Урок математики по теме: «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение»

6
0
Материал опубликован 28 May

Пичугина Яна Андреевна

молодой специалист,

учитель начальных классов

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Гимназия № 10»,

г. Мурманск


Урок математики по теме: «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение»


Среди основных направлений совершенствования российского образования выделяют формирование и развитие функциональной грамотности школьников.

Математическая грамотность как компонент предмет­ной функциональной грамотности включает в себя понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценку раз­нообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений, а также умение работать с математической информацией.

Урок математики для обучающихся второго класса по теме «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение», имеющий краеведческую направленность (экскурсия по городу-герою Мурманску), позволяет формировать навыки функциональной грамотности младшего школьника.


Технологическая карта урока математики

2 класс.

Тема: Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение.

Цель:

закреплять умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, умения решать проблемы, возникающие в повсе­дневной жизни;

развивать мышление, внимание, память, аккуратность при выполнении заданий, коммуникативные умения и навыки;

воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.

Педагогические задачи:

создать условия для закрепления состава чисел второго десятка;

создать условия для развития умений выполнять вычисления, решать задачи;

развивать мышление, внимание, волевые качества, математическую речь;

воспитывать интерес к урокам математики, трудолюбие.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Вид урока: нестандартный урок.

Форма проведения урока: урок-экскурсия.

Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.

Методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные, практические, дидактическая игра, метод упражнений, метод рефлексии, метод побуждающего и подводящего диалога; метод работы с разными источниками информации.

Приёмы: приём обучения смысловому чтению на уроках математики, приём «Лови ошибку», приём «Выход за пределы учебника».

Образовательные технологии: технология проблемного обучения, игровая технология, технология учебного сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированного обучения.

Понятийно-категориальный аппарат урока: число, состав числа, сложение, вычитание, арифметическая задача, выражение, равенство, неравенство.

Оборудование:

рабочий лист (гармошка в виде автобуса);

раздаточный материал (конверт с заданием, карточка для парной работы);

разрезной материал (геометрические фигуры)

м/м презентация.

Формируемые УУД:

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности.

Познавательные: наблюдать математические отношения (больше–меньше) в окружающем мире; распределять объекты (числа, величины, геометрические фигуры) на группы; обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных решений задачи; воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания; устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок) форме.

Коммуникативные: комментировать ход вычислений; использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; конструировать утверждения, выводы относительно данных объектов, отношения; называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством; записывать, читать число, числовое выражение.

Регулятивные: следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, геометрических фигур; организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения.

В совместной деятельности: принимать правила совместной деятельности при работе в парах, составленных учителем; участвовать в парной работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию решения или ответа; совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.

План урока

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний и умений.

3) Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.

4) Закрепление

- в знакомой ситуации (типовые задания)

- в изменённой ситуации (конструктивные задания)

5) Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания).

6) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Ход урока

Этап урока.

Компоненты урока, выраженные в конкретных материалах (слайд м/м презентации, карточки, стр. учебника и пр.)

Организационная структура урока

Время (мин)

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Организационный момент

Приветственное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Андреевна. Сегодня урок математики проведу у вас я.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на активную работу.

1

Актуализация знаний и умений.


Организует работу по актуализации знаний и умений обучающихся. Оформляет доску.

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.


6 (7)

t1716902477aa.png

Ребята, вам нравятся сюрпризы?

Сегодня вы – счастливчики! У меня для вас есть три счастливых билета (слайд).


Какой билет мы с вами можем использовать прямо сегодня?

Совершенно верно. Для того, чтобы это узнать название города, по которому мы совершим экскурсию, вам необходимо выполнить задание.

Работать предстоит в паре. Возьмите карточку со знаком вопроса. Положите перед собой.

Ответы обучающихся.

Экскурсия по городу.

Что вам нужно сделать?

Верно. По готовности необходимо поднять руки, сцепленные в замок вместе.

Примеры:

14 + 4 =

12 – 7 =

15 – 8 =

9 + 9 =

8 + 3 =

20 – 12 =

17 – 8 =

6 + 11 =


Ответы обучающихся.

Вычислить.

Выполняют задание.

Работают на карточке для парной работы.



t1716902477ab.png







Давайте посмотрим, что получилось.

