Урок математики по теме: «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение»
Пичугина Яна Андреевна
молодой специалист,
учитель начальных классов
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 10»,
г. Мурманск
Урок математики по теме: «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение»
Среди основных направлений совершенствования российского образования выделяют формирование и развитие функциональной грамотности школьников.
Математическая грамотность как компонент предметной функциональной грамотности включает в себя понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; оценку разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений, а также умение работать с математической информацией.
Урок математики для обучающихся второго класса по теме «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение», имеющий краеведческую направленность (экскурсия по городу-герою Мурманску), позволяет формировать навыки функциональной грамотности младшего школьника.
Технологическая карта урока математики
2 класс.
Тема: Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение.
Цель:
закреплять умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20, умения решать проблемы, возникающие в повседневной жизни;
развивать мышление, внимание, память, аккуратность при выполнении заданий, коммуникативные умения и навыки;
воспитывать чувство ответственности за выполненную работу.
Педагогические задачи:
создать условия для закрепления состава чисел второго десятка;
создать условия для развития умений выполнять вычисления, решать задачи;
развивать мышление, внимание, волевые качества, математическую речь;
воспитывать интерес к урокам математики, трудолюбие.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Вид урока: нестандартный урок.
Форма проведения урока: урок-экскурсия.
Форма организации занятия: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), наглядные, практические, дидактическая игра, метод упражнений, метод рефлексии, метод побуждающего и подводящего диалога; метод работы с разными источниками информации.
Приёмы: приём обучения смысловому чтению на уроках математики, приём «Лови ошибку», приём «Выход за пределы учебника».
Образовательные технологии: технология проблемного обучения, игровая технология, технология учебного сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированного обучения.
Понятийно-категориальный аппарат урока: число, состав числа, сложение, вычитание, арифметическая задача, выражение, равенство, неравенство.
Оборудование:
рабочий лист (гармошка в виде автобуса);
раздаточный материал (конверт с заданием, карточка для парной работы);
разрезной материал (геометрические фигуры)
м/м презентация.
Формируемые УУД:
Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека, способности мыслить, рассуждать; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности.
Познавательные: наблюдать математические отношения (больше–меньше) в окружающем мире; распределять объекты (числа, величины, геометрические фигуры) на группы; обнаруживать модели геометрических фигур в окружающем мире; вести поиск различных решений задачи; воспроизводить порядок выполнения действий в числовом выражении, содержащем действия сложения и вычитания; устанавливать соответствие между математическим выражением и его текстовым описанием; извлекать и использовать информацию, представленную в текстовой, графической (рисунок) форме.
Коммуникативные: комментировать ход вычислений; использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации; конструировать утверждения, выводы относительно данных объектов, отношения; называть числа, величины, геометрические фигуры, обладающие заданным свойством; записывать, читать число, числовое выражение.
Регулятивные: следовать установленному правилу, по которому составлен ряд чисел, геометрических фигур; организовывать, участвовать, контролировать ход и результат парной работы с математическим материалом; находить с помощью учителя причину возникшей ошибки или затруднения.
В совместной деятельности: принимать правила совместной деятельности при работе в парах, составленных учителем; участвовать в парной работе с математическим материалом: обсуждать цель деятельности, ход работы, комментировать свои действия, выслушивать мнения других участников, готовить презентацию решения или ответа; совместно с учителем оценивать результаты выполнения общей работы.
План урока
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний и умений.
3) Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
4) Закрепление
- в знакомой ситуации (типовые задания)
- в изменённой ситуации (конструктивные задания)
5) Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания).
6) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
Этап урока. Компоненты урока, выраженные в конкретных материалах (слайд м/м презентации, карточки, стр. учебника и пр.) | Организационная структура урока | Время (мин) | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | ||
Организационный момент | Приветственное слово учителя. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Андреевна. Сегодня урок математики проведу у вас я. | Проверяют готовность к уроку, настраиваются на активную работу. | 1 |
Актуализация знаний и умений. | Организует работу по актуализации знаний и умений обучающихся. Оформляет доску. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. | 6 (7) |
| Ребята, вам нравятся сюрпризы? Сегодня вы – счастливчики! У меня для вас есть три счастливых билета (слайд). | | |
Какой билет мы с вами можем использовать прямо сегодня? Совершенно верно. Для того, чтобы это узнать название города, по которому мы совершим экскурсию, вам необходимо выполнить задание. Работать предстоит в паре. Возьмите карточку со знаком вопроса. Положите перед собой. | Ответы обучающихся. Экскурсия по городу. | ||
Что вам нужно сделать? Верно. По готовности необходимо поднять руки, сцепленные в замок вместе. Примеры:
| Ответы обучающихся. Вычислить. Выполняют задание. Работают на карточке для парной работы. | ||
| Давайте посмотрим, что получилось. Учитель приглашает пару учеников к доске для проверки задания. Если вы всё решили верно, то сейчас перед нами появится название города. | Выходят к доске, работают с печатным материалом. | |
Какой город сегодня покажет нам свои интересные места? Верно! | Ответы обучающихся. Город Мурманск. | ||
Мотивация учебной деятельности. Постановка задач урока.
| Организует работу по определению темы и постановке цели урока. Оформляет доску. Скажите, пожалуйста, какие числа встретились в ответах? На доске расположились числа в пределах 20. | Анализируют информацию на доске. Высказывают своё мнение, аргументируя ответ. Выполняют задание. Ответы обучающихся. | 2 (9) |
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке? Тема урока звучит так: «Числа от 1 до 100: действия с числами до 20. Повторение». | Ответы обучающихся. | ||
Какую цель мы можем поставить? (На доске карточки-помощники) Вам предстоит закрепить умения выполнять вычисления в пределах 20. Раз мы используем счастливый билет, то на экскурсию по городу Мурманску смогут отправиться только те, кто умеет: считать в пределах 20; решать задачи; сравнивать числа; работать с информацией. | Ответы обучающихся. Возможные варианты: Повторить числа от 1 до 20; закрепить сложение и вычитание чисел в пределах 20 и т.д. | ||
Первичное закрепление | Организует работу по теме урока. Всем обучающимся предлагает ознакомиться с экскурсионной программой. Познакомьтесь с программой экскурсии. «Север для Вас» Увлекательная экскурсия пройдёт в столице Заполярья – Мурманске. Будьте готовы к небольшим пешим прогулкам. Вы сможете посетить несколько интересных достопримечательностей, полюбоваться красивыми видами на город. Для каждого из вас предусмотрены карманные деньги в сумме 100 рублей. Надеваем удобную одежду, берём фотоаппарат и в путь! | Знакомятся с вводной информацией на слайде. Анализируют её. Выбранный ученик читает текст вслух. | 2 (11) |
| Ребята, мы отправляемся на экскурсию из Гимназии №6. Кто знает, как называется ближайшая остановка, к которой мы пойдём? Верно! | Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. Ответы обучающихся. Остановка «Улица Беринга». | 3 (14) |
Какие автобусы и троллейбусы останавливаются здесь? Назовите их номера. | Ответы обучающихся. | ||
А чтобы узнать номер троллейбуса, на котором мы поедем, вам нужно будет выполнить Задание 1 на рабочих листах. Что нужно сделать? Обеспечивает контроль за выполнением задания. Осуществляет проверку, коррекцию выполненного задания. | Знакомятся с информацией на рабочем листе. анализируют её. Отвечают на вопросы учителя. Ответы обучающихся. Вычислить. | ||
| Что вы заметили, выполнив вычисления? На каком троллейбусе мы поедем к первой достопримечательности? Совершенно верно. Помещает транспорт и его номер на доску. | Ответы обучающихся. Все ответы одинаковые (4). На троллейбусе №4. | |
| Мы с вами прибыли на остановку «Улица Юрия Гагарина». Найдите на карте геолокацию синего цвета. Здесь установили очень интересный памятник. Кто-нибудь знает его название? | Анализируют информацию, получаемую от учителя, а также материал на слайде. Ответы обучающихся. Памятник Коту Семёну. | 2 (16) |
