают в цирке.

Спасают людей в горах.

Работают проводниками слепых.

Собаки охраняют вещи, объекты.

Служат на границе.



Объяснения детей.

Работа с толковым словарем.

Первичное

закрепление

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Учатся работать

по предложенному

учителем плану

Познавательные

УУД

Используют различные формы интерпретации

содержания текстов:

интегрируют содержащиеся в разных частях текста детали

сообщения; понимают текст, опираясь не только

на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык

- Какие чувства вызвало это стихотворение?

- Почему же девочка грустила?


Чтение труднопроизносимых слов, подбор рифм

По-кры-вать-ся, покрываться


Пе-ре-ко-ше-на, перекошена

У-ку-тан-ный, укутанный


За-бин-то-ван-ным, забинтованным



- Прочитайте стихотворение про себя.






(одеваться, умываться, расслабляться…)

(брошена, сложена, горошина…)

(запутанный, распутанный, закутанный…)

(околдованным, зашифрованным, очарованным…)


Повторное чтение стихотворения

Антиципация по ключевым словам, заглавию, иллюстрациям.

Регулятивные УУД

Коммуникативные

УУД

Находят ответы на

вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию

На данном этапе

проходит поисково-исследовательская деятельность

- Прочитайте заглавие. Как

называется стихотворение?

Кто его автор?

Кто его герои?

Рассмотрите иллюстрацию. Какой

здесь щенок? Можно предположить, что с ним случилось?





Строят речевое высказывание в устной форме

с помощью учителя.

Физкультминутка

На данном этапе

проходит

технология

здоровьесбережения

- Сейчас мы попробуем изобразить этого щенка. Выйдите из-за парт.


Покажите, какой щенок маленький. Присядьте, колени обхватите руками.

Щенок медленно растет. Встаньте, поднимите руки вверх.

Покажите, как щенок подпрыгивает. Прыжки на месте.

Покажите, как щенок бегает. Бег на месте.



Работа с текстом.

Достижение

понимания на

уровне содержания

Познавательные

УУД

Понимают смысл

текста; знают и

могут применить

первоначальные

способы поиска информации


Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

На данном этапе

проходит

технология

здоровьесбережения

Отсутствие прямого

принуждения,

положительное

стимулирование,

право свободного выбора

благоприятно воздействует на здоровье ребенка

На данном этапе

проходит поисково-исследовательская

деятельность

- Прочитайте про себя 1-ю часть стихотворения и найдите предложение для ответа на вопрос:

- Почему девочка сбилась с ног?

- Как понимаете словосочетание сбилась с ног?

Прочитайте 2-ю часть (кончая словами «И пропал...») стихотворения и ответьте на вопросы:

- Как щенок вел себя с самого утра?

- Как вы понимаете слова «Он увидел одеяло — покрываться нечем стало...»?

- Что же самое главное в этой части? (Щенок расшалился.)

- А как автор пишет о шалостях щенка? (С юмором, ласково.)

- Откуда это видно?

Прочитайте 3-ю часть стихотворения и ответьте на вопросы:

- Как чувствует себя девочка, потерявшая щенка? (Волнуется, переживает.)

- Из каких слов это видно? Прочитайте.

Прочитайте 4-ю часть рассказа и скажите:

- Каким вернулся щенок домой. Почему?

- Как вы думаете, эта часть стихотворения смешная или грустная? (И грустная, и смешная.)

- Почему автор так рассказал о несчастье, которое случилось со щенком, что нам и смешно, и в то же время грустно? (Автор с юмором пишет об этом, но и жалеет щенка, которого покусали пчелы.)

Прочитайте последнюю часть стихотворения.

- Найдите вопрос в конце текста, который можно поставить к этой части. (4-й.)

Затем учащиеся самостоятельно читают стихотворение про себя.

- Какая часть стихотворения особенно запомнилась? Почему?

- Какие чувства вызывает это стихотворение?


Выразительное чтение

- Сейчас мы будем учиться читать это стихотворение с выражением. На доску я прикреплю таблички. Они помогут вам при чтении.


Чтение стихотворения по частям. После обсуждения каждой части на доску прикрепляются таблички.


Отчаяние, тревога.

Быстро, недовольно.

Возмущение.

Осуждение.

Тревога.

Сочувствие.

Отчаяние.

Нетерпение.

Испуг, недоумение.

Изумление.

Сочувствие.

Забота.

Учащиеся читают стихотворение по частям.


Включение в

систему знаний и

повторений. Работа в группах

Регулятивные УУД

Саморегуляция как

способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию

Коммуникативные

УУД

Договариваются с

одноклассниками

совместно с учителем о правилах поведения и

общения и следования им;

учатся работать в паре, различные роли (лидера,

исполнителя).

Продуктивная групповая

коммуникация.

(Согласно заданным

рамкам обсуждения

высказывают и развивают

собственные идеи других членов группы,

аргументируют свои

суждения.)

Личностные УУД

Формирование

личного (эмоционального)

отношения к

окружающему миру.

На данном этапе

проходит технология

здоровьесбережения

Работа в паре создает

«антистрессовую»

ситуацию, что формирует

здоровую психику

ребенка.

Познавательные

УУД

Используют

простейшие приемы

анализа различных

видов текстов:

определяют главную

мысль произведения;

делят текст на части, озаглавливают их; составляют простой план;

находить различные

средства выразительности,

определяющие отношение автора к герою, событию

А теперь попробуйте сами прочитать это стихотворение, передавая голосом чувства героев. Старайтесь не мешать соседу по парте во время чтения.


Работа в группах.

- Прочитайте, обсудите в группе, договоритесь, примите решение,

объясните свой выбор.

Договоритесь, кто будет выступать.

Докажите, что ваше решение верно.


Работа с деформированным планом стихотворения.


План.

1. «Мой щенок лежит пластом».

2. «У меня пропал щенок».

3. «Не узнала я щенка».

4. «Два часа я горевала».


Карточки

1) Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:

Ответственная, заботливая, ленивая, добрая

2) Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:

Шаловливый, ленивый, непоседливый, трусливый


Работа над выразительностью речи по плану - табличкам

Чтение жужжащее.



Учащиеся работают в группах-четвёрках,

повернувшись, друг к другу


Учащимся каждой группы выдаются карточки,

которые они выполняют в течение нескольких

минут, проверяя свои творческие способности.

После выполнения задания каждая группа

зачитывает свои варианты ответов.

Рефлексия


Регулятивные УУД

Личностные УУД

С помощью учителя

дают оценку

разного вида

деятельности на уроке.

Итог урока

- От чьего имени ведётся рассказ?

- О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?

- Что предшествовало этому? Что было с утра?

- Как долго девочка ждала щенка?

- Прочитайте ее размышления во время ожидания.

- Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.

- Как вы думаете, где был щенок? Из каких строк мы узнаем об отношении девочки к щенку?


- Вспомните задачи, которые мы с вами поставили в начале урока. Справились ли мы с ними?

Закончите предложения:

Я сегодня узнал …

Я научился …

Мне было …

Я рад …















Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.

Домашнее

задание

Регулятивные УУД

Учатся работать

по предложенному

учителем плану

На данном этапе

проходит технология

здоровьесбережени

я (право свободного выбора)


1. Обязательная часть.

Научиться читать стихотворение "Мой щенок" с выражением, найти открытки, иллюстрации с изображением собак.

2. Творческая часть.

Если у вас дома есть собака, то нарисуйте ее, расскажите о ней (как зовут, как выглядит, о ее повадках, приведите интересный случай из ее жизни).

3. По желанию.

- В сборниках стихотворений С. В. Михалкова найдите и прочитайте стихотворения о собаках: "Пес и пекарь", "В дозоре", "Случай на зимовке", "Беглянка", "Трезор".

- Найдите в сборнике стихотворение "Как бы жили мы без книг", научитесь читать его выразительно. ---- Принесите на следующий урок рисунок, нарисованный к вашему любимому стихотворению, написанному Михалковым

Ученики имеют возможность выбрать



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.