Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Пожар», 2 класс
Ф.И.О. педагога | Идиятуллина Гузель Абузаровна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ № 4» |
Образовательная система | «Школа России», учебник М.И.Моро, «Математика», 2 класс |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Тема раздела | Сложение и вычитание (письменные приемы) (25 часов) |
Тема урока | Квадрат (21/25) |
Цель урока | Формирование представлений о квадрате как частном случае прямоугольника |
Задачи урока | познакомить учащихся со свойствами квадрата; учить чертить квадрат; закреплять знание нумерации чисел в пределах 100; решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление учеников. |
Планируемые результаты | Личностные: - самоопределение – мотивация учения; - уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; - анализ собственной деятельности и определение «нужности» приобретенных знаний на уроке; - проявлять навыки адаптации в мире. Метапредметные: Регулятивные УУД: - понимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия; - обнаруживать и формулировать учебную проблему; - планировать свои действия в соответствии с учебно-познавательными задачами урока; - развивать умения работать с информацией на уроке, связано излагать мысли; - формировать навыки взаимодействия со сверстниками в учебной деятельности; - контролировать свои действия и действия одноклассников; - контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил; - оценивать результаты деятельности. Коммуникативные УУД: - планировать ученическое сотрудничество с учителем и сверстниками; - уметь работать в паре, группе, слушать и понимать речь других; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - высказывать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: - актуализировать знания, необходимые для решения задач урока; - извлекать необходимую информацию из учебника и сообщений одноклассников и перерабатывать ее; - применять для решения задач логические действия анализа, обобщения, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений и выводов. Предметные: - знать о квадрате как частном случае прямоугольника; - знать о существенных признаках прямоугольника и квадрата; - уметь чертить квадрат на клетчатой бумаге; - уметь решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); - уметь выполнять вычисления изученных видов. |
Методы обучения | 1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные – рассказ, беседа; наглядные – метод иллюстраций; проблемно-поисковые– эвристическая беседа; методы самостоятельной работы – самостоятельная работа учащихся с учебником, учебными пособиями 2.Методы стимулирования и мотивации учения: метод эмоционального стимулирования учения, создание ситуации успеха в учении 3.По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый. 4.Методы контроля в обучении: самоконтроль, рефлексия |
Форма организации учебно-познавательной деятельности | Коллективная Внутриклассная дифференциация (на основе результатов психолого-педагогического мониторинга индивидуального стиля учебной деятельности обучающихся (ИСУД) |
Учебно-наглядные пособия, атрибуты | Учебник «Математика» для 2 класса общеобразовательных учреждений. Часть2. М.И.Моро – Москва: «Просвещение», 2017г. Конверты с заданиями; плакат «Космическая ракета»; карточки для рефлексии «Звезды» Видеофрагмент (мультфильм) «Танец инопланетян» |
Технические средства информации | Интерактивный комплекс с программным обеспечением Windows 7 и программа Microsoft Office – Power Point |
Дидактическая задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | |
Организационный момент | ||||
Организовать подготовку обучающихся к работе на уроке. | Мотивирует учащихся на начало урока - Здравствуйте ребята! Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять И внимательно считать. - К уроку готовы? | Слушают учителя, определяют уровень готовности. Поднимают большой палец вверх, в знак готовности к уроку. | | |
1 этап. Мотивирование к учебной деятельности | ||||
Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность («хочу») и выделения содержательной области («могу»). | - Сегодня мы с вами, чтобы познакомиться с новой темой отправимся в путешествие. Чтобы узнать в какое, расставьте числа на карточках в порядке уменьшения, затем переверните карточки и прочитайте слово. - Верно, это слово «Космос»! Мы отправляемся в космическое путешествие! -К работе в экипажах готовы? | Выстраивают числа в порядке уменьшения, читают слово на обороте карточек (КОСМОС) Берутся за руки и показывают готовность работы в группе. | Личностные: - самоопределение – мотивация учения. Регулятивные: - понимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - планирование ученического сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2 этап. Актуализация опорных знаний. | ||||
Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение. | - Перед полетом в космос нам нужно немного размяться. 1. «Цепочка» 2. Назовите только те уравнения, решением которых является число 18: 27 – х = 9 х + 2 = 20 4 + х = 14 70 – х = 6 х – 8 = 10 х + 7 = 18 3. У Алины несколько кукол. Папа подарил ей не день рождения столько же кукол, сколько у неё было. Теперь у Алины 12 кукол. Сколько кукол подарил ей папа? - Молодцы! Теперь можно отправляться в путь. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания устного счета. | Регулятивные: - формировать навыки взаимодействия со сверстниками в учебной деятельности; - контроль за своими действиями и действиями одноклассников; Коммуникативные: - умение слушать и понимать речь других. Познавательные: -актуализировать знания, необходимые для решения задач урока. | |
3 этап. Выявление места и причины затруднения | ||||
Выявить и зафиксировать затруднения учебного действия. Создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач. | - Что нам нужно для полета в космос? - Конечно же ракета. - Перед вами ракета, на которой мы полетим в космос. Скажите, из каких геометрических фигур она составлена? (из кругов, квадратов и прямоугольников). - Какие фигуры имеют прямые углы? (квадраты и прямоугольники). - Что вы знаете о противоположных сторонах прямоугольников? (противоположные стороны прямоугольника равны). - Прослушайте стихотворение и определите тему урока Я фигура хоть куда, Очень ровная всегда, Все углы во мне равны И четыре стороны. Кубик мой любимый брат, Потому что я …(квадрат) - Итак, о какой фигуре пойдет речь на уроке? (О квадрате) | Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают в каких фигурах есть прямые углы. Слушают стихотворение, определяют тему урока. | Личностные: - самоопределение – мотивация учения; Коммуникативные: - умение слушать и понимать речь других; Познавательные: - постановка и формулирование проблемы; Предметные: - знать о существенных признаках прямоугольника и квадрата | |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения. | ||||
Под руководством учителя в коммуникативной форме составить проект будущих учебных действий (план достижения цели) | - Каких целей мы должны с вами достигнуть в этом путешествии? 1.Понять, чем похожи и чем отличаются квадрат и прямоугольник 2.Научиться строить квадрат и находить его периметр -Итак, все готово к полету. Пристегните ремни! 10,9,8,7…. Поехали!
| Определяют цели урока | Личностные: - анализ собственной деятельности и определение «нужности» приобретенных знаний на уроке Регулятивные: - обнаруживать и формулировать учебную проблему; - планировать свои действия в соответствии с учебно- познавательными задачами урока. Коммуникативные: - высказывать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: -применять для решения задач логические действия анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей, построение рассуждений и выводов. | |
Физминутка «Полет в космос» (приложение) | ||||
5 этап. Реализация построенного проекта | ||||
Использовать построенный план действий для решения задачи, вызвавшей затруднение. | 1. Понять, чем похожи и чем отличаются квадрат и прямоугольник - Впереди мы видим космическую станцию. Оттуда идет сигнал «SOS». Нас просят о помощи. - У них произошел спор о том, что является ли квадрат прямоугольником. - Нам нужно им помочь и определить, чем же похожи и чем отличаются прямоугольник и квадрат. - Что мы знаем об углах прямоугольника? (У прямоугольника все углы прямые) - Что можете сказать о сторонах прямоугольника? (Противоположные стороны прямоугольника равны) - Перед вами на столе конверты достаньте квадрат. - При помощи модели прямого угла будут ли углы у квадрата прямыми? Все ли углы прямые? (Все углы у квадрата прямые) - Можем ли мы назвать квадрат прямоугольником? (Да) - Сложите квадрат пополам и сравните противоположные стороны. Что вы можете о них сказать? (Они равны) - Теперь сложите квадрат по диагонали и сравните смежные стороны. Какой делаем вывод? (Они тоже равны) - Какой мы можем сделать вывод из данных наблюдений? (Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны). - Работники станции поблагодарили нас за помощь. Каждому экипажу они подарили звезду. 2.Научиться строить квадрат и находить его периметр - Случилась беда! В нашу ракету попал метеорит и пробил в ней дыру. Нам ее нужно срочно залатать. Нужно вырезать заплатку квадратной формы, длина стороны которой 5 см. - Можем ли мы начертить квадрат не зная длину других сторон? (Да, можем, так как у квадрата все стороны равны, значит все они будут по 5 см) - Берем лист бумаги и чертим на ней квадрат со стороной 5 см. - Чтобы крепче прикрепить заплатку нужно по ее периметру пустить медную проволоку. Как мы узнаем периметр данного квадрата? (Сложим длины всех сторон: 5+5+5+5=20 см) - Молодцы! Мы справились с данным заданием! Летим дальше. - Посмотрите, что это там впереди? Это НЛО. | Определяют свойства прямоугольника и квадрата, делают выводы из данных своих наблюдений. Строят квадрат, зная длину одной стороны. Находят периметр квадрата | Личностные: - уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Регулятивные: - развивать умения работать с информацией на уроке, связано излагать мысли. Коммуникативные: - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; - высказывать собственное мнение и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: - извлекать необходимую информацию из учебника и сообщений одноклассников и перерабатывать ее. Предметные: - уметь чертить квадрат на клетчатой бумаге; - уметь решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата). | |
Физминутка «Танец инопланетян» (приложение) | ||||
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | ||||
Проговорить вслух способ решения задачи урока. | - Инопланетяне захотели развести сад и посадить в нем диковинные растения со всех планет. Им нужно территорию сада обнести забором, и они просят у нас с вами помощи в расчете, сколько метров сетки им понадобится. - Наши инопланетные друзья говорят, что сад будет квадратной формы со стороной 10 метров. - Сможем ли мы узнать сколько метров сетки им нужно? (Да) - Что для этого нужно сделать? (Найти периметр квадрата) - Как будем его находить? (Взять число 10 четыре раза) - Запишем решение в наши бортовые журналы (Р = 10+10+10+10 = 40(м)) - Инопланетяне говорят вам: «Огромное спасибо!» и отправляются на свою планету строить забор. Каждой команде они дарят звезду за помощь. - А мы летим дальше! | Решают задачу по нахождению периметра фигуры квадратной формы. | Личностные: - осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей. Регулятивные: - контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил. Коммуникативные: - уметь работать в паре, слушать и понимать речь других. Познавательные: - применять для решения задач логические действия анализа, обобщения, установления причинно-следственных связей, построение рассуждений и выводов. Предметные: - уметь решать задачи на нахождение суммы длин сторон квадрата (периметра квадрата); | |
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | ||||
Применение нового знания в типовых заданиях. | - К нам на корабль доставили почту. Конвертах нам прислали с космической станции, просили оказать им помощь и разобраться в заданиях. Для этого нам нужно повторить, что же такое квадрат? (Это прямоугольник, у которого все стороны равны) Как найти периметр квадрата? (Надо сложить длины всех сторон квадрата) 1.Закрась на рисунке все квадраты
Найди периметр квадратов
- Молодцы! Справились с заданиями! Каждый экипаж получает звезды. - Летим дальше! | Выполняют задания, работают в группах. | Личностные: Регулятивные: | |
8 этап. Включение в систему знаний и повторения | ||||
Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Что это там впереди? (Звездопад) - Задание каждому экипажу поймать звезду в свою копилку. Для этого нужно правильно решить задания на оборотной стороне звезд, которые лежат у вас на парте. Если задание решено верно, то команда забирает ее себе. 1 звезда - вычисли и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением 2звезда – вспомни правила о порядке выполнения действий и вычисли значение выражений 100 – (60+24) (70+25) – 90 3 звезда – реши уравнение 4 + х = 64 - Проверьте, правильно ли вы выполнили задания. Звезды с неправильным решением отложите на край парты, а с правильными решениями в центр стола. Посчитайте, сколько звезд у вашего экипажа. - Молодцы! Справились с заданиями! | Решают задания на звездах. Выполняют проверку правильности решения заданий, подсчитывают количество звезд в экипаже. | Регулятивные: Познавательные: | |
9 этап. Рефлексия учебной деятельности. | ||||
Зафиксировать новые знания, оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников. | - Мы долго путешествовали, пора отправляться домой! Но мне хочется, чтобы каждый из вас зажег свою звезду на небосводе. На партах у вас лежат звезды: красные (я не усвоил материал), синие (я все понял, но нужно еще закрепить) и желтые (мне все понятно, я доволен собой). Прикрепите свои звезды на небосвод. - Как ярко озарился небосвод светом ваших звезд! - Молодцы, ребята! Летим домой! | Участвуют в диалоге. Оценивают свою деятельность на уроке. | Личностные: - анализ собственной деятельности и определение «нужности» приобретенных знаний на уроке. Регулятивные: - оценивание результатов деятельности. Познавательные: - умение структурировать знания. | |
Домашнее задание | ||||
| Предлагает дифференцированное домашнее задание (по группам) (приложение). Спасибо за работу! | Записывают домашнее задание в дневник. |