Урок математики для 1 класса «Связь между суммой и слагаемым»
Конструкт урока математики
«Связь между суммой и слагаемым»
1 класс
Разработчик:
М.А. Крупина, учитель начальных классов
Тюмень, 2021
• УМК – Школа России
Класс – 1
• Предмет – математика
Тема урока – связь между суммой и слагаемым
• Тип урока – повторение ранее изученного
• Место урока в системе уроков по данной теме – 68
Цель урока – отработать состав чисел первого десятка, закрепить знания компонентов действий сложения
Задачи (относящиеся к деятельности учителя):
обучающие - повторить знание состава чисел; знание взаимосвязи между сложением и вычитанием; закреплять умение решать задачи; формирование вычислительных навыков.
воспитательные - воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность
