Урок математики по теме «Перестановка слагаемых при сложении чисел»
Урок математики по теме «Перестановка слагаемых при сложении чисел»
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: познакомить с правилом перестановки слагаемых при сложении.
Задачи (Результаты):
личностные: повышение уверенности в своих математических способностях через успешное освоение новых математических законов, развитие интереса к изучению математики через понимание и применение математических законов;
предметные:формирование умения применять переместительное свойство сложения при решении выражений и задач;
метапредметные:
- регулятивные: формирование умений планировать свои действия при выполнении заданий на сложение, осуществлять контроль за ходом и результатами своей работы, анализировать свои ошибки и корректировать действия, осуществлять рефлексию по результатам выполнения заданий;
- коммуникативные: комментировать ход вычислений; использовать математические знаки и терминологию для описания сюжетной ситуации;
- познавательные: формирование навыков анализировать задачи на сложение, выделять в них ключевые элементы для нахождения решения.
-воспитательные: содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну и расширять знаний воспитанников о героической обороне Ленинграда.
Методы: словесный, наглядный, проблемно - поисковый, самоанализа своей деятельности (рефлексия).
Форма работы: коллективная, парная, индивидуальная.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности Организационный момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. - Поприветствуем всех. Кто время нашёл и к нам на урок сегодня пришёл. И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения. – Мы будем на уроке думать? – А может, будем спать?(Нет.) – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) – Друг другу будем помогать? (Да.) Итак, улыбнитесь друг другу и за работу. Проверим готовность к работе. Яркое пятно - Памятник – картина - Что вы видите на картине. Это мемориал – памятное место, память о ком-либо или о чем-либо. Сегодня на уроке у нас произойдёт открытие. А что такое открытие на уроке математики? Да - это новое достижение,открытие новых знаний», правил Девиз урока: Сам не отставай и товарищу помогай. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Но чтобы вы смогли сделать открытие на уроке, проведем математическую разминку, настроимся на рабочий лад. Актуализация - Какое действие на слайде? — Вспомните, как называются компоненты при сложении. — Посмотрите, правильно ли расположены части выражения? (Нет.) — Расставьте их в правильном порядке. 1. Устный счет. Выберите правильный ответ среди чисел на доске — Первое слагаемое 1, второе слагаемое – 1. Чему равно значение суммы. (2) — Сумма чисел 5 и 2 ? (7) - Самое маленькое число. (0) —число, следующее за нулем (1) — Найди сумму чисел 1 и 0? (1) — Назовите значение суммы (9) — Логика (пирамида). Ответ: 4 — Логика (друзья). Ответ: 4 - Как связаны эти числа с сегодняшним днем? Из них можно составить дату. 27.01.1944 Кто знает , что произошло в этот день в 1944 году? 27 января День полного снятия блокады Ленинграда - Что это за город такой? (Санкт-Петербург) | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации. |
Целеполагание | Рассказ о «Дороге жизни» Водители старались сделать как можно больше рейсов за сутки Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. — Прочитайте задачу. — Что в ней известно? (водители делали рейсы) — Сколько рейсов сделал 1 водитель? (2) А второй? (3) — Что нужно узнать? (Сколько всего рейсов они сделали.) — Каким действием будем решать задачу? (Сложением.) — Запишите решение. Посмотрите на две записи решения задачи. Поднимите руки те, кто записал первое решение. А кто второе? Как вы думаете, какое же решение будет верным? (Не знаем.) — Давайте прочитаем оба решения по-другому. (К 2 прибавить 3 — получится 5; первое слагаемое 2, второе слагаемое 3, сумма 5; сумма 2 и 3 равна 5;) — Что же произошло в этих выражениях? Почему вы записали решение по-разному? (Слагаемые поменялись местами.) — А как вы думаете, можно ли так делать в математике? (Не знаем.) — Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Узнаем, могут ли слагаемые меняться местами.)ТЕМА - ЧТО будем изучать? -КАК ? Что будем делать? -ЗАЧЕМ? Фары-звезды - оценивание | Ставят цели, формулируют, уточняют тему урока. Называют компоненты действия сложения. | Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные:общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы. |
