Урок математики "Письменное деление многозначных чисел на трехзначное"
Урок математики
Класс: 4
Тема: «Письменное деление многозначного числа на трехзначное»
Цель: создание условий для формирования умения деления многозначного числа на трёхзначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на трёхзначное.
Задачи урока:
Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на трёхзначное число, совершенствовать навыки устного счёта, решение задач;
Развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
Развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
Развитие критического мышления;
Воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях.
УУД
Личностные УУД:
формирование внутренней позиции школьника, адекватной мотивации, самооценки и самовосприятия; умение анализировать свои возможности; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; личная ответственность; знание основных моральных норм; усвоение нормы взаимопомощи; умение аргументировать.
Познавательные УУД:
умение актуализировать свои знания; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; подведение под понятие, установление причинно-следственных связей самостоятельное создание способов решения задач; умение делать проверку; умение делать выводы.
Регулятивные УУД:
постановка учебной задачи; прогнозирование результата; умение выполнять учебную задачу; сопоставление своих действия с заданным образцом; выполнение учебного действия разными способами; коррекция способов действия в случае расхождения с эталоном; умение делать выводы; управление своим поведением — контроль, коррекция, оценка действий; рефлексия учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать, выражать свои мысли; умение строить речевое высказывание, умение работать в паре.
Тип урока: урок углубления, обобщения и систематизации знаний.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: карточки с заданиями для учащихс, памятка.
Деятельность учителя | |
Мотивация к деятельности Постановка учебной задачи. Актуализация знаний | Сегодняшний урок математики я хочу начать словами русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова« Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит». Как вы понимаете эти слова? Вы готовы этим заниматься на уроке математике? Давайте прочитаем хором наш девиз . Я думаю! Ты думаешь! Мы думаем! 1.Математическая разминка. (2 ученика у доски, остальные работают в тетради) 1)Запишите число, которое содержит 70 единиц второго класса и 70единиц первого класса. 70070 2) Делимое 448, делитель 2, найдите частное. 224 3) Увеличьте 15 в 1000 раз 15000 4)Какое число надо уменьшить в 60 раз, чтобы получилось 7? 420 5) Сколько кг в 5 ц 37 кг? 537 6) Найдите периметр квадрата со стороной 16 см. 64 7) Какой путь пройдет Женя за 3 ч, двигаясь со скоростью 5 км/ч ?15 км 2.- Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру. Я буду читать утверждения, а вы поднимаете руку, если «да», а если «нет» отрицательно показываете головой. 1. Деление – действие, обратное умножению (да) 2. Если делимое разделить на частное, то получится множитель (нет) 3. Делить на 0 нельзя (да) 4. Компоненты действия деления: делимое, множитель, частное (нет) (оцените свою работу) 1:1+0:328+328:1; 2098х0+1х(107+0:4267)+422:1; 830-4х(25-0)-732:732. (329, 529, 729). |
Чистописание | Откройте тетради . Запишите число- 15 апреля. Классная работа. Перед вами число 750 .Выскажите как можно больше утверждений о числе. Вы согласны с ответами ребят? А еще , ребята, ровно столько жуков –короедов съедает дятел за 1 день . Этот много или мало? Подумайте. Пропишите это число. |
Первичное усвоение новых знаний | Что общего между этими примерами? На какие группы мы можем разбить эти выражения? 3912:12 954:318 10635: 15 72756 : 172 Решите в парах, проговорив алгоритм деления на двузначное число. - Ребята, где у вас возникло затруднение? - Почему? - Что это за деление? - Какова же тема нашего урока? (Деление на трехзначное число) - Какую цель мы для себя поставим? (Познакомиться с алгоритмом деления на трехзначное число. Научиться делить на трехзначное число.) |
- Ребята, как лучше изучать новое – по одному или вместе? - Давайте объединимся в группы и выясним, как решаются подобные примеры. Задание группам: Вставить недостающие данные алгоритма и найти значение выражения. Когда группа будет готова, она подает сигнал . Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения. 876:219 Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 800 на ___. Для этого разделим 8 на ___, в частном получим ___. Это пробная цифра. Умножим 219 на __ , получится 876. Значит, частное ___ . Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения. 2940:735 Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 2940 на ____ . Для этого разделим 29 на___, в частном получим __. Это пробная цифра. Умножим 735 на ___, получится 2940 . Значит, частное ___ . Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения. 2544:424 Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 2544 на ____ . Для этого разделим 25 на ___, в частном получим ___. Это пробная цифра. Умножим 424 на ___, получится __2544_ . Значит, частное ____ . А теперь обратимся к учебнику с. 72 и рассмотрим , как выполнено деление. Проговорим еще раз алгоритм деления на трехзначное число. 1. Найти первое неполное делимое. 2. Определить число цифр в частном. 3. Найти цифры в каждом разряде частного. | |
Первичная проверка понимания Письменный прием деления. Решение примеров | Наша учебная задача – отработать навык письменного деления на трехзначное число. Какие знания нам пригодятся? Решение примера с объяснением алгоритма. Задание № 279 (2) 875:354 912:219 3964:526 2051:642 |
Первичное закрепление. | Что нового узнали сегодня на уроке? 1.Оцените, пожалуйста, свою работу при помощи этих предложений. -1. « Я хорошо усвоил алгоритм деления на трёхзначное число….» -2.« Мне ещё трудно делить на трёхзначное число…» - 3.«Я не усвоил алгоритм деления на трёхзначное число....» |
Физкульминутка | Раз – поднялись, потянулись, Два – согнулись, разогнулись. Три – в ладоши 3 хлопка, Головою 3 кивка. На 4 руки шире. 5 – руками помахать. 6 – за парту тихо сесть. |
280 Цемент - 120 т Песок - ? т, в 2 раза >, чем Израсходовали 1/3 = ? т Щебёнка -? т, в 4 раза >, чем - Поставьте вопрос? - Сможем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? 282 (резерв) | |
Рефлексия Домашнее задание | Оцените свою работу в группе пословицей, поговоркой или изречением. Обведите пословицу или поговорку: 1) Терпение дает умение. 2) Это успех. 3) Не будь тороплив, а будь терпелив. 4) Нерадивый дважды дело делает. 5) Перо пишет, а ум водит. 6) Захотел – сделал . Для деления на трехзначное число используется тот же алгоритм, как и для деления на двузначное и однозначное число. Вспомните, какую учебную задачу мы ставили перед собой в начале урока? Выполнили ли эту задачу? Какие получили результаты? Давайте подведем итог всего урока. С. 72, 281, 283 |
Приложение (раздаточный материал)
Карточки для индивидуальной работы
1:1+0:328+328:1= 2098х0+1х(107+0:4267)+422:1= 830-4х(25-0)-732:732= |
Карточки для групповой работы
Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения.
876:219
Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 800 на ___.
Для этого разделим 8 на ___, в частном получим ___. Это пробная цифра.
Умножим 219 на __ , получится 876. Значит, частное ___ .
Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения.
2940:735
Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 2940 на ____ .
Для этого разделим 29 на___, в частном получим __. Это пробная цифра.
Умножим 735 на ___, получится 2940 . Значит, частное ___ .
Вставьте недостающие данные и найдите значение выражения.
2544:424
Чтобы легче было найти цифру частного, разделим 2544 на ____ .
Для этого разделим 25 на ___, в частном получим ___. Это пробная цифра.
Умножим 424 на ___, получится __2544_ . Значит, частное ____ .
Карточки для рефлексии
1) Терпение дает умение. 2) Это успех. 3) Не будь тороплив, а будь терпелив. 4) Нерадивый дважды дело делает. 5) Перо пишет, а ум водит. 6) Захотел – сделал . |
Листы для самооценки
математический диктант | работа по карточкам | групповая работа | решение примеров | решение задачи | отметка |