12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лошкарева Алёна Сергеевна29

Класс: 1

УМК «Школа России»

Авторы учебника Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.

Тема урока: «Перестановка слагаемых»

Тип урока – изучение нового материала

Цель урока: ознакомление учащихся с правилом перестановки слагаемых.

Задачи урока:

а) образовательные:

- формирование познавательной мотивации учащихся при ознакомлении с приёмом перестановки слагаемых;

- закрепление умения прибавлять числа 1, 2, 3, 4 (отработка вычислительных навыков сложения в пределах 10);

б) развивающие:

- развитие логического мышления (умственного характера учебных действий) через приемы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения, обобщения на основе актуализации полученных ранее знаний при последующем самостоятельном выведении нового математического правила перестановки слагаемых;

- развитие итогового самоконтроля и взаимоконтроля;

в) воспитательные:

- формирование коммуникативных навыков при работе в парах и группах;

Оборудование:

1) Учебник по математике для 1 класса, автор Моро М.И.

2) Рабочая тетрадь.

3) 2 наборных полотна для работы в группах

4) 4 больших и 4 маленьких квадрата, 4 карточки со знаком «+», 2 карточки со знаком «=» для работы в группах.

5) Карточки с заданиями для работы в парах (см. конспект урока, пункт VII – 1)

6) Двусторонние сигналы для осуществления обратной связи (красный и зелёный цвет)

7) Карточки с цифрами 1, 2, 3 и знаками «+», «=» (по 2 штуки) для работы на доске

8) Индивидуальные конверты с пометкой в виде цветных звёздочек (красный, жёлтый, зелёный цвет) с набором из:

- счётных кружочков красного и синего цвета (по 3 штуки),

- карточек со знаками «+» и «=»,

- карточек с цифрами 3, 4, 7

- «волшебных» линеечек зелёного и красного цвета для осуществления рефлексии – оценки сложности урока и самооценки

9) Цветные магниты (красный, жёлтый, зелёный обязательно)

10) Рисунки двух медведей: большого и маленького

11) Магнитофон

12) Аудиокассета с записью (текст см. в конспекте урока)

13) Рисунок дерева

14) Фигурки снегирей – 7 штук


 


 


 


 


 


 


 


 

ЭТАПЫ УРОКА И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ

1. Организационный момент – 1 минута.

(выполнение упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения)

2. Актуализация знаний – 5 минут.

(повторение изученного материала с целью активизации мыслительной деятельности в ходе работы с выражениями, готовящими к изучению новой темы)

3. Введение новых знаний – 7 минут.

(работа с индивидуальным счётным материалом; выведение нового правила перестановки слагаемых)

4. Физкультминутка – 1 минута.

(выполнение упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения и снятие мышечного напряжения)

5. Работа над новым материалом – 10 минут.

(активизация познавательной деятельности; составление задачи по рисунку; овладение способом действия на основе создания проблемной ситуации; практическая работа в группах)

6. Физкультминутка – 1 минута.

( выполнение упражнений, направленных на снятие мышечного напряжения и подготовку рук детей к предстоящей письменной работе)

7. Закрепление нового материала – 7 минут.

(практическая работа в парах и дифференцированное задание по уровню сложности)

8. Подведение итогов – 3 минуты.

(оценка сложности урока; формирование самооценки и умения анализировать свою работу)

Всего: 35 минут.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Теоретическое обоснование

 

I. Организационный момент

В жизни много интересного,

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и считать,

И о многом узнавать.


 

Все готовы к познанию нового? (проверяется посадка детей, готовность к уроку)

 

Слушают речь учителя.


 


 


 


 

Контролируют свою посадку и готовность к уроку

 

Личностные УУД (самоопределение)


 


 


 

Регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция)

 

II. Актуализация знаний

1) Учитель:

- Ребята, к нам на урок сегодня пришла семья медведей (на доске рисунок, где изображены большой и маленький медведи)

- Они принесли с собой звуковое письмо (включаю магнитофон, на кассете запись – голоса взрослого медведя и 2-х медвежат)

Взрослый медведь:

- Здравствуйте, ребята. У нас есть двое сыновей. Они постоянно ругаются!