Открытие новых знаний | — Как вы думаете, как нам проверить, можно ли менять местами слагаемые в выражениях? (Нужно понаблюдать, что происходит, когда слагаемые меняются местами.) — Как это сделать? (Решить несколько выражений и поменять слагаемые местами.) — Достаточно ли будет решить одно выражение? (Нет.) По «дороге жизни» ходили разные машины. Одни перевозили продукты, другие – людей. — Посмотрите на экран и решите два выражения. — Сколько машинслева? (7.) А справа? (Тоже 7.) В чём между ними разница? (В первом к 3 прибавили 4, а во втором к 4 прибавили 3.) — Изменился ли результат сложения? (Нет.) Самыми востребованными продуктами были МУКА и САХАР — Рассмотрим ещё один пример. — Сколько мешковслева? (6.) А справа? (Тоже 6.) Как сложили мешки, которые находятся слева? (К 4 мешкам муки прибавили 2 мешка сахара) Как сложили те мешки, которые нарисованы справа? (К 2 мешкам сахара прибавили 4 мешка муки.) — Изменился ли результат сложения? (Нет.) — Молодцы! Запомните правило. Сверяемся с целями — Какой цели мы уже достигли? Можно ли менять местами слагаемые при сложении? Тот , кто понял, что можно менять слагаемые – возьмите звезду! | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Складывать числа можно | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное применение Тематическая разминка | Рассказ о хлебе Блокадный хлеб был бесценен! Не будь хлеба, не было бы и победы! Хлеба было мало, выдавали по карточкам. - У вас выражения на половинке хлеба, найдите выражения в соответствии с темой нашего урока Найди вторую половинку хлеба | | Коммуникативные Развиваем умения 1. – работать в паре, 2. – вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; 3. – участвовать в обсуждениях; |
Закрепление | — Чем отличаются выражения в первом столбике и во втором? (Слагаемые поменяли местами.) Как звучит правило? Проверка — Какие выражения решать проще? (К большему числу прибавлять меньшее.) - Если мне сложно решить пример 2+7, что я должна сделать? —поменять слагаемые местами, если вам сложно решить какое-то выражение (для этого нам и пригодится это правило.) | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Ответы учащихся. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; |
Первичноеприменение | Детям тоже было очень тяжело во время блокады. Они продолжали учиться, но в бомбоубежищах, так как постоянно были обстрелы. Поможем девочке и мальчику — Соберите верные равенства. (дополнительное задание) Сверяемся с целями — Какой цели мы уже достигли? Звезда! | | |
Закрепление | За неделю до победы началась операция «Январский гром». Прочитайте данные этой операции. — Прочитайте задачу. — Что нам известно? — Что нужно узнать? — Каким действием решим задачу? (Сложением.) — Запишите решение двумя выражениями. — Отлично! Мы ответили на вопрос задачи? (Да.) — Запишите ответ. Проверка Сверяемся с целями Звезда! | | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. |
Рефлексия. Подведениеитогов | Организует рефлексию: — Давайте подведём итоги. Всех ли целей нам удалось сегодня достичь? - Какова была тема нашего урока? - Сформулируйте правило? - Встаньте, у кого 3 звезды- молодцы поняли тему урока, какие цели достиг? Вы – мои помощники. Встаньте , у кого 1 или 2 звезды – молодцы, но были затруднения. В чем ? Да, было трудно на уроке, вы сделали много открытий. Людям во время блокады тоже было очень тяжело, но они верили в победу! Чтобы увековечить героизм солдат и людей блокадного Ленинграда, построили этот мемориал, который символизирует кольцо разорванное – это и есть дорога жизни. Эту дату сегодня помнят все. И мы тоже будем помнить об этом Анализ работы учащихся на уроке. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:смыслообразование. |