Узелок неслучайно оказался в лапках бронзового кота, ведь этот памятник установлен герою! Дело было так: семья мурманчан вместе с сиамским котом Сёмой возвращалась с отдыха на машине. В Москве кот пропал, и хозяева уехали без него. |
| ||
| Познакомьтесь с текстом на слайде. С его помощью ответьте на вопрос «Через сколько лет кот Семён вернулся домой?» Не остался кот в столице. И на Кольский полуостров Добирался он шесть лет! Верно. Он прошёл больше 2000 километров до родного дома. Не забудьте погладить бронзовому котику нос, почесать за ушком и загадать желание! | Ответы обучающихся. Через 6 лет. | |
| А знаете ли вы, что на Семёновском озере гостей встречает ещё один интересный памятник. Как он называется (информация на слайде)? | Ответы обучающихся. Памятник чайке. | 2 (18) |
Памятник установлен в честь первого мэра Мурманска Олега Найдёнова. Делаем общее фото и двигаемся дальше. | | ||
Нам снова нужно идти на остановку. Запомнили ли вы её название? И пока мы шли пошёл дождик... | Ответы обучающихся. «Улица Юрия Гагарина». | | |
Физкультминутка | Организует процесс выполнения упражнений, осуществляет их показ. «Осенний дождь» | Выполняют упражнения. Снимают усталость и напряжение, повышают свою активность и работоспособность во время занятия. | 2 (20) |
| Мы с вами достаточно долго гуляем по городу. Пришло время подкрепиться. Давайте же посетим одно уютное местечко. | Осуществляют прочтение задания на рабочем листе. Следуют указаниям учителя. | 6 (26) |
Чтобы узнать, на каком автобусе мы поедем, вам необходимо выполнить задание 2 на рабочих листах. Что будете делать? Обеспечивает контроль за выполнением задания. | Выполняют работу на листе. Отвечают на вопросы учителя. Ответы обучающихся. Решать цепочку примеров. | ||
Автобус под каким номером нам нужен? Совершенно верно! Наша остановка – Кинотеатр «Мурманск». | Ответы обучающихся. Автобус под номером №10. | ||
Куда же мы прибыли? Задание 2. «Пышка на Севере» - уникальное кафе в городе Мурманске! Только сегодня для вас действует акция «Ученик-счастливчик». Однако она действует, если вы купите перекус вместе с напитком. Успейте попробовать нашу продукцию со скидкой!» Рассмотрите товары, которые кафе предлагает по акции. | Читают текст задания. Ответы обучающихся. Кафе «Пышка на Севере». | ||
Какие товары предлагает кафе? | Ответы обучающихся. Пышки, вафельные трубочки, ягодный коктейль и чай. | ||
Сколько денег есть у каждого из вас? | 100 рублей. | ||
Подумайте, какой перекус можно купить на данную сумму? Вспомните условия действия акции. | Ответы обучающихся. Пышки и чай: 50 + 5 = 100 рублей. Вафельные трубочки и чай: 40 + 50 = 90 рублей. | ||
Почему вы не сможете купить коктейль и пышки или коктейль и вафельные трубочки? | Ответы обучающихся. | ||
Сколько денег останется у вас после покупки пышек и чая? После покупки вафельных трубочек и чая? | 0 рублей (100 - 100 = 0). 10 рублей (100-90 = 10). | ||
Насколько правильно вы распределили деньги на подарок. Остались ли у вас деньги? | Варианты ответов: Да, остались. Я хочу, чтобы у меня всегда было немного денег. Нет, не остались. Родители ещё дадут. | ||
| Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что перед нами? 20 – 12 = 8 16 – 9 = 7 9 + 9 = 19 8 + 4 = 12 15 – 13 = 2 | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Ответы обучающихся. Примеры. | 2 (28) |
Что заметили? | Ответы обучающихся. Здесь один пример с ошибкой. 9 – 9 = 18. | ||
Заветное число 18 – это номер автобуса, на котором мы отправляемся от остановки. Как она называется? Едем мы до площади «Пять углов». | Кинотеатр «Мурманск». | ||
| Найдите на карте фиолетовую геолокацию. Мы в центральном парке. | | 2 (30) |
Какой памятник перед нами? (слайд). Памятник Треске Памятник ей появился только 8 лет назад. Бронзовая рыба, запутавшаяся в металлических сетях, точно такая же по размеру, как настоящая. Вес тоже выбран не случайно – 32 кг. Ровно столько составляет средний вес одной трески. | Памятник треске. | ||
Используя информацию о скульптуре, скажите, сколько лет назад появился памятник? | Памятник установлен 8 лет назад. | ||
Сколько весит памятник? | Его вес равен 32 кг. | ||
Можно подойти поближе, оценить размер улова и представить, насколько нелегко приходится рыбакам на промысле. | | ||