Старший медвежонок:

- Я первый! Меня мама больше любит!

Младший медвежонок:

- Нет, я первый! Меня любят больше!

Старший медвежонок:

- Первым я должен везде быть, потому что я старше и больше тебя!

Младший медвежонок:

- Нет, я должен быть везде первым, потому что я младше и меньше тебя!

Взрослый медведь:

- И так каждый день. А сорока послушала, что у вас сейчас будет урок, который сможет помочь нам рассудить наших медвежат.

Учитель:

- Ребята, а вы как думаете, кто должен быть первым – тот, кто больше или тот, кто меньше?

Учитель:

- Ну что ж, я вижу, что наш урок будет необходим не только медвежатам, но и нам самим.


 

2) Учитель:

- Итак, начинаем.

(на доске записаны примеры)

2+3 3+3

2+2 3+2

- выберите те выражения, где сумма равна 5, не забывайте контролировать друг друга с помощью сигнальчиков.

- прочитайте эти выражения разными способами

(после ответов детей рядом с нужными выражениями прикрепляю цветной магнит)

- что заметили в этих выражениях?

3) Учитель:

- Переходим к следующему заданию

2 ? 4 = 4 ? 2

(? написаны на карточках, под ними на доске написаны +)

- какой знак нужно поставить между числами, чтобы получить верное равенство? Не забудьте про сигнальчики.

Учитель:

- докажите, что именно +

- потому, что 2+4=6 и 4+2=6

(убираю карточки с ?, под ними +)

Учитель:

- прочитайте полученное равенство

Учитель:

Что заметили в этом равенстве?

4) Учитель:

- Что особенного в этих выражениях?

5 + □ = 6 1 + □ = 6

(«окошечки» - листок бумаги, под ним – нужное число)

Учитель:

- какое число поставим в первое «окошечко»?

Учитель:

- обоснуйте свой ответ

(после ответа детей убираю 1-й листок-«окошечко», там цифра 1)

- прочитайте выражение разными способами

Учитель:

- почему ответ получился одинаковый?

 

Внимательно слушают учителя и смотрят на доску


 


 


 

Слушают аудиозапись


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети дают противоречивые ответы


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети считают примеры и дают ответы


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети:

- одинаковые знаки, одинаковые слагаемые

Дети смотрят на доску


 


 


 

Дети:

- нужно поставить знак +

Дети:

-мы не можем поставить «-» потому что не можем от 2 отнять 4

Дети:

- сумма чисел 2 и 4 равна сумме чисел 4 и 2

Дети:

-одинаковые слагаемые

- одинаковые знаки

Дети:

- ответ одинаковый

- одинаковые знаки


 

Дети:

- 1


 


 

 

(дети читают)

(аналогично ведётся работа с 2-м выражением)

Дети:

- использовались одинаковые знаки

-использовались одинаковые слагаемые.

Личностные УУД (Смыслообразование – развитие познавательных интересов, учебных мотивов)

Познавательные УУД (общеучебные – структурирование знаний, произвольное и осознанное построение речевого высказывания; логические - анализ, синтез)


 


 


 


 


 


 


 


 

Психологический настрой на работу


 


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные УУД - Осуществление обратной связи – взаимоконтроль.


 

Активизация мыслительной деятельности


 


 

Осуществление обратной связи – взаимоконтроль


 


 


 


 


 


 


 


 

Логические УУД

Развитие логического мышления на основе приёма анализа.


 


 


 


 

Логические УУД

Сотрудничество учитель – ученик. Дети учатся рассуждать, анализировать, доказывать.


 


 


 


 

Регулятивные УУД (оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения)

В ходе фронтальной работы дети вспоминают и повторяют изученный материал

 

III. Введение новых знаний

1) Учитель:

- Приготовьте счётные кружочки


 


 

- Составьте число 3 из 2-х слагаемых

○○ + ○

(вывешиваю на доску карточку 2 + 1)

- У кого так же? (сигнальчики)

- Как ещё можно выполнить это задание?

