Урок математики «Связь между слагаемыми» по УМК «Школа России» (1 класс)

2
2
Материал опубликован 17 February 2020

Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме: «Связь между слагаемыми» УМК «Школа России»

Автор: Славинская Оксана Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории ГБОУ лицей №144 Калининского р-на г. Санкт-Петербург

Тема: Связь между слагаемыми

Принципы: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, прочности знаний, диалогизации

Ресурсное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал.

Цель: Формировать понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых; учить находить части суммы по известному целому и другой части; закреплять умения решать примеры и задачи с использованием знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10.

Создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения.

Задачи:

Воспитательная: способствовать принятию внутренней позиции школьника на положительном отношении к учебе; проявлению заинтересованности в приобретении и расширении знаний через выстраивание приключенческого сюжета вокруг учебного материала.

Развивающая: развивать регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция при самостоятельной работе); познавательные (общеучебные: знаково-символическое моделирование при записи решения задач); коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологиеской и диалогической речью.

Образовательная: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.

Планируемые результаты:

Личностные: принимают внутреннюю позицию школьника через положительное отношение к учебе; проявляют заинтересованность на уроке в приобретении и расширении знаний.

Метапредметные: демонстрируют умение контроля, коррекции, оценки при написании букв, соединений, слов и предложений каллиграфическим подчерком, а также умение в знаково-символическом моделировании; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью; развивать внимание, мышление, память и речь.

Предметные: демонстрируют умение писать цифры, соблюдая соразмерность цифры по высоте, ширине и углу наклона; вычислительные навыки и состав числа в пределах первого десятка; правильное оформление на письме решение задач и примеров.

Средства обучения:

Индивидуальные – тетрадь, ручка, карандаш, карточки с заданием, листы бумаги (для смайликов).

Демонстрационные – компьютер, медиапроектор, презентация, доска

План урока:


Мотивационно-ориентировочный этап.


Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечение мотивации учащихся и принятие целей учебно-познавательной деятельности.


Организационный момент.

Задача: Включение учащихся в учебную деятельность

Актуализация знаний учащихся/устный счет

Задача: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности построению нового способа действий; постановка цели деятельности.

Подготовка к основному этапу урока/работа по карточке


Операционно-исполнительский этап.


Цель: Повторение изученных ранее знаний и умений, применение их на практике. Работа на развитие наблюдательности, внимания и умения ориентироваться на развороте учебника. Наблюдение за однокоренными словами.

Формулировка темы и цели урока.

Физминутка

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу./ Работа по учебнику

Задача: усвоение и систематизация способов действий по изученному материалу.

Физкультминутка для глаз

Работа по учебнику. Закрепление и применение на практике нового знания

Задача: применение изученного в самостоятельной работе; индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.


Оценочно-рефлексивный этап.


Цель: Проговаривание видов деятельности, цели работы и достигнутых результатов. Анализ собственной деятельности на уроке.


Подведение итогов.

Задача: самооценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий.


Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: «Связь между слагаемыми»

(УМК «Школа России»)

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

I.

Мотивационно-ориентировочный этап.

1.

Организационный момент

Проверьте готовность у уроку.

Пожелаем друг другу успехов в учении.



2.

Актуализация знаний

(устный счет)

В течении всего урока мы с вами будем выполнять интересные задания, которые помогут нам стать лучше, чем на прошлом уроке.

- А чтобы нам красиво писать, подготовим пальцы к работе и выполним первое задание. Откройте тетрадочки…

Каллиграфическая минутка

147 235

689 986

Устный счет:

а) запиши только результат

Увеличь 8 на 1.

Первое слагаемое 2, второе 6. Чему равна сумма?

К числу 4 прибавь столько же.

Сумма 9 и 8 равна…

б) запиши решение задач:

1. Сегодня в группу пришли 5 мальчиков и 4 девочки. Сколько детей пришли в группу?

2. Петя раскрасил 2 картинки фломастерами и еще 6 карандашами. Сколько картинок раскрасил Петя?

3. Вите купили 6 сборных моделей кораблей и 4 сборные модели поездов. Сколько всего сборных моделей купили Вите?












Л: Активно участвуют в учебном процессе, тем самым принимают внутреннюю позицию школьника; проявляют заинтересованность на уроке в приобретении и расширении знаний.

П: демонстрируют умение писать цифры, соблюдая каллиграфический режим написания цифр; решать простые задачи и правильно оформлять решение задачи на письме.

3.

Подготовка к основному этапу урока (работа по карточке)


Работа на карточке на повторение состава числа, тренировки вычислительных навыков в пределах 10.

t1581940662aa.gif

Фронтальная проверка (+слайд), самооценивание.

