Урок математики в 1 классе по теме «Точка. Линии»
программа «Перспектива», 1 класс
Тема: Точка. Линии.Цель урока: Сформировать представление о понятиях «точка», «прямая линия», «кривая линия». Закрепить знание нумерации.
Задачи:
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной работе;
Формировать УУД:
Познавательные: общеучебные – распознавать и изображать кривые линии, прямые линии, логические – осуществлять сравнение геометрических фигур с окружающими предметами.
Личностные: понимать значение границ собственного знания и «незнания»; осознавать причины своего успеха (неуспеха), связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Планируемые результаты:
Предметные: Уметь определять геометрические фигуры: точку, прямую, кривую и строить их.
Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других; способствовать развитию у учащихся умения сотрудничать с учителем и друг с другом (Коммуникативные УУД).
Способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской работы; стимулировать познавательный интерес с помощью проблемных заданий (Познавательные УУД).
Оборудование: Учебник «Математика» 1ч. Г. В. Дорофеев; таблички с названиями «точка», «кривая», «прямая»; цветные карандаши; презентация к уроку; технические средства: компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера; приложение.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I.Мотивация к учебной деятельности. Цель: смотивировать учащихся к учебной деятельности. |
|
Начинается урок, он пойдет ребятам впрок. Будем мы старательны, прилежны и внимательны. Будем руку поднимать, будем правильно считать! |
Проговаривают четверостишие вместе с учителем. |
Планируемый результат: учащиеся настроены открывать новые знания. |
|
II.Актуализация знаний Цель: актуализировать знания, необходимые для изучения нового материала. |
|
- Мы сегодня отправимся в путешествие вместе с Незнайкой. А вот на чем мы отправимся, вам надо отгадать. Скажите, пожалуйста, что вы видите на экране? - Сколько элементов в этом множестве? - Перечислите их? - А тот вид транспорта, на котором мы отправимся в путешествие, Незнайка зашифровал. Чтобы расшифровать, мы должны соединить точки по порядку. Что мы должны для этого знать и уметь? - Посчитайте в прямом порядке от 1 до 10? - В обратном порядке? - От 1 до 9 через 1? - От 2 до 10 через 1? - Какое число находится перед числом 4? 7? После 8? 3? Между 3 и 5? 7 и 9? - А теперь соедините точки по порядку? Что у вас получилось? - Именно на корабле мы отправляемся в путешествие в страну под названием Геометрия. Но перед тем как мы отправимся в путь, скажите, кто является жителями этой страны? Назовите известные вам геометрические фигуры |
- Множество видов транспорта. - 5. Перечисляют.
- Уметь считать до 10
Считают, отвечают на вопросы учителя Соединяют. Получился кораблик. - Геометрические фигуры - Квадрат, круг, треугольник, овал, треугольник, многоугольник |
Планируемый результат: учащиеся актуализировали свои знания: счет до 10, геометрические фигуры. |
|
Физминутка: Ритмичный счёт. |
|
III. Целеполагание. Цель: Определить и зафиксировать цель и тему урока. |
|
- Пока корабль готовится к отправке, послушайте сказку. В стране Геометрия жила черная точка, однажды решила точка пойти погулять. Вышла она из своего домика и покатилась по тропинке. По пути она встретила еще одну такую же точку. И решили они дальше идти вместе. Навстречу им попалась еще одна точно такая же точка, которая тоже захотела идти с ними. Так и продолжили они свой путь уже втроем. Долго гуляли точки и встретили еще несколько таких же точек, как они. Решили они поиграть в игру и выстроились все в одну линию. Взгляните, что же получилось? Но мимо катилась еще одна точка, только была она синяя. Позвали ее черные точки с собой, а она отказалась и покатилась дальше. По пути ей встретились еще несколько таких же точек как она и свое путешествие они продолжили все вместе. Покатились они по тропинке и наткнулись на полянку. Решили поиграть на ней и рассыпались кто куда. И получилась из них вот такая линия. Как её назовёте? - А теперь я посмотрю, кто был внимателен. О каких геометрических фигурах шла речь в сказке? - Поместим эти слова в нашу копилку знаний. - Определите тему нашего урока. - Кто из вас умеет строить точки? прямую? кривую? - Давайте сформулируем цель урока? |
- Прямая линия. Предположения детей, среди них «кривая линия». - О точке, прямой, кривой. - Точка, прямая и кривая линии. Поднимают руки те, кто умеет. - Научиться и проверить умения строить точки, прямые и кривые линии. |
Планируемый результат: сформулирована и зафиксирована тема и цель урока. |
|
IV. Совместное исследование проблемы. |
|
4.1. Практическая работа. Цель: Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий с объектом изучения. |
|
Пришла пора садиться на корабль, но садиться на корабль можно только по билетам. А билеты у вас не простые, а волшебные. Чтобы их расколдовать, с ними надо поработать. Возьмите в руки синий карандаш и на ваших билетиках в правом верхнем углу постройте, пожалуйста, точку. а....(имя ребенка) построит на доске. Возьмите теперь зеленый карандаш и в левом нижнем углу постройте точку, а ....(имя) на доске. Возьмите желтый карандаш и вверху билета постройте прямую линию. Прежде чем построить, скажите, с помощью чего строят прямые линии? - Коричневым карандашом справа на билетике постройте кривую. |
Дети строят на листочках (билетиках), кто-то на доске. - При помощи линейки |
Планируемый результат: усвоены новые знания, умеют действовать с объектом изучения. |
|
Физминутка Я рисую на доске геометрические фигуры, если это точка, вы хлопаете, если прямая - подпрыгиваете, если кривая - приседаете. Билеты расколдовали, садимся на корабль. |
|
4.2. Устный коллективный анализ учебной задачи. Цель: открытие знаний о прямых линиях. |
|
- А кто знает, как называются комнаты на корабле? - Обратите внимание, ваши билетики все разного цвета, в конце кабинета расположены каюты, пройдите в свои каюты, согласно билетам. - Задача каждой команды на листах поставить точку. - Теперь каждый участник команды должен провести через эту точку прямую. - По кругу поменяйтесь каютами и через эту же точку пусть каждый проведет по прямой линии. - Посмотрите внимательно на чертеж, скажите, можно ли еще провести прямые? - Сколько? - Посовещайтесь и сделайте вывод. - Теперь поставьте две точки. Проведите через них прямую. - Можно ли еще провести прямые? - Сделайте вывод, пожалуйста. - Займите свои рабочие места. |
- Каюты. Дети делятся на группы, проходят к мобильным столам. Ставят точки и проводят прямые. проводят - Можно. - Много. Вывод: через одну точку проходит множество прямых. Строят. - Нет - Вывод: через две точки проходит только одна прямая |
Планируемый результат: В ходе делового сотрудничества дети открывают новые знания, ощущают собственную значимость, учатся работать в группе |
|
5. Переход к этапу решения частных задач. Цель: Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. |
|
- Мы с вами потренировались строить точки, прямые и кривые, скажите, где нам это может пригодиться? - Откройте рабочие тетради на с.15, давайте посмотрим задание № 3 и выполним его. - Оцените свою работу с помощью цветовых сигналов (кружки разного цвета). |
При выполнении других заданий, в жизни, когда что-то строят или чертят, рисуют и т.п.. |
Планируемый результат: Присвоение детьми нового способа действий. |
|
6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий Цель: определить границы собственного знания и «незнания»; осознать причины своего успеха (неуспеха). |
|
- Выполнив задание №... поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте правильность выполнения работы по образцу. (Картинка, с правильно выполненным заданием, показана на слайде) - Если не было допущено ошибок, поставьте зеленый кружок, если допущена ошибка, поставьте синий кружок, если все задание выполнено неверно, поставьте красный кружок. Обменяйтесь тетрадями. Посмотрите ещё раз на свою работу. В чём, по вашему, причина допущенных ошибок. Кто хотел бы озвучить выводы по своей работе? |
Выполняют задание, делают взаимопроверку. |
Планируемый результат: определены границы собственного знания и «незнания»; осознаны причины своего успеха (неуспеха). |
|
7. Итог урока Цель: зафиксировать изученное, выявить уровень осознания содержания пройденного, значимости изученного материала для каждого ребенка. |
|
- Вот и подходит к концу наше путешествие, давайте вспомним, что нового и интересного нам удалось узнать? |
Дети перечисляют с какими новыми терминами они познакомились. Рассказывают правила про количество прямых, проходящих через 1 и 2 точки. |
Планируемый результат: ученики зафиксировали новые знания |
|
8. Рефлексия. Цель: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками |
|
- Давайте вернемся к нашим кораблям и зажжем на них огни. - Если у вас все-все получалось на уроке и вам было все понятно и легко, зажгите на своем кораблике зеленый огонек. -Если возникали какие-то трудности или что-то было непонятно, зажгите синие огни. - Поднимите свои кораблики, помашите мне своими огоньками. Похвалите себя за работу, все были молодцы. И даже те, у кого зажглись синие огни, не расстраивайтесь, ведь мы все с вами только учимся и все у нас еще впереди, вместе, стараясь и приложив все усилия, мы зажжем с вами только зеленые огоньки! - Спасибо всем за работу, урок окончен. |
Дети рисуют кружки, показывают, что у них получилось |
Планируемый результат: оценили собственную деятельность на уроке, своё психоэмоциональное состояние, мотивацию своей деятельности и взаимодействие с учителем и одноклассниками. |