Урок математики «Связь между слагаемыми» по УМК «Школа России» (1 класс)
Технологическая карта урока по математике в 1 классе по теме: «Связь между слагаемыми» УМК «Школа России»
Автор: Славинская Оксана Михайловна, учитель начальных классов первой квалификационной категории ГБОУ лицей №144 Калининского р-на г. Санкт-Петербург
Тема: Связь между слагаемыми Принципы: научности, доступности, последовательности, систематичности, наглядности, прочности знаний, диалогизации Ресурсное обеспечение: компьютер, интерактивная доска, дидактический материал. |
Цель: Формировать понятия суммы как целого, состоящего из частей – слагаемых; учить находить части суммы по известному целому и другой части; закреплять умения решать примеры и задачи с использованием знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10. Создать условия для понимания детьми взаимосвязи между компонентами сложения. |
Задачи: Воспитательная: способствовать принятию внутренней позиции школьника на положительном отношении к учебе; проявлению заинтересованности в приобретении и расширении знаний через выстраивание приключенческого сюжета вокруг учебного материала. Развивающая: развивать регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция при самостоятельной работе); познавательные (общеучебные: знаково-символическое моделирование при записи решения задач); коммуникативные УУД: умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологиеской и диалогической речью. Образовательная: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого. |
Планируемые результаты: Личностные: принимают внутреннюю позицию школьника через положительное отношение к учебе; проявляют заинтересованность на уроке в приобретении и расширении знаний. Метапредметные: демонстрируют умение контроля, коррекции, оценки при написании букв, соединений, слов и предложений каллиграфическим подчерком, а также умение в знаково-символическом моделировании; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в ходе урока; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, в соответствии с задачами коммуникации, владение монологической и диалогической речью; развивать внимание, мышление, память и речь. Предметные: демонстрируют умение писать цифры, соблюдая соразмерность цифры по высоте, ширине и углу наклона; вычислительные навыки и состав числа в пределах первого десятка; правильное оформление на письме решение задач и примеров. |
Средства обучения: Индивидуальные – тетрадь, ручка, карандаш, карточки с заданием, листы бумаги (для смайликов). Демонстрационные – компьютер, медиапроектор, презентация, доска |
План урока:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, обеспечение мотивации учащихся и принятие целей учебно-познавательной деятельности.
Организационный момент.
Задача: Включение учащихся в учебную деятельность
Актуализация знаний учащихся/устный счет
Задача: подготовка мышления учащихся и осознание их потребности построению нового способа действий; постановка цели деятельности.
Подготовка к основному этапу урока/работа по карточке
Операционно-исполнительский этап.
Цель: Повторение изученных ранее знаний и умений, применение их на практике. Работа на развитие наблюдательности, внимания и умения ориентироваться на развороте учебника. Наблюдение за однокоренными словами.
Формулировка темы и цели урока.
Физминутка
Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу./ Работа по учебнику
Задача: усвоение и систематизация способов действий по изученному материалу.
Физкультминутка для глаз
Работа по учебнику. Закрепление и применение на практике нового знания
Задача: применение изученного в самостоятельной работе; индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха.
Оценочно-рефлексивный этап.
Цель: Проговаривание видов деятельности, цели работы и достигнутых результатов. Анализ собственной деятельности на уроке.
Подведение итогов.
Задача: самооценка результатов деятельности; осознание методов построения и границ применения нового способа действий.
Технологическая карта урока математики в 1 классе по теме: «Связь между слагаемыми»
(УМК «Школа России»)
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование УУД | |
I. | Мотивационно-ориентировочный этап. | ||||
1. | Организационный момент | Проверьте готовность у уроку. Пожелаем друг другу успехов в учении. | | | |
2. | Актуализация знаний (устный счет) | В течении всего урока мы с вами будем выполнять интересные задания, которые помогут нам стать лучше, чем на прошлом уроке. - А чтобы нам красиво писать, подготовим пальцы к работе и выполним первое задание. Откройте тетрадочки… Каллиграфическая минутка 147 235 689 986 Устный счет: а) запиши только результат Увеличь 8 на 1. Первое слагаемое 2, второе 6. Чему равна сумма? К числу 4 прибавь столько же. Сумма 9 и 8 равна… б) запиши решение задач: 1. Сегодня в группу пришли 5 мальчиков и 4 девочки. Сколько детей пришли в группу? 2. Петя раскрасил 2 картинки фломастерами и еще 6 карандашами. Сколько картинок раскрасил Петя? 3. Вите купили 6 сборных моделей кораблей и 4 сборные модели поездов. Сколько всего сборных моделей купили Вите? | | Л: Активно участвуют в учебном процессе, тем самым принимают внутреннюю позицию школьника; проявляют заинтересованность на уроке в приобретении и расширении знаний. П: демонстрируют умение писать цифры, соблюдая каллиграфический режим написания цифр; решать простые задачи и правильно оформлять решение задачи на письме. | |
3. | Подготовка к основному этапу урока (работа по карточке) | Работа на карточке на повторение состава числа, тренировки вычислительных навыков в пределах 10. Фронтальная проверка (+слайд), самооценивание. | Включаются в самостоятельную деятельность по воспроизведению полученных ранее знаний: опираясь на собственный опыт | Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата П: демонстрируют вычислительные навыки в пределах первого десятка, в ходе такой работы у учащихся развивается внимание, мышление, память. | |
4. | Физминутка | | | | |
II. | Операционно-исполнительский этап. | ||||
1. | Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу | Практическая работа. – Положите 2 синих треугольника, рядом 4 желтых. Сколько всего треугольников? Какое выражение составим? 2 + 4 = 6 - Как называются числа при сложении? - Что осталось? - Сколько их? - Как получили число 4? 6 – 2 = 4 Прочитайте выражение, вспомнив названия чисел при сложении. – Что такое 6 в первом примере? 2? 4? (Над числами прикрепляются карточки с названиями) –Посмотрите на фигуры. Сколько всего фигур? Всего 6 фигур. Закройте ладошкой все желтые фигуры. Что осталось? Сколько их? Как получили число 2? 6 – 4 = 2 – Что такое 6 в первом примере? 2? 4? (Над числами прикрепляются карточки с названиями) – Рассмотрите все три примера. Что заметили? ( Когда из суммы 6 вычли первое слагаемое 2, то получили второе слагаемое 4; когда из суммы 6 вычли второе слагаемое 4, то получили первое слагаемое 2) - Какой можно сделать вывод? - Связаны ли между собой сумма и слагаемые? - Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные. Так какова тема нашего сегодняшнего урока. Прочитайте в учебнике, что мы будем рассматривать на уроке? | Работают с геометрическим материалом; самопроверка по слайду, оценивают себя с помощью смайликов. Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, формулируют правило. Выполняют задание, взаимопроверка выполнения задания по слайду. | П: выявляют особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения). На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата, развиваем умение высказывать своё предположение Л: формируем мотивацию к обучению К: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
2. | Формулировка темы и цели урока. | - Ребята, что мы делали на прошлых уроках математики? - Что объединяет все задания устного счета?(они все на нахождение суммы, на сложение) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Постарайтесь сформулировать тему нашего урока? - Тема нашего урока: «Связь между суммой и слагаемыми» - Как вы думаете, чему вы будете учиться на уроке? | Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. | Л: - воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; - выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать | |
3. | Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу | Работа по учебнику. - Откройте учебники на стр.26. – Рассмотрите первую полку. Сколько красных кружек? Сколько синих? Сколько всего? 3 + 2 = 5 – Прочитайте это равенство, используя слова-названия компонентов. – Рассмотрите второй рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какое выражение составили? 5 – 3 = 2 – Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 5 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. – Рассмотрите третий рисунок. Было 5 чашек. Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3 – Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. – Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами? Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. - Какие кружки и сколько закрыли дверцей? Сколько осталось? Какой пример составили? 5 – 2 = 3 – Прочитайте равенство, используя слова 1 СЛАГАЕМОЕ, 2 СЛАГАЕМОЕ, СУММА. – Рассмотрите примеры. Какую связь заметили между тремя примерами? Вывод: Если из суммы вычтем 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. Если из суммы вычтем 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое. - Можно ли не считая, а, используя и зная пример на сложение, решить пример на вычитание? Вычленение существенных свойств объекта – Найдите задание №2 Рассмотрите первый рисунок. Прочитайте выражение, записанное под ним. - Какие 2 примера на вычитание мы можем составить по этому выражению? - Как мы их получили? Что такое число 8? Значит : из суммы 8 вычли слагаемое 5, получили слагаемое 3. Из суммы 8 вычли слагаемое 3, получили слагаемое 5. - Так сколько выражений на вычитание можно составить по примеру на сложение? Посмотрите на второе выражение и решите его самостоятельно. Проверка работы. - А теперь посмотрите внимательно и скажите, можно ли не считая, используя пример на сложение, решить примеры на вычитание. – Итак, как получить 1 слагаемое? 2 слагаемое? | Работа по учебнику. Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, формулируют правило. | П: выявляют особенности разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения). На основе анализа объектов делать выводы, извлекать информацию из текста учебника Р: удерживают цель деятельности до получения ее результата, развиваем умение высказывать своё предположение Л: формируем мотивацию к обучению К: Развиваем умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. | |
4. | Физкультминутка для глаз | - Сейчас мы снимем напряжение с ваших глазок. Вам необходимо очень внимательно следить за объектами появляющимися на экране не отрывая глаз. | Следят за появлениями объектов на экране. | Л: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся | |
5. | Закрепление и применение на практике нового знания | - Посмотрите, в каком номере представлены задачи? - Рассмотрите первую картинку. О чем будет задача? Прочитайте начало условия, дополните его, глядя на картинку. Прочитайте вопрос к задаче. - Каким словом можно заменить в вопросе слово ТЕПЕРЬ? -- Рассмотрите вторую картинку. О чем будет эта задача? Также дополните условие, глядя на картинку. Прочитайте вопрос ко второй задаче. – Сравните вопросы. - Каким действием будем решать первую задачу? Почему? - Каким действием будем решать вторую задачу? Почему? – Запишите решение задач, 1 вариант решает задачу про ложки, 2 вариант – про чашки. ( 2 ученика у доски) Карточка на закрепление. | Учащиеся высказываются, ведут дискуссию, отвечают на вопросы учителя, работают самостоятельно на карточках | Р: умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; умение высказывать своё предположение на основе работы с изученным материалом; П: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы; выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. К: умение оформлять свои мысли, выслушивать других. | |
III. | Оценочно-рефлексивный этап. | ||||
1. | Подведение итогов урока | - Ребята, вспомните, что полезного мы сегодня сделали? - Чему научились? Что вспомнили? | Отвечают на вопросы учителя, анализирую свою деятельность на уроке самооценка | Обучающиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на поставленные вопросы; производят рефлексию своей деятельности, тем самым демонстрируют принятие внутренней позиции школьника. | |
2. | Рефлексия учебной деятельности | - У вас на партах лежат ежедневники, возьмите ручку или карандаш и нарисуйте смеющегося смайлика, если вам было интересно на уроке и все задания вы выполняли с легкостью; грустного смайлика, если вам было скучно на уроке и задания были сложными. Выберите цвет своей работы на уроке. - Сегодня на уроке мне понравилось как отвечали__________. Также были активными _________. Всем остальным надо быть поактивнее. - Всем спасибо за урок. |
Кияйкина Наталья Федоровна
Slavinskaya Oksana