Включаются в самостоятельную деятельность по воспроизведению полученных ранее знаний: опираясь на собственный опыт


Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата

П: демонстрируют вычислительные навыки в пределах первого десятка, в ходе такой работы у учащихся развивается внимание, мышление, память.

4.

Физминутка





II.

Операционно-исполнительский этап.

1.

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

Практическая работа.

Положите 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какое выражение составим?

2 + 4 = 6

- Как называются числа при сложении?

- Что осталось?

- Сколько их?

- Как получили число 4?

6 – 2 = 4

Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении.

Что такое 6 в первом примере? 2? 4?

(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур? Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2?

6 – 4 = 2

Что такое 6 в первом примере? 2? 4?

(Над числами прикрепляются карточки с названиями)

Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то получили первое слагаемое 2)

- Какой можно сделать вывод?

- Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

- Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные.

Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке?


Работают с геометрическим материалом; самопроверка по слайду, оценивают себя с помощью смайликов.

Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, формулируют правило.













Выполняют задание, взаимопроверка выполнения задания по слайду.

П: выявляют особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения). На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата, развиваем умение высказывать своё предположение

Л: формируем мотивацию к обучению

К: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2.

Формулировка темы и цели урока.

- Ребята, что мы делали на прошлых уроках математики?

- Что объединяет все задания устного счета?(они все на нахождение суммы, на сложение)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Постарайтесь сформулировать тему нашего урока?

- Тема нашего урока: «Связь между суммой и слагаемыми»

- Как вы думаете, чему вы будете учиться на уроке?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока.

Л: - воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать

3.

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу

Работа по учебнику.

- Откройте учебники на стр.26.

Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего?

3 + 2 = 5

Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов.

Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили?

5 – 3 = 2

Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 5 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.

Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

5 – 2 = 3

Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.

Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

- Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили?

5 – 2 = 3

Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА.

Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами?

Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.

- Можно ли не считая, а,  используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание?

Вычленение существенных свойств объекта

Найдите задание №2

Рассмотрите первый рисунок. Прочитайте выражение, записанное под ним.

- Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению?

- Как мы их получили? Что такое число 8? Значит : из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3.

Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5.

- Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение?

Посмотрите на второе выражение и решите его самостоятельно.

Проверка работы.

- А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание.

Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое?

Работа по учебнику.

Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, формулируют правило.


П: выявляют особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения). На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника

Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата, развиваем умение высказывать своё предположение

Л: формируем мотивацию к обучению

К: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4.

Физкультминутка для глаз

- Сейчас мы снимем напряжение с ваших глазок. Вам необходимо очень внимательно следить за объектами появляющимися на экране не отрывая глаз.

Следят за появлениями объектов на экране.

Л: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся

5.

Закрепление и применение на практике нового знания


- Посмотрите, в каком номере представлены задачи?

- Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче.

- Каким словом можно заменить в вопросе слово ТЕПЕРЬ?

-- Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче.

Сравните вопросы.

- Каким действием будем решать первую задачу? Почему?

- Каким действием будем решать вторую задачу? Почему?

Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки. ( 2 ученика у доски)

Карточка на закрепление.

Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, отвечают на вопросы учителя, работают самостоятельно на карточках

Р: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом;

П: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.

К: умение оформлять свои мысли, выслушивать других.

III.

Оценочно-рефлексивный этап.

1.

Подведение итогов урока

- Ребята, вспомните, что полезного мы сегодня сделали?

- Чему научились? Что вспомнили?

Отвечают на вопросы учителя, анализирую свою деятельность на уроке

самооценка

Обучающиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы; производят рефлексию своей деятельности, тем самым демонстрируют принятие внутренней позиции школьника.

2.

Рефлексия учебной деятельности

- У вас на партах лежат ежедневники, возьмите ручку или карандаш и нарисуйте смеющегося смайлика, если вам было интересно на уроке и все задания вы выполняли с легкостью;

грустного смайлика, если вам было скучно на уроке и задания были сложными.

Выберите цвет своей работы на уроке.

- Сегодня на уроке мне понравилось как отвечали__________. Также были активными _________. Всем остальным надо быть поактивнее.

- Всем спасибо за урок.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за насыщенный материал! А, где взглянуть на заявленную физминутку?

18 February 2020

Физминутка для глаз: аквариум с рыбками, которые передвигаются и мигают. (материал был скачан несколько лет назад и немного видоизменен. Однако опубликовать его не могу, нет данных на автора.) Подвижная физминутка состоит из изученных и изучаемых связок танцевальных движений, выполняемых под музыку. Показывают ученики либо учитель.

18 February 2020