Урок математики во 2 классе «Квадрат»
Тема: «Квадрат».
Цель: систематизировать представления второклассников о многоугольнике, прямоугольнике, дать представление о квадрате.
Задачи: учить распознавать прямоугольник и квадрат, ориентируясь на их существенные признаки. Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать практические задачи. Развивать логическое мышление, внимание, память.
Оборудование: учебник, презентация к уроку, модели прямого угла, картинки автомобилей из геометрических фигур, картинки животных (ёж, лиса, заяц, белка); карточки с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, многоугольник); схемы-помощники к уравнениям.
Ход урока
I. Организационный момент
Слайды 1-2.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Время зря мы не теряем
И работать начинаем.
Ребята, сегодня на уроке я приглашаю вас в замечательную страну, которая называется Геометрия. Многих жителей этой страны мы уже знаем, а сегодня познакомимся ещё с одним жителем. Кто он, вы узнаете, если прочитаете название темы урока. Я записала её на доске. Но вот беда: подул холодный февральский ветер, разнёс слоги, буквы. Помогите их расставить по местам.
РА Д КВА Т
II. Актуализация знаний
- Какова же тема нашего урока? (Квадрат) (Слайд)
- Ребята, у нас сегодня много работы.
2. Устный счёт:
- Найти разность 18 и 8
- Найти сумму 7 и 8
- Первое слагаемое 14, второе слагаемое 6. Найти сумму
- Уменьшаемое 32, вычитаемое 7, найти разность
- На сколько 20 меньше 50-ти
- Число28 увеличить на 7
- Число 55 уменьшить на 15
- От суммы чисел 20 и 30 отнять 5
- Проверьте ответы (слайд)
- Есть ли закономерность в получившемся числовом ряду?
- Продолжите закономерность тремя числами.
3. -Есть ли закономерность в геометрических фигурах? (слайд)
- Какие геометрические фигуры я использовала?
- Какие ещё геометрические фигуры вы знаете?
- Давайте некоторые рассмотрим подробнее. (слайд)
- Какую фигуру вы считаете лишней? Почему? (убираем круг – нет углов)
- А теперь какая фигура лишняя? Почему? (треугольник – 3 угла)
- Назовите оставшиеся фигуры. (прямоуг., квадр.)
- Что такое прямоугольник?
- Сегодня выясним, что такое квадрат. А может вы о нём уже что-нибудь знаете?
2. Логическая задача.
Слайд 6.
У ченики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.
Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название. Какую фигуру начертила Белочка?
Слайд 7. (Ответ: Ёж – круг, Лиса – квадрат, Заяц – прямоугольник, Белка – треугольник)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске нарисованы автомобили.)
Слайд 8.
Рассмотрите автомобили. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников.)
Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.)
Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (Противоположные стороны прямоугольников равны.)
Какие фигуры составляют кабины машин? (Квадраты.)
- Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)
- Сейчас вы послушаете стихотворение и сами определите тему и сформулируйте цели и задачи нашего урока.
Слайды 9-10.
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем знаком.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? … (квадрат)
Тема урока: Квадрат .
Слайд 11.
Цель и задачи урока: познакомиться со свойствами квадрата; научиться чертить квадрат в тетради; учиться решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); закрепить вычислительные навыки.
IV. Работа по теме урока
Знакомство с квадратом и его свойствами.
- Я расскажу вам сказку. Она необычная, математическая и называется «Родственники».
Слайд 12.
Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась: "Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые. Красивее меня нет фигуры на свете!"
– Назовите эту фигуру, ребята! ( Квадрат)
- Как вы узнали? (Стороны равны, углы прямые.)
- Ходил Квадрат по свету, и стало тяготить его одиночество: не с кем побеседовать и потрудиться в хорошей и дружной компании. Ведь весело и легко бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников... "Если встречу родственника, то сразу его узнаю, – думал Квадрат, – ведь он должен быть похож на меня".
Слайд13. Однажды встречает он на пути такую фигуру:
Слайд 14.
Пригляделся Квадрат к ней и увидел что-то знакомое. «Как тебя зовут?» – спрашивает.
Узнали, дети? ( Это прямоугольник.)
- Почему он так называется? (У него все углы прямые.)
Квадрат спрашивает у Прямоугольника:
– А мы не родственники с тобой?
– Я бы тоже был рад узнать об этом, – говорит Прямоугольник. – Если у нас найдется четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас может быть одна фамилия. Слайд 15.
Давайте поможем фигурам найти такие признаки, обобщим полученные знания. Слайд 16.