Учитель приглашает

пару учеников к доске для проверки задания.

Если вы всё решили верно, то сейчас перед нами появится название города.

Выходят к доске, работают с печатным материалом.







Какой город сегодня покажет нам свои интересные места?

Верно!

Ответы обучающихся.

Город Мурманск.


Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.

t1716902477ac.png

t1716902477ad.png








Организует работу по определению темы и постановке цели урока.

Оформляет доску.

Скажите, пожалуйста, какие числа встретились в ответах?

На доске расположились числа в пределах 20.

Анализируют информацию на доске. Высказывают своё мнение, аргументируя ответ.

Выполняют задание.

Ответы обучающихся.


2 (9)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Тема урока звучит так: «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение».

Ответы обучающихся.



Какую цель мы можем поставить?

(На доске карточки-помощники)

Вам предстоит закрепить умения выполнять вычисления в пределах 20.

Раз мы используем счастливый билет, то на экскурсию по городу Мурманску смогут отправиться только те, кто умеет:

считать в пределах 20;

решать задачи;

сравнивать числа;

работать с информацией.

Ответы обучающихся.

Возможные варианты:

Повторить числа от 1 до 20;

закрепить сложение и вычитание чисел в пределах 20 и т.д.



Первичное закрепление

t1716902477ae.png

Организует работу по теме урока. Всем обучающимся предлагает ознакомиться с экскурсионной программой.

Познакомьтесь с программой экскурсии.

«Север для Вас»

Увлекательная экскурсия пройдёт в столице Заполярья – Мурманске. Будьте готовы к небольшим пешим прогулкам. Вы сможете посетить несколько интересных достопримечательностей, полюбоваться красивыми видами на город.

Для каждого из вас предусмотрены карманные деньги в сумме 100 рублей.

Надеваем удобную одежду, берём фотоаппарат и в путь!

Знакомятся с вводной информацией на слайде. Анализируют её.






Выбранный ученик читает текст вслух.




2 (11)

t1716902477af.png




Ребята, мы отправляемся на экскурсию из Гимназии №6.

Кто знает, как называется ближайшая остановка, к которой мы пойдём?

Верно!

Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.

Ответы обучающихся.

Остановка «Улица Беринга».


3 (14)

Какие автобусы и троллейбусы останавливаются здесь? Назовите их номера.

Ответы обучающихся.



А чтобы узнать номер троллейбуса, на котором мы поедем, вам нужно будет выполнить Задание 1 на рабочих листах.

Что нужно сделать?

Обеспечивает контроль за выполнением задания. Осуществляет проверку, коррекцию выполненного задания.

Знакомятся с информацией на рабочем листе. анализируют её. Отвечают на вопросы учителя.

Ответы обучающихся.

Вычислить.




Что вы заметили, выполнив вычисления?

На каком троллейбусе мы поедем к первой достопримечательности?

Совершенно верно.

Помещает транспорт и его номер на доску.

Ответы обучающихся.

Все ответы одинаковые (4).

На троллейбусе №4.



t1716902477ag.pngt1716902477ah.png

t1716902477ai.png



Мы с вами прибыли на остановку «Улица Юрия Гагарина».

Найдите на карте геолокацию синего цвета.

Здесь установили очень интересный памятник. Кто-нибудь знает его название?

Анализируют информацию, получаемую от учителя, а также материал на слайде.


Ответы обучающихся.

Памятник Коту Семёну.


2 (16)

Узелок неслучайно оказался в лапках бронзового кота, ведь этот памятник установлен герою!

Дело было так: семья мурманчан вместе с сиамским котом Сёмой возвращалась с отдыха на машине. В Москве кот пропал, и хозяева уехали без него.







Познакомьтесь с текстом на слайде. С его помощью ответьте на вопрос «Через сколько лет кот Семён вернулся домой?»

Не остался кот в столице.
А пешком пошёл на север

И на Кольский полуостров

Добирался он шесть лет!

Верно. Он прошёл больше 2000 километров до родного дома.

Не забудьте погладить бронзовому котику нос, почесать за ушком и загадать желание!

Ответы обучающихся.

Через 6 лет.


t1716902477aj.png

А знаете ли вы, что на Семёновском озере гостей встречает ещё один интересный памятник.

Как он называется (информация на слайде)?

Ответы обучающихся.