+ ○○

(вывешиваю рядом карточку 1 + 2)

- Кто составил так же? (сигнальчики)

- Какой знак можно поставить между этими выражениями?

Учитель:

- Объясните, почему?


 

Учитель:

- Прочитайте полученное равенство


 

Учитель:

- Поменяйте местами свои кружочки-слагаемые

- Что можем сказать о слагаемых?


 

Учитель:

- Что можем сказать о сумме?

Учитель:

Какой вывод мы можем сделать?

 

(дети достают из конвертов набор индивидуального счётного материала – кружочки красного и синего цвета)

Дети составляют


 


 


 


 

Дети составляют


 


 

Дети:

- знак =


 

Дети:

- 2+1=3 и 1+2=3

Дети:

- сумма чисел 2 и 1 равна сумме чисел 1 и 2


 

(дети передвигают кружочки)

Дети:

- они не изменились, только поменялись местами

Дети:

-она тоже не изменилась

Дети:

-от того, что слагаемые поменялись местами, сумма не изменилась

Операционный компонент.


 


 


 


 


 


 

Регулятивные УУД

Осуществление обратной связи – взаимоконтроль.


 


 


 

Логические УУД -

Дети учатся рассуждать, анализировать, доказывать


 


 


 


 


 

Логические УУД

Анализируя свои действия, дети самостоятельно выводят правило о перестановке слагаемых.

 

IV.Физкультминутка

И.п. – руки на поясе

1 – поворот головы направо

2 – и.п.

3 – поворот головы налево

4 – и.п.

 

(выполнять в медленном темпе 6 – 7 раз)

 

Улучшение мозгового кровообращения. Снятие мышечного напряжения

V. Работа над новым материалом

2) Учитель:

- А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «День – ночь»

- День!

(прикрепляю на доску рисунок со снегирями, сидящими на ветке)

○ ○ ○

○ ○ ○ ○

- Составьте задачу по рисунку


 

Учитель:

- Что обозначает число 3?

Учитель:

- Что обозначает число 4?


 

Учитель:

- Повторите вопрос задачи


 

Учитель:

- Запишите решение задачи с помощью цифр и знаков из ваших конвертиков

(используется индивидуальная разрезная касса цифр, набор необходимых цифр и знаков лежит в конвертике у каждого ребёнка)

(далее ведётся проверка составления решения задачи с использованием сигнальчиков, опрашиваются 2 - 3 ребёнка, решение читается разными способами)

Учитель:

- Назовите ответ задачи

Учитель:

- Ночь!

(учитель в это время переставляет 1 снегиря с нижней ветки на верхнюю)

○ ○ ○ ○

○ ○ ○

Учитель:

- День!

- Что заметили?

Учитель:

- У вас уже есть одно решение задачи. Найдите способ быстро его изменить.

- Что для этого нужно сделать?

Учитель:

- Почему?

Учитель:

- Назовите получившееся решение.


 

- Что произошло со слагаемыми в наших задачах?

Учитель:

- Что вы можете сказать о сумме?

3) Учитель:

- Так какой же вывод мы можем сделать?


 

Учитель:

- А теперь давайте прочитаем, как об этом сказано в учебнике – стр. 14.

Учитель:

- Давайте повторим его все вместе.

4) Учитель:

- Ребята, а как вы думаете, могло бы наше волшебное правило помочь маленьким медвежатам не ссориться?

- Как оно им поможет?

- А чтобы родителям было легче справиться со своими спорщиками, давайте пошлём медвежатам памятку.

- Эту работу мы будем выполнять в группах.

(дети объединяются в 2 группы)

Учитель:

- Покажите с помощью этих геометрических фигур наше правило перестановки слагаемых.

(каждой группе даётся наборное полотно и набор геометрических фигур – по 2 больших и 2 маленьких квадрата, 2 карточки со знаком +, 1 карточка со знаком =)

(дети составляют памятки)

+ = +


 

+ = +

Учитель:

- Как вы рассуждали при составлении памятки?


 

Учитель:

- Какое правило вы использовали при составлении памяток?

Учитель:

- Вот, пожалуй, такие памятки мы и пошлём медвежатам в лес, чтобы они не ругались больше и помнили, что родители любят их обоих одинаково и что надо жить дружно и друг другу уступать.

(закрепляю на доску памятки рядом с рисунками медведей)


 


 


 


 


 

Дети:

- На первой ветке сидело 3 снегиря, на второй ветке – 4. Сколько всего снегирей сидело на дереве?

Дети:

- столько снегирей сидело на первой ветке

Дети:

- столько снегирей на второй ветке

Дети:

- Сколько всего снегирей сидело на дереве?


 

Дети записывают решение задачи у себя в тетрадях


 


 


 


 


 


 

Дети:

- На дереве сидело 7 снегирей.


 

(дети закрывают глаза)


 


 


 


 

Дети:

- 1 снегирь с нижней ветки перелетел на верхнюю


 


 

Дети:

- Поменять местами слагаемые 3 и 4

(ответ детей)

(дети называют решение задачи, взаимопроверка осуществляется с помощью сигнальчиков)

Дети:

- Поменялись местами

Дети:

- Она не изменилась.

Дети:

- Если слагаемые поменять местами, сумма не меняется.


 

Читают правило в учебнике на стр.14


 

(повторное проговаривание правила хором)


 

Дети отвечают на вопросы учителя


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети называют геометрические фигуры и показывают с помощью них правило перестановки слагаемых.


 


 


 


 


 


 


 


 

( 1 представитель от каждой группы отчитывается о работе всей группы

Дети:

- Правило перестановки слагаемых. (От перестановки мест слагаемых сумма не меняется)

 

Использование игрового приёма.


 

Стимулирование учащихся на изучение нового материала с помощью игры


 

Развитие воображения учащихся.


 


 

Регулятивные УУД -

Осуществление обратной связи с целью взаимопроверки и самоконтроля.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные УУД -

С помощью игры «День – ночь» активизируется познавательная деятельность учеников.

Приём сравнения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Регулятивные УУД - взаимопроверка


 


 


 


 


 

Частично – поисковый метод позволяет детям самостоятельно вывести правило перестановки слагаемых.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Воспитательный момент.


 


 


 

Познавательные УУД

(общеучебные – структурирование знаний, произвольное и осознанное построение речевого высказывания;

Логические - анализ, синтез)

Практическая работа в группах.


 


 

Логические УУД -

Дети учатся рассуждать, анализировать, доказывать

Развитие коммуникативных навыков.

Воспитательный момент.


 

 

VI.Физкультминутка

Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки, приступили мы к зарядке.

(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот ( повороты корпусом)

Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз, приседать не торопись.

И в последний раз присели, а теперь за парты сели.

Выполняют упражнения по тексту.

Здоровьесберегающая технология.

 


 

VII. Закрепление нового материала

1) Учитель:

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с заданием. Поработайте над ним вместе, вдвоём.

2+3 1+1 1+4

4+1 2+2 3+3 3+2 4+4

- Найдите все возможные пары из этих выражений и соедините их стрелками.


 


 

- Составьте из этих пар равенства и запишите их в тетрадь.

(самостоятельная запись равенств с последующей проверкой)

- Прочитайте свои равенства.


 

Учитель:

- Какое математическое правило вы использовали при составлении этих равенств?


 

2) Учитель:

- Начиная с сегодняшнего дня, мы часто будем пользоваться правилом перестановки слагаемых. Оно понадобится вам даже в старших классах.

- Чтобы его лучше понять и запомнить, необходима тренировка. Вот этим мы сейчас и займёмся.

- Запишите в тетрадь и выполните эти задания.

(до этого момента задания были скрыты)

- Догадаться, у кого какое будет задание, вам помогут цветные магнитики и звёздочки на ваших конвертах.

(Рядом с каждым заданием на доске прикреплён магнит нужного цвета: красный, жёлтый, зелёный).

(На индивидуальных конвертах приклеены звёздочки того цвета, который соответствует данной группе учеников в соответствии с психолого-педагогической характеристикой).

1 группа (красный цвет) 2 группа (зелёный цвет)

2 + 8 = □ + 2 5 + □ = 7

7 + □ = 2 + 7 2 + □ = 7

3 группа (жёлтый цвет)

Стр. 14, №1, 3-й столбик

Учитель:

- Какое правило вы использовали при выполнении работы?


 

 


 

Дети работают с заданиями по карточкам в парах


 


 


 

Находят пары выражений и соединяют их

(проверка выполненной работы с использованием сигнальчиков)

Самостоятельно составляют равенства и записывают их в тетрадь


 


 


 


 

«От перестановки мест слагаемых сумма не меняется»


 


 


 


 


 


 


 

Дети выполняют работу по заданию учителя


 


 

Обращают внимание на цвета звездочек на своих конвертах и находят в соответствии с этим задания.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Дети:

- Правило перестановки слагаемых.


 

 

Работа в парах.

Коммуникативные УУД (управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий)

Познавательные УУД (общеучебные – рефлексия способов действий)

Регулятивные УУД (оценка – выделение и осознание того, чо уже усвоено и что ещё подлежит усвоению)


 


 


 


 


 


 

Развитие коммуникативных навыков.


 


 

Характер учебной деятельности – продуктивный: вспоминаем, рассуждаем, доказываем…


 


 


 


 


 


 


 

Индивидуальная работа с дифференциацией по уровню сложности.

Дети овладевают умением применять новое правило перестановки слагаемых на практике.

 


 

VIII. Подведение итогов урока

 

Учитель:

- А теперь, ребята, давайте подведём итог урока и нашей работы на нём.

- Что вы считаете нужным запомнить после этого урока?

- Давайте проговорим ещё раз наше новое правило.


 


 


 

Учитель:

- Был ли наш урок трудным для вас?

- Достаньте из конвертов карточку с цветными линеечками

(в индивидуальных конвертах у детей лежат карточки с двумя линеечками – зелёной и красной)

- На красной линии отметьте, насколько урок был труден для каждого из вас.

- А что вы можете сказать о своей работе на уроке? Каковы были ваши личные достижения?


 


 


 


 


 

Учитель:

- Оцените свою работу с помощью зелёной линеечки.


 

- Эти карточки положите в свои конверты и сдайте вместе с тетрадями.

- Наш урок окончен. Спасибо за хорошую работу. Расскажите дома родителям, с каким новым правилом мы сегодня познакомились.


 


 

Если слагаемые поменять местами, то их сумма не изменится.

(дети проговаривают хором правило перестановки слагаемых).

От перестановки мест слагаемых сумма не изменится


 


 


 


 


 


 

(дети отмечают крестиком на линейках)

Дети оценивают свою работу, используя слова:

- я понял, что…

- я научился…

- я запомнил…

- мне понравилось…

- я считаю, что я на этом уроке работал…)


 

(дети отмечают крестиком на линейке)


 

 


 


 


 

Регулятивные УУД (оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)

Рефлексия по усвоению новых знаний.


 


 


 


 


 


 


 

Оценка сложности урока


 

Дети учатся давать оценку своей работы (формирование самооценки), рассуждать, выделять главное, обобщать.


 


 


 

Учатся адекватно оценивать себя, анализировать свою работу.


 


 

 


 


 

Вывод: Дети овладевали умением применять новое правило перестановки слагаемых на практике. Частично – поисковый метод позволил детям самостоятельно вывести правило перестановки слагаемых.На уроке были применены фронтальная форма работы, практическая работа в группах и парах. Были использованы задания, дифференцированные по уровню сложности. Поддерживалось сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик. Дети учились давать оценку своей работы (формирование самооценки), рассуждать, выделять главное, обобщать. Развивали коммуникативные навыки. На уроке постоянно осуществлялась обратная связь. Это позволяет сделать вывод, что цель и задачи урока были достигнуты.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.