Что объединят все памятники, которые мы сегодня увидели? | Ответы обучающихся. Это памятники можно отнести к группе «животные ». | ||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | Организует работу по выполнению задания на рабочем листе. Обеспечивает контроль за его выполнением. Ребята, что у людей остаётся на память о поездках, путешествиях, экскурсиях? Если мы зайдём в сувенирную лавку в отеле «Азимут», то сможем купить на память об экскурсии открытку. | Выполняют задание, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. Ответы обучающихся. Возможные варианты: сувениры, открытки, магнитики и т.д. | 6 (35) |
Возьмите в руки конверт. Достаньте содержимое. Что перед нами? Перед вами лежит основа для будущей открытки. | Ответы обучающихся. Возможные варианты: Открытка. Открытка с Маяком и геометрические фигуры. | ||
Вы знаете, как называется эта достопримечательность? На открытке изображён Маяк - Мемориал морякам, погибшим в мирное время. Это одно из самых красивых мест города, где открывается прекрасный вид на Кольский залив. | Ответы обучающихся. | ||
Какие фигуры узнали? | Прямоугольники и квадрат. | ||
Наша задача – завершить открытку. Внимательно послушайте задание. Каждый из вас сейчас посмотрит на открытку и увидит блоки серого цвета. Ваша задача: послушать моё высказывание и подобрать нужную запись. Затем вы просто кладёте фигуру поверх серого цвета. Если вы всё сделает правильно, то у вас получится Маяк. Число 13 меньше числа 16; сумма чисел 7 и 5 меньше 13; разность чисел 17 и 8 равна 9. | Слушают учителя. Анализируют информацию. Работают индивидуально. | ||
Осуществляет коррекцию выполненного задания. Получилась ли у вас постройка? Теперь возьмите в руки клей и приклейте полоски на свои места, пока звучит Включается музыка о г. Мурманске. | Ответы обучающихся. | ||
Ребята, где мы учимся с помощью фигур (или шаблонов) составлять (конструировать) разные изображения? Что ж, пришло время нам возвращаться в гимназию, снова едем от остановки «Пять Углов». | На уроках технологии. | ||
Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности (Изображение на рабочем листе)
| Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися. Проводит беседу по вопросам: Какие ребята сегодня были на экскурсии? | Анализируют проделанную работу на уроке математики. Отвечают на вопросы учителя. Ответы обучающихся. | 1 (36) |
Организация осуществления рефлексии. Поскольку наш город морской, портовый. Найдите якорь в правой нижней части листа. Ваша задача раскрасить его в один из трёх цветов: зелёный: «Получилось решить и сделать, узнал новое о своем городе». синий: «Почти все смог решить, запомнил новые памятники, остановки»; красный: «SOS. Нужна помощь». | Выполняют задание. Определяют своё состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | 2 (38) | |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Выдаёт домашнее задание, даёт комментарии по его выполнению. Наш якорь будет вам напоминаем о домашнем задании, которое расположено на рабочем листе. | Анализируют домашнее задание, задают вопросы по его выполнению (при необходимости). | 1 (39) |
| Ребята, вы сегодня большие молодцы! Спасибо вам за работу на уроке. Желаю успехов! | | 1 (40) |
Список использованной литературы и источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286.
Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 455 с.: ил.
Буряк, М.В. Функциональная грамотность. 2 класс. Тренажёр для школьников. [Текст] / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 104 с.
Дорофеев, Г. В. Математика. 2 класс. Учеб, для общеобразоват. организации. В 2 ч. Ч. 1 / Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука. — 7-е изд. — М. : Просвещение, 2019. – 122 с. ил.: ил. — (Перспектива).
Ященко, И.В. ВПР по математике: 4 класс. Всероссийская проверочная работа. Типовые задания. 25 вариантов заданий [Электронный ресурс] / И.В. Ященко и др. - М.: Издательство «ЭКЗАМЕН», 2019. – 120 с. URL: http://myznaniya.ru/vpr/vpr4/content/vpr-po-matematike-za-4-klass-yashchenko-25-variantov, свободный. – (Дата обращения: 17.09.2023).
Ежедневник учителя: личный блог [Электронный ресурс] / URL: https://vk.com/teacher_maker, свободный. – (Дата обращения: 16.09.2023).
Фотобанк от TripTonkosti [Электронный ресурс] / URL: https://triptonkosti.ru/20-foto/kot-semen-risunok.html, свободный. – (Дата обращения: 16.09.2023).