Памятник чайке.





2 (18)

Памятник установлен в честь первого мэра Мурманска Олега Найдёнова.

Делаем общее фото и двигаемся дальше.


Нам снова нужно идти на остановку. Запомнили ли вы её название?

И пока мы шли пошёл дождик...

Ответы обучающихся.

«Улица Юрия Гагарина».



Физкультминутка


Организует процесс выполнения упражнений, осуществляет их показ.

«Осенний дождь» 

Выполняют упражнения. Снимают усталость и напряжение, повышают свою активность и работоспособность во время занятия.

2 (20)

t1716902477ak.png

t1716902477al.png








Мы с вами достаточно долго гуляем по городу.

Пришло время подкрепиться. Давайте же посетим одно уютное местечко.

Осуществляют прочтение задания на рабочем листе. Следуют указаниям учителя.


6 (26)

Чтобы узнать, на каком автобусе мы поедем, вам необходимо выполнить задание 2 на рабочих листах.

Что будете делать?

Обеспечивает контроль за выполнением задания.

Выполняют работу на листе.

Отвечают на вопросы учителя.

Ответы обучающихся.

Решать цепочку примеров.


Автобус под каким номером нам нужен?

Совершенно верно!

Наша остановка – Кинотеатр «Мурманск».

Ответы обучающихся.

Автобус под номером №10.

Куда же мы прибыли?
Прочитайте текст задания 2 и ответьте на этот вопрос.

Задание 2.

«Пышка на Севере» - уникальное кафе в городе Мурманске! Только сегодня для вас действует акция «Ученик-счастливчик». Однако она действует, если вы купите перекус вместе с напитком. Успейте попробовать нашу продукцию со скидкой!»

Рассмотрите товары, которые кафе предлагает по акции.

Читают текст задания.

Ответы обучающихся.

Кафе «Пышка на Севере».

Какие товары предлагает кафе?


Ответы обучающихся.

Пышки, вафельные трубочки, ягодный коктейль и чай.

Сколько денег есть у каждого из вас?

100 рублей.

Подумайте, какой перекус можно купить на данную сумму?

Вспомните условия действия акции.

Ответы обучающихся.

Пышки и чай: 50 + 5 = 100 рублей.

Вафельные трубочки и чай: 40 + 50 = 90 рублей.

Почему вы не сможете купить коктейль и пышки или коктейль и вафельные трубочки?

Ответы обучающихся.


Сколько денег останется у вас после покупки пышек и чая?

После покупки вафельных трубочек и чая?

0 рублей (100 - 100 = 0).

10 рублей (100-90 = 10).


Насколько правильно вы распределили деньги на подарок. Остались ли у вас деньги?



Варианты ответов:

Да, остались. Я хочу, чтобы у меня всегда было немного денег.

Нет, не остались. Родители ещё дадут.


Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что перед нами?

20 – 12 = 8

16 – 9 = 7

9 + 9 = 19

8 + 4 = 12

15 – 13 = 2

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Ответы обучающихся.

Примеры.


2 (28)

Что заметили?

Ответы обучающихся.

Здесь один пример с ошибкой. 9 – 9 = 18.

Заветное число 18 – это номер автобуса, на котором мы отправляемся от остановки.

Как она называется?

Едем мы до площади «Пять углов».

Кинотеатр «Мурманск».







t1716902477am.pngt1716902477an.png

t1716902477ao.png


Найдите на карте фиолетовую геолокацию. Мы в центральном парке.


2 (30)

Какой памятник перед нами? (слайд).

Памятник Треске

Памятник ей появился только 8 лет назад. Бронзовая рыба, запутавшаяся в металлических сетях, точно такая же по размеру, как настоящая. Вес тоже выбран не случайно – 32 кг. Ровно столько составляет средний вес одной трески.

Памятник треске.


Используя информацию о скульптуре, скажите, сколько лет назад появился памятник?

Памятник установлен 8 лет назад.


Сколько весит памятник?

Его вес равен 32 кг.

Можно подойти поближе, оценить размер улова и представить, насколько нелегко приходится рыбакам на промысле.


Что объединят все памятники, которые мы сегодня увидели?

Ответы обучающихся.

Это памятники можно отнести к группе «животные ».