( У фигур четыре угла, все фигуры прямые, у них по четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- А какая же у них общая фамилия? (Прямоугольники)
- Обрадовались фигуры, что нашли друг друга. Стали они теперь вдвоем жить – поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.
На доске появляется таблица:
4 угла |
4 угла |
2. Практическая работа. Нахождение периметра квадрата.
- Как называют людей, которые ремонтируют автомобили? (Автослесари.) Слайд 16.
(Учитель разбирает один из автомобилей на отдельные фигуры.)
- Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)
- Как это доказать? (Приложить противоположные стороны.)
- Чем они отличаются? (У квадрата все стороны равны.)
Проверим это.
(Учитель с помощью перегибания сравнивает противоположные стороны квадрата, затем квадрат сгибает по диагонали и сравнивает смежные стороны.)
- Чтобы отремонтировать кабину, нам надо выполнить ее чертеж в тетради. Нам известно, что длина одной стороны 4 см. Можем ли мы выполнить чертеж, не зная длины других сторон? (Можем.)
- Как? (Кабина квадратная, а у квадрата все стороны равны. Значит, остальные стропы кабины также будут иметь длину 4 см.) (Учащиеся по клеточкам под руководством учителя чертят квадрат со стороной 4 см.)
- Найдите периметр вашего квадрата. Что для этого нужно сделать? (Число 4 взять 4раза.)
Слайды 17-18.
а = 4 см
Р= а + а + а + а
Запишите решение. (Р = 4 + 4 + 4 + 4 = 16 (см).) .
Физкультминутка. Слайд 19.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
(Учитель показывает фигуры, если квадрат – дети приседают, если прямоугольник – наклон, если многоугольник – хлопают в ладоши).
3. Работа по учебнику .
№ 1 (с. 34). (Работа в парах) Проверь с помощью модели прямого угла, что все эти (на рисунке) четырёхугольники – прямоугольники.
№ 2 (с. 34). (Коллективное выполнение.) Найди среди прямоугольников такие, у которых все стороны равны. Под какими номерами?
- Прочитайте правило. Совпадает ли оно с выводом, который мы сделали в ходе нашего исследования? Слайд 20.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. |
Квадрат – прямоугольник – четырёхугольник – многоугольник. Слайд 21.
4. Задача на смекалку. (Работа в группах)
(На доске рисунок.) Слайд 22.
Рассмотрите эту фигуру. Как она называется? (Треугольник.)
Подумайте, как из этой фигуры при помощи одного разреза сложить квадрат.
Ответ:
Слайд 23.
V. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику. Слайд 24.
1) №6 (с. 34). Составление задачи по выражению. Решение задачи.
Составьте задачу о транспорте на автомобильной стоянке по выражению и опорным словам.
100 – (25 + 15) Было
Уехали
Осталось
Было – 100 м.
Уехали - ? 25 м. и 15 м.
Осталось - ? м.
( Можно выполнить схематический чертёж.)
- А теперь решим эту задачу, записав решение выражением.
100 – (25 + 15) = 60 (м.) – осталось.
Ответ: 60 машин.
2) № 5 (с. 34) Порядок выполнения действий.
(1 и 2 столбики у доски, 3 столбик самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
3) Обобщим наши знания о квадрате. Отвечайте «да» или «нет».
квадрат:
• геометрическая фигура (да)
• многоугольник (да)
• имеет четыре стороны (да)
• имеет 4 угла (да)
• все углы прямые (да)
• все стороны равны (да)
- Можно сказать, что любой прямоугольник является квадратом. (нет). Почему?
- А как вы считаете, любой квадрат можно назвать прямоугольником? (да)
Итог урока
- Посмотрите вокруг. Во всем кабинете развешаны фигуры. Подойдите к той фигуре, где изображен квадрат.
- Почему именно к этим фигурам? (5мин) (оценить себя)
- Вернемся к теме нашего урока. Как она звучала?
-Чему научились на уроке?
X. Рефлексия.
– Напишите в тетради «Я»,и выберите одно слово с экрана:
• узнал
• удивился
• задумался
• запомнил
• научился
• засомневался
• повторил
• не понял (5мин)
XI. Дом. задание
- № 3,4 на стр. 34. (2мин)
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам показалось трудным?
- Скажите, как вы думаете, вам пригодятся в жизни знания о геометрии, полученные сегодня на уроке?
Домашнее задание
Учебник: № 4 (с. 34).
Горбачёва Марина Юрьевна