Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме «Б. Заходер "Перемена", "Вредный кот"»
Конспект урока литературного чтения для 3 класса по теме «Б. Заходер «Перемена», «Вредный кот».
Подготовила: Паршукова Е.С., учитель начальных классов МКОУ «Михайловская СОШ»
Цель урока – познакомиться жизнью и творчеством Б. Заходера
Оборудование и материалы: ПК, интерактивная доска, колонки, карточки с заданиями для групп; рисунок колокольчика и квадратики из цветной бумаги для проведения рефлексии красного, жёлтого и зеленого цветов, клей или скотч.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Флипчарт стр. 2
Ребята, знакомы ли вам названия этих произведений? Кто их автор?
(если обучающиеся не могут ответить, то переходим к флипчарту стр. 3 с фотографиями Заходера в разные годы жизни и его зашифрованным именем).
Усвоение новых знаний.
Флипчарт стр. 4
Борис Заходер был не только писателем, но и переводчиком. Рассмотрите иллюстрации книг, которые он перевёл. Назовите их. Если некоторые из них вы не читали, то обязательно сходите в библиотеку и возьмите их.
А сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением Б. Заходера «Перемена».
3.1 Словарная работа.
(Флипчарт стр. 5)
Ребята, а что значит слово «перемена»? ( перерыв между уроками; изменение, поворот к чему-либо новому).
3.2 Прослушивание стихотворение «Перемена» (аудиофайл добавлен во флипчарт на стр. 5).
3.3 Продолжение словарной работы (Флипчарт стр.6-8).
3.4 Анализ стихотворения «Перемена»
Понравилось ли вам стихотворение? Почему?
Как зовут главного героя произведения? Кто он?
Ему нравится учиться?
Как он ведёт себя на уроке? А на перемене?
Какое значение слова «перемена» подходит к заголовку? (оба) Почему?
А бывают ли у нас в школе такие ученики? Как вы к ним относитесь?
3.5 Выборочное чтение (У. стр. 146)
Найдите и зачитайте тот отрывок, в котором описывается Вова на уроке, на перемене.
-
Знакомство со стихотворением «Вредный кот».
Сейчас мы прочитаем еще одно стихотворение Б. Заходера. Прочитайте его название (Флипчарт стр. 9). Объясните значение слова «вредный» (злой, опасный для здоровья, имеющий плохой характер). Как вы думаете, к слову «кот» какое значение подойдет?
Затем обучающиеся объясняют значение слов чернила, невмоготу, клевета.
Чтение стихотворения учителем, а затем и детьми.
-
Анализ стихотворения.
Как зовут героев этого стихотворения? У кого не готовы уроки? И почему?
Прочитайте отрывок, где говорится о том, как Вова делает урок? Он с желанием их делает?
Действительно ли кот вредный? Или это оправдание мальчика?
А почему автор назвал стихотворение «Вредный кот»?
Закрепление знаний.
Работа в группах (5 Заданий для групп в Приложении). Также задания размещены во флипчарте стр.10-14. Их удобно листать при выступлении ребят. Примечание: здесь можно спланировать работу так, чтобы кажому досталось посильное задание)
Учитель: А как вы думаете, как Б. Заходеру удалось так точно описать поведение и настроение ребят, которые не любят учиться?
Обобщение изученного материала
Ответ: Б. Заходер и сам был таким же учеником. Его 5 раз выгоняли из разных школ. И даже получив школьный аттестат, он не мог заставить себя серьёзно относиться к учебе. Он даже поменял несколько институтов: то хотел быть инженером, то летчиком. И постоянно он бросал начатое дело. Ребята, а как вы думает, он всё-таки смог исправиться? Если нет, то смог бы он тогда стать таким замечательным писателем и переводчиком? А вы постараетесь не повторять таких ошибок, чтобы не потерять столько времени?
Контроль.
Разгадывание кроссворда (Флипчарт стр. 15). Задания там же.
Рефлексия.
Обучающиеся приклеивают на колокольчик выбранные квадратики (зеленый – у меня всё получилось, жёлтый – у меня получилось почти всё, красный – я не справился с большинством заданий).