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

t1716902477ap.pngt1716902477aq.png










Организует работу по выполнению задания на рабочем листе. Обеспечивает контроль за его выполнением.

Ребята, что у людей остаётся на память о поездках, путешествиях, экскурсиях?

Если мы зайдём в сувенирную лавку в отеле «Азимут», то сможем купить на память об экскурсии открытку.

Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

Ответы обучающихся.

Возможные варианты:

сувениры, открытки, магнитики и т.д.


6 (35)

Возьмите в руки конверт. Достаньте содержимое.

Что перед нами?

Перед вами лежит основа для будущей открытки.

Ответы обучающихся.

Возможные варианты:

Открытка.

Открытка с Маяком и геометрические фигуры.


Вы знаете, как называется эта достопримечательность?

На открытке изображён Маяк - Мемориал морякам, погибшим в мирное время. Это одно из самых красивых мест города, где открывается прекрасный вид на Кольский залив.

Ответы обучающихся.


Какие фигуры узнали?


Прямоугольники и квадрат.

Наша задача – завершить открытку.

Внимательно послушайте задание.

Каждый из вас сейчас посмотрит на открытку и увидит блоки серого цвета.

Ваша задача: послушать моё высказывание и подобрать нужную запись. Затем вы просто кладёте фигуру поверх серого цвета. Если вы всё сделает правильно, то у вас получится Маяк.

Число 13 меньше числа 16;

сумма чисел 7 и 5 меньше 13;

разность чисел 17 и 8 равна 9.

Слушают учителя. Анализируют информацию. Работают индивидуально.
















Осуществляет коррекцию выполненного задания.

Получилась ли у вас постройка?

Теперь возьмите в руки клей и приклейте полоски на свои места, пока звучит

Включается музыка о г. Мурманске.

Ответы обучающихся.


Ребята, где мы учимся с помощью фигур (или шаблонов) составлять (конструировать) разные изображения?

Что ж, пришло время нам возвращаться в гимназию, снова едем от остановки «Пять Углов».

На уроках технологии.

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

(Изображение на рабочем листе)

t1716902477ar.png

t1716902477as.png

Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организа­ция подведения итогов урока обучающимися.

Проводит беседу по вопросам:

Какие ребята сегодня были на экскурсии? 

Анализируют проделанную работу на уроке математики. Отвечают на вопросы учителя.



Ответы обучающихся.

1 (36)

Организация осуществления рефлексии.

Поскольку наш город морской, портовый. Найдите якорь в правой нижней части листа. Ваша задача раскрасить его в один из трёх цветов:

зелёный: «Получилось решить и сделать, узнал новое о своем городе».

синий: «Почти все смог решить, запомнил новые памятники, остановки»;

красный: «SOS. Нужна помощь».

Выполняют задание. Определяют своё состо­яние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.



2 (38)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

t1716902477at.pngt1716902477au.png

Выдаёт домашнее задание, даёт комментарии по его выполнению.

Наш якорь будет вам напоминаем о домашнем задании, которое расположено на рабочем листе.

Анализируют домашнее задание, задают вопросы по его выполнению (при необходимости).

1 (39)


Ребята, вы сегодня большие молодцы! Спасибо вам за работу на уроке.

Желаю успехов!


1 (40)



Список использованной литературы и источников:

Федеральный государственный образовательный стандарт на­чального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286.

Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.: ил.

Буряк, М.В. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников. [Текст] / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с.

Дорофеев, Г. В. Математика. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. организации. В 2 ч. Ч. 1 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2019. – 122 с. ил.: ил. — (Перспектива).

Ященко, И.В. ВПР по математике: 4 класс. Всероссийская проверочная работа. Типовые задания. 25 вариантов заданий [Электронный ресурс] / И.В. Ященко и др. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2019. – 120 с. URL: http://myznaniya.ru/vpr/vpr4/content/vpr-po-matematike-za-4-klass-yashchenko-25-variantov, свободный. – (Дата обращения: 17.09.2023).

Ежедневник учителя: личный блог [Электронный ресурс] / URL: https://vk.com/teacher_maker, свободный. – (Дата обращения: 16.09.2023).

Фотобанк от TripTonkosti [Электронный ресурс] / URL: https://triptonkosti.ru/20-foto/kot-semen-risunok.html, свободный. – (Дата обращения: 16.09.2023).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей