Технологическая карта урока математики на тему «Перестановка слагаемых» (1 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс |
Предмет |
Дата проведения урока |
Тип урока |
|||||
1а |
математика |
02.02.2019 |
«Открытие» нового знания |
|||||
Тема: |
Перестановка слагаемых |
|||||||
Цели |
Образовательная: усвоение математического смысла одного из свойств действий сложения- переместительного свойства сложения., формирование вычислительных навыков на основе использования переместительного свойства сложения. Деятельностная: развитие математической речи с использованием нового математического термина «переместительное свойство сложения»; формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний |
|||||||
Планируемый результат
|
Предметные результаты |
Универсальные учебные действия, ключевые компетенции |
||||||
Обучающийся научится: –сравнивать группы предметов по количеству: больше, меньше, столько же, сравнение чисел: знаки ‹, ›, =; выполнять устно сложение и вычитание однозначных чисел –выполнять группировку слагаемых;
Обучающийсяполучит возможность научиться: использовать полученные математические знания на практике. –классифицировать числа по одному или нескольким основаниям; |
Личностные:учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Регулятивные:принимать учебную задачу;планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;задавать вопросы. Познавательные:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
|
|||||||
Критерии достижения планируемых результатов
|
Базовый уровень «ученик научится»: выполнять устно сложение и вычитание однозначных чисел (в том числе с нулём и числом 1); выделять неизвестный компонент арифметического действия Повышенный уровень «ученик получит возможность научиться»: находить неизвестное слагаемое, неизвестное вычитаемое, неизвестное уменьшаемое; классифицировать числа по одному или нескольким основаниям |
|||||||
Основные понятия |
Опорные: компоненты сложения Новые: переместительное свойство слагаемых. |
|||||||
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи |
Формы, приемы, методы работы |
Ресурсы |
|||||
Окружающий мир |
Формы:, работа в парах и фронтальная работа. Технологии и методы: деятельностный метод обучения Приемы: построение по алгоритму |
Аудиовизуальные: презентация по теме. Дидактический материал:набор геометрических фигур, карандаши, задания, карточки с примерами. Печатные: учебники математики, тетради на печатной основе |
||||||
Этапы урока |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||||
Осуществляемые и формируемые действия |
||||||||
I этап. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Задачи этапа: организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке: 1) создать условия для положительного настроя обучающихся, подготовить учеников к продуктивной работе на уроке. («хочу»). 2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
Методы устного изложения: рассказ, беседа, метод иллюстрации .
|
||||||||
Приветствие. Ребята у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем наших гостей кивком головы. Посмотрите, чтобы у вас все было готово к уроку математика. Садитесь. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться Работаем старательно Слушаем внимательно! Поднимите руки, кто готов работать активно?
|
актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («хочу». «надо», «могу»).
|
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
|
Контролируют правильность организации рабочего места.
|
|||||
II этап. . Актуализация и пробное учебное действие. Задачи этапа: подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения |
||||||||
Сегодня я встретила Машу и Мишу. Они были очень расстроенные, и даже не разговаривали друг с другом. Вот, что между ними произошло. Папа позвал ребят на зимнюю рыбалку. Миша с Машей очень обрадовались и взяли с собой эти предметы на слайде: удочка, ведро, банка с червями, книга, крючки. Но между ними завязался спор. Маша утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но Миша с ней не согласился и сказал, что он мальчик и лучше нее знает, что нужно для рыбалки. И все, на этом брат с сестрой разошлись по углам и перестали разговаривать. Ребята,поможем решить этот спор или лучше займемся своими не менее важными делами? Конечно, поможем, если замечаешь несправедливость нужно вмешаться и справедливость восстановить. Нельзя быть безучастным к чужой проблеме В чем был не прав Миша? Что нужно было сделать Маше? Запомните эти предметы. Кто сумеет назвать их по памяти? Какой предмет лишний на зимней рыбалке и почему? Давайте не просто назовем его, а докажем Мише, что он не прав и зря обидел свою сестру. Верно, книга лишняя в конкретном случае - для ловли рыбы, но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник. Проблема решена На рыбалке Миша поймал 6 рыбок, а Маша 2 рыбки. Кто поймал больше рыбок и на сколько? Докажи, что 6 больше 2. Сколько всего рыбок поймали ребята? Покажите карточку. Как узнали? |
Вспоминают из личного жизненного опыта, что может пригодиться для зимней рыбалки осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
проводят сравнение
|
Работают фронтально– устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают. Формулируют собственное мнение, аргументируют и координируют мнения с позициями одноклассников.
Аргументируют свою точку зрения. Миша не объяснил свое решение, не привел доказательств. Машане смогла договориться, а сразу обиделась и перестала разговаривать - это не выход, только разговаривая мы можем прийти к истине
Лишняя книга потому что, если будешь читать, то прозеваешь момент, когда рыба клюнет, но в жизни любого человека книга – первый друг и помощник
6 стоит после 2 в числовом ряду |
Оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.
|
|||||
III этап. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание. Задачи этапа: организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. |
||||||||
Маша и Миша опять устроили спор. Миша утверждает, что верное решение 6+2, а Маша, что 2+6. Кто же прав? Прочитаем оба решения. Чему же равно значение суммы 6+2? А значение суммы 2+6? Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами) А можно ли так поступать в математике? Проверим! Итак, что нам необходимо узнать? (слайд) ЗНАТЬ ВЫПОЛНЯТЬ БЫТЬ
|
Осуществляют сравнение.
Обнаруживают затруднение. Можно ли переставлять местами слагаемые. |
Сравнивают, ведут диалог, вносят предложения. Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
Слушают одноклассников, строят высказывания. |
Оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.
С помощью учителя ставят цель урока. |
|||||
IV этап.Организация деятельности (построение проекта выхода из проблемы) Задачи этапа: определяется цель урока - устранение возникшего затруднения, формулируется тема урока |
||||||||
Я предлагаю поработать в парах. Каждая пара получает квадраты, треугольники двух цветов 3красных квадрата и 4 зеленых треугольника. (Слайд с планом действий) 1.Составьте пример на сложение, используя все данные вам фигуры. 2. Сравните результаты. 3. Сделайте вывод. Договорись с соседом, кто будет отвечать. К какому выводу мы пришли?
|
Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач, поставленной цели.
Компоненты сложения (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
|
Работают в парах Используют речь для планирования и регуляции своей деятельности. Стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.
Дети работают в парах. Фронтальная проверка, ученики делают вывод по плану на слайде: У нас получился пример…. Мы заметили, что от перестановки слагаемых сумма….
|
Самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели
Оценивают правильность выполнения действий.
|
|||||
V этап. Реализация построенного проекта. Задачи этапа: организуется коммуникативное взаимодействие для самостоятельного решения типовых заданий на новый способ действия с проговариванием решения вслух |
||||||||
Мы с вами в начале урока сказали, что книга наш друг и помощник в жизни, а что же является нашим помощником на уроке? (учебник) Возьмите учебник, откройте содержание (стр 95), тема нашего урока «Перестановка слагаемых» Какая это страница (26) С чем нам придется сегодня работать, чтобы доказать наш вывод (работа с условными обозначениями)
|
Работают с содержанием учебника,условными обозначениями.
|
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
|
Осуществляют самоконтроль,
|
|||||
VI этап. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Задачи этапа: организуется коммуникативное взаимодействие для самостоятельного решения типовых заданий на новый способ действия с проговариванием решения вслух |
||||||||
Работа в тетрадях индивидуально и в парах: Посмотрите на задание №2. Учитель читает задание. Учащиеся выполняют задание. Предварительно показываем образец оформления на доске: 5+4=9 4+5=9 5+4=4+5
Давайте еще раз обратим внимание на высказывание, на которое автор учебника обращает особое внимание (правило выделено жирным шрифтом) Задание № 3 (выполнить в парах 1 столбик, проверка на слайде) Что обозначает значок? (работа в ТПО) Ребята, работаем в паре, чья пара справится, поднимаем руки. Проверка на слайде Задание № 4 в парах с консультантами Обрати внимание на соседа, помоги ему найти нужное задание, если он затрудняется. Похвали, если все выполнено верно. Помоги, если товарищ затрудняется
|
Умение ориентироваться в тетради, выполнение задания по образцу, проверка с комментированием.
Развернутый ответ, ( 6 + 2 = 8, 2 + 6 = 8. От перестановки мест слагаемых сумма не изменилась, значит, 6 + 2 = 2 + 6. ОТ ПЕРЕСТАНОВКИ СЛАГАЕМЫХ ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
|
Слушают собеседника, строят высказывания. Аргументируют свою точку зрения.
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умение убеждать.
|
Оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.
Работа в паре, чья пара справится, поднимаем руки. Проверка на слайде Проверка консультантов
|
|||||
VII этап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Задачи этапа: организовать самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки. |
||||||||
Задание № 5 учащиеся выполняют это задание самостоятельно.(1 столбик)
|
Работают самостоятельно,
|
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку своих действий. |
Оценивают правильность выполнения действий на слайде. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их.
|
|||||
VIII этап.Включение в систему знаний и повторение. Задачи этапа: Представление результатов деятельности |
||||||||
Кто быстрее найдет пару (карточки) 5+3 7+2 5+2 19+16 3+5 2+7 2+5 16+19 Еще раз повторим правило, которое нам сегодня помогало справиться с заданиями.
|
Проверка по образцу на слайде. От перестановки слагаемых сумма не изменяется
|
Осуществляют контроль, коррекцию, оценку своих действий и действий соседа |
Оценивают правильность выполнения действий. Осуществляют самоконтроль, находят возможные ошибки и исправляют их. Осуществляют контроль по результату действия. |
|||||
IX этап. Рефлексия Задачи этапа: Оценка результатов деятельности. |
||||||||
Закончим наш урок следующими предложениями Сегодня на уроке я УЗНАЛ ВЫПОЛНЯЛ БЫЛ
|
Строят логическое рассуждение. |
Формулируют собственное мнение. |
Оценивают достижение поставленной цели урока. Осуществляют контроль по результату действия. |