Урок математике в 1 классе по теме «Что узнали. Чему научились. Счет в пределах 10»
Аннотация к уроку:
Данный урок является завершающим уроком по разделу «Числа от 1 до 10». Урок проводится в рамках МДО (День междисциплинарного обучения), в ходе которого будет проведено 4 урока, объединенных темой «Алфавит». Завершится день проведением праздника для учащихся 1-х классов «Прощание с азбукой» (для каждого класса индивидуально). День планируется всеми педагогами параллели первых классов.
Тип урока: обобщение и закрепление пройденного материала
Цель урока:
-создание условий для повторения и обобщения знаний о числах от 1 до 10.
Задачи урока:
-закрепить состав изученных чисел;
-- совершенствовать навыки решения задач;
- формировать умения сравнивать числа;
-развивать навыки устного счёта;
-создать условия для развития внимания, логического мышления, наблюдательности.
Ход урока:
1. Организационный момент. Мотивационный настрой.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать, и решать задачи,
Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я!».
2. Определение темы, постановка цели.
-Ребята, мы заканчиваем изучать большой раздел «Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание».
-Как выдумаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?
- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
-Я уверена, что урок будет интересным и познавательным. Успехов вам и удач!
3. Устный счет.
Будем сегодня задачи решать,
Будем складывать и вычитать.
Чтобы тему урока узнать,
Надо вычислить и расшифровать.
(Учащимся выдаются рабочие листы, на которых напечатаны с двух сторон карточки № 1-5).
Карточка для печати
DOCX / 216.07 Кб
-Начнем урок, как обычно, с устного счета. Возьмите в руки карточку № 1. Выполните вычисления. Впишите в таблицу над числами соответствующую букву. У вас должно получиться 2 слова.
Разгадай 1 слово:
6+4= Ф 4+5= В
5+3= А 5-3= Т
9-4= Л 1+7= А
7-3= А
8 | 5 | 10 | 8 | 9 | 4 | 2 |
Разгадай 2 слово:
7-0= К 1+4= А
6-6= З 2+7= У
10-5= А 6-5= Б
5 | 0 | 1 | 9 | 7 | 5 |
1 слово. Ответ:
а | л | ф | а | в | а | т |
8 | 5 | 10 | 8 | 9 | 4 | 2 |
2 слово. Ответ:
а | з | б | у | к | а |
5 | 0 | 1 | 9 | 7 | 5 |
4. Минутка чистописания. Графический диктант.
-Назовите полученные слова. (Азбука, Алфавит).
-Что такое Азбука?
- В русской азбуке каждая буква изначально имела собственное имя. Например, буква А записывалась как «Аз», буква Д читалась как «Добро», буква Г именовалась «Глаголом». Название «Азбука» произошло от букв «Аз» и «Буки», с которых начиналось изучение грамоты в российских школах XIX столетия.
-Что такое Алфавит?
-Алфавит имеет такую же последовательность буквенных символов, что и азбука. Название «Алфавит» — греческого происхождения, слово образовано от названия первых букв ряда альфа» и «бета».
-Сколько букв в Алфавите?
-Кто может записать число 33? (запись на доске).
-Сколько цифр использовано в записи числа 33?
-Пропишем число по образцу: 33 33 33 33 33 33
-Пишем цифру «три» немного выше центра клетки. Верхний полуовал доводим почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишем нижний полуовал. Нижний полуовал
немного больше верхнего.
СЛАЙД 1.
-Напишем графический диктант. Найдите карточку № 2. Двигайтесь от точки по клеточкам. Будьте внимательны!
-Что получилось? Что можете рассказать про букву «Ш» и звук, который обозначаем этой буквой.
5. Игра «Расшифруй слово».
-У каждой буквы есть свой порядковый номер, который обозначает, какой по счёту эта буква расположена в алфавитном порядке.
-Определите, какая буква стоит первая в Алфавите? А какая 33?
-Какое место в Алфавите занимает бука Ш?
-При выполнении следующего задания вам понадобится знание порядка букв в Алфавите. Рассмотрите карточку № 3.
