Урок литературного чтения во 2 классе «М. Пришвин "Ребята и утята"»
Пояснительная записка к презентации
Открытый урок по литературному чтению,
проведенный во 2 Б классе
Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Цель: воспитывать чувство сострадания, бережное отношение к природе и животным.
Задачи:
Познакомить с творчеством и жизнью М. М. Пришвина;
Учить выделять смысловые части в рассказе, озаглавливать их;
Развивать умение анализировать поступки героев, давать им оценку;
Воспитывать любовь к природе, животным, уважение к старшим.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие гостей, пожелание гостям и одноклассникам «доброго утра».
Сообщение темы, цели и задач урока.
1 слайд - название раздела «О братьях наших меньших»
У: О ком или о чем будут произведения в данном разделе?(предположения детей)
У: Правильно о животных, их детенышах и их взаимоотношениях с нами людьми. Как вы думаете, почему животных называют «братьями нашими меньшими»? (предположения детей)
У: Сегодня мы поговорим о писателе, который писал только о животных и природе. А узнать, как зовут его, нам поможет небольшой отрывок.
2 слайд отрывок из «Осеннего утра» М. Пришвина
с пропусками слов.
У: Недавно мы с вами учили этот отрывок. Вспомните, какие слова здесь пропущены.
У: Кто же автор этих строк? Из какого произведения этот отрывок?
Д: М. М. Пришвин «Осеннее утро»
3 слайд – портрет М. М Пришвина, его дом - музей.
Учитель рассказывает о жизни М. Пришвина, его воспоминания о доме.
Пришвин был из купеческой семьи. Его родители очень любили природу, отец Пришвина особенно любил лошадей. Вся среда, в которой рос и жил Миша стала причиной большой любви к природе. Пришвин вспоминал: « Мне выпала доля родиться в усадьбе с двумя белыми каменными столбами вместо ворот, с прудом перед усадьбой и за прудом – уходящими в бесконечность черноземными полями».
Прежде чем начать писать М. Пришвин поменял много профессий. Он был агрономом, учителем, охотником с ружьём и фотокамерой, библиотекарем, путешественником и просто мудрецом. А писателем он стал только в тридцать лет.
У:Сегодня мы познакомимся с его произведением «Ребята и утята». Как вы думаете, о ком в нем будет говориться? (предположения детей)
Работа над новой темой.
Словарная работа.
4, 5 слайды – целые слова и поделенные на слоги
Первичное восприятие(чтение учителем).
Предварительно объясняются незнакомые слова.
Проверка первичного восприятия.
6 слайд – вопрос «Какой это рассказ?» с вариантами ответов.
Анализ с выборочным чтением.
У: Почему уточка устроила свое гнездо так далеко? Прочитайте.
(с. 132, 1 абзац)
У: Куда уточка решила повести своих утят? (к озеру)
У: Как она вела себя во время путешествия? Прочитайте. (с. 132, 2 абзац)
У: Что произошло в дороге? (мальчики закидали утят шапками и хотели закидать маму утку)
У: Что можно сказать о мальчиках по их поступку? Какие они?
7 слайд – вопрос «Какие они?» с вариантами ответов
У: Одобряете ли вы их поведение? (ответы детей)
У: Кто пришел на помощь утятам? (автор)
У: Как повел себя автор? (с. 133, 1 абзац)
У: Одобряет ли автор поведение ребят? Какие слова говорят об этом? Найдите в тексте. (строго спросил, сказал очень сердито, приказал)
Релаксирующая минутка.
8 слайд – звучит расслабляющая музыка.
Синтез.
У: Почему уточка во время всего рассказа так переживала за утят? (она мама, а утята – ее дети)
У: Как автор называет в рассказе называет утят? (дочки и сыновья)
У: Поняли ли ребята свою вину? Как изменилось их поведение?
9 слайд – строки из рассказа, показывающие поведение мальчиков в начале рассказа и в конце.
Итог.
У: Чему учит этот рассказ?
10 слайд – вопрос «Чему учит этот рассказ?»
с вариантами ответов.
У: Давайте вспомним, как же происходили события?
11 слайд – события рассказа в неправильном порядке.
Домашнее задание.
Пересказ с. 132 - 135
Презентация к уроку