Урок-математический бой для учеников 9 классе по теме «Функции»
Урок – математический бой по теме:
« Функции».
Предмет: алгебра.
Класс: 9 класс общеобразовательной школы
Форма: нетрадиционный урок «Математический бой»
Тема: «Функции».
Цели:
Обучающие:
- обобщить свойства степеней с рациональным показателем, свойства
показательной функции;
- обеспечить овладение умениями «видеть» и применять свойства
степеней с рациональным показателем для решения показательных
уравнений и неравенств;
- закрепить умения решать показательные уравнения и неравенства
различными методами.
Развивающие:
- развивать умения рассуждать, анализировать ход решения, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитание настойчивости и упорства в достижении цели;
- сплочение ученического коллектива;
- воспитание чувства ответственности за участие в работе группы.
На уроке осуществляются межпредметные связи (география, информатика, биология, литература) и связь с жизнью.
Оборудование и материалы:
компьютер;
проектор;
интерактивная доска;
4) буклет (карточки-инструкции по теме);
5) тесты - ЕГЭ;
6) мел, доска;
7) сигнальные карточки.
Методические указания по проведению урока.
Учащиеся разбиваются на 3 группы, выбирают капитана.
Необычная форма урока позволяет привлечь внимание учащихся к учебной теме и разнообразить формы работы на учебном занятии. Урок- математический бой проходит поэтапно. Всего 5 этапов. Задания оцениваются по пятибалльной системе
Красный жетон - (5), зеленый - (4), синий (3).
Работа построена таким образом, чтобы развить у учащихся здоровый дух соперничества, коллективизма (в группе), чувство ответственности за индивидуальный и коллективный результат.
Урок рассчитан на 45 минут учебного времени. Группа, набравшая большее количество очков, объявляется победительницей. Все учащиеся получают оценку в соответствии с проявленной активностью в ходе урока.
В разработке урока принимали участие учащиеся 9 класса, интересующиеся математикой и информатикой. Ими подготовлены презентации теоретическим материалом по данной теме. При проведении урока используется комплекс учебной вычислительной техники.
ХОД УРОКА.
План урока
Знакомство с условиями игры.
Конкурс теории.
Конкурс капитанов.
Математический бой.
Историческая справка.
Итог боя.
1. знакомство с условиями игры
Класс разбивается на 3 команды, выбираются капитаны (наиболее знающие ребята), выбирается жюри.
В жюри входят 3-4 человека. Члены жюри могут быть заранее подготовлены по решениям данных заданий и с ними проговорены все вопросы по заданиям. Но интереснее игра идет, когда команды и жюри, находятся в равных условиях. Командам и жюри выдаются одинаковые задания. Дается время на их решение (групповым способом, здесь важна особенно роль капитана, его организаторские способности в распределении функций в команде). Затем идет обсуждение заданий.
задания математического боя
2. КОНКУРС ТЕОРИИ
По одному человеку от команды сообщают теоретический материал по темам:
-прямая пропорциональность и линейная функция;
-квадратичная функция;
-обратная пропорциональность.
Вызываются по 4 человека из команды, которые отвечают теоретические вопросы
Подготовка к восприятию:
Эпиграф урока: Математика учит точности мысли, подчинению логике
доказательства, понятию строго обоснованной истины, а
все это формирует личность, пожалуй, даже больше, чем
музыка.
А.Д. Александров.
Слово учителя:
Проводим мы сегодня математический бой по теме теме:
«Функции». Соревнуемся мы с одной целью: закрепить умения исследовать функции и применять их для решения графическим способом неравенств и систем уравнений. Мы будем идти вместе, взаимообучая друг друга.
Первенство будут оспаривать три группы. У каждой - свой инструктор и капитан, которые будут оценивать коэффициент участия каждого «бойца» в игре. Группа, которая больше наберет баллов станет победителем. Задания оцениваются по 0,5балльной системе
Красный жетон - (5), зеленый - (4), синий (3).
И спортсмены, и туристы, готовясь к ответственным соревнованиям,
день свой начинают с зарядки. Проведем разминку и мы. Не забываем об условном общении. У вас есть сигнальные карточки со значениями.
( + готов, - неверно, ?- прошу помощи).
I этап. КОНКУРС ТЕОРИИ
По одному человеку от команды сообщают теоретический материал по темам:
-прямая пропорциональность и линейная функция;
-квадратичная функция;
-обратная пропорциональность.
Вызываются по 4 человека из команды, которые отвечают теоретические вопросы
Подведение итогов I этапа.
II этап.
Слово учителя:
Мы рассмотрели теоретический материал по теме. Примените его для распознания функций.
Слово учителя. Давайте подытожим, с какими результатами мы подошли к третьему этапу .
III этап.(конкурс капитанов)
Капитаны получают задание, право первой начать конкурс получает та команда, чей капитан быстрее и правильнее решит задание.
Мы с вами хорошо поработали, прошли половину пути, немного устали, поэтому давайте сделаем очередной привал.
IV этап
Слово учителя. Мы у вершины Пика Знаний, и подошли к ней с такими результатами (объявляются результаты восхождения.) Теперь у команд есть возможность совершить последний рывок, оказаться на вершине и первыми покорить её. Для этого необходимо выполнить задание повышенной сложности (один ученик выполняет задание у интерактивной доски, остальные - в рабочих тетрадях.)
Слово учителя. Мы у вершины Пика Знаний, и подошли к ней с такими результатами (объявляются результаты восхождения.) Теперь у команд есть возможность совершить последний рывок, оказаться на вершине и первыми покорить её. Для этого необходимо выполнить задание повышенной сложности (один ученик выполняет задание у интерактивной доски, остальные - в рабочих тетрадях.)
V этап.
Слово учителя: Чтобы достойно закончить, надо выполнить тестовые задания и выбрать правильный ответ (тесты предлагаются каждому ученику и выполняются на компьютере). Будьте внимательны, от работы каждого зависит результат группы. (Тестовые задания взяты из сборников ГИА). (Приложение 2)
Подведение итогов V этапа.
Итак, подведём итоги.
Закончился наш математический бой, мы никого не потеряли. Каждый из вас, я думаю, с честью может сказать, что в общей победе есть крупица его усилий. А в чем заключается наша победа? (Мы повторили свойства функции их графики, научились решать неравенства и системы уравнений графическим способом.)
Домашнее задание:
Учащиеся получают карточки с тестовыми заданиями.
5