Физминутка
-Ребята, у вас на партах лежат буквы. Сейчас я буду назвать вам порядковый номер. У кого есть буква с данным порядковым номером, подходит ко мне.
(Все учащиеся собираются возле педагога)
-Встаньте буквы в четкий строй.
Строй, как строй, да непростой,
Он зовется азбукой.
Азбука, стройся!
(Учащиеся строятся в соответствии со своим порядковым номером).
-Ребята, вы познакомились с порядковым номером букв. С помощью данного порядка надо расшифровать слова. Первое слово разгадаем все вместе. Смотрим карточку № 4.
1 слово:
21 | 19 | 13 | 16 | 3 | 10 | 6 |
(Проводится коллективная работа, в ходе которой в таблицу записывается слово УСЛОВИЕ).
-Ребята, сейчас вам надо будет разгадать все остальные слова. Работать будем по рядом. Первый ряд расшифровывает 2 слово, второй ряд – 3 слово, четвертый ряд – 4 слово.
2 слово:
3 | 16 | 17 | 18 | 16 | 19 |
3 слово:
18 | 6 | 26 | 6 | 15 | 10 | 6 |
4 слово:
16 | 20 | 3 | 6 | 20 |
-Назовите полученные слова. Что объединяет слова «условие», «вопрос», «решение», «ответ»?
-Верно, это части задачи. Определите следующий этап урока.
6. Решение задачи.
-Сейчас вам предстоит решить задачу. Но сначала вспомните, сколько гласных букв в алфавите? А сколько гласных звуков? Почему количество букв и звуков не совпадает?
-Букв в алфавите 10: а, у, о, и, е, ё, я, ю, э, ы. А звуков 6 : а, у, о, э, ы, и. Связано это с тем, что часть гласных букв состоят из нескольких звуков. Например, буква Е это звук (йэ), буква Ё – (йо), буква Я – (йа), буква Ю – (йу).
-Решите задачу: «В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков - 6. На сколько гласных букв больше, чем гласных звуков?».
-Назовите условие задачи.
-Прочитайте вопрос.
-Каким действием будем решать задачу?
-Почему вычитанием?
-Назовите ответ.
-Запишите решение задачи и ответ на карточке.
7. Самостоятельная работа. Закрепление вычислительных навыков.
-Ребят, первый учебник, по которому вы начинали свой школьный путь, называется Азбука. Вспомните, как звали литературного героя известной сказки Алексея Толстого, который продал свою новенькую Азбуку и купил билет в кукольный театр.
СЛАЙД 2.
-Буратино подготовил вам задание, чтобы проверить ваши вычислительные навыки. Возьмите в руки карточку № 5. Ваша задача: выполнить вычисления и раскрасить картинку в соответствии с образцом. Затем в парах проведете взаимопроверку.
8. Итог урока.
-Ребята, вы успешно выполнили задание и Буратино передает вам ключ ко всем дверям школьных знаний. Открывайте страну Знаний и получайте только отличные отметки!
(каждому ученику вручается ключ).
СЛАЙД 3.
-Возьмите ключик и закрасьте его в соответствии с тем, как поработали на уроке. Зеленый - всё отлично получилось; желтый - были небольшие затруднения; красный – было очень сложно.
(Проводится рефлексия)
Источники:
https://infourok.ru/nastroy-na-urok-klass-2379466.html
https://thedifference.ru/chem-otlichaetsya-azbuka-ot-alfavita/
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0a3a/00153fe9-bb764abc/hello_html_m7b078955.png
https://detskie-raskraski.com/images/po-matematiki-dlya-1-klassa/4.jpg
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0ca9/000b1cb0-14c0e4c3/hello_html_d2caf27.png
https://clipart-best.com/img/pinocchio/pinocchio-clip-art-46.png
Журавлева Татьяна Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Антропова Мария Александровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Чебодаева Вера Максимовна
Сорокина Светлана Валерьевна
Белавина Виталина Николаевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Дьяченко Евгений Викторович
Сорокина Светлана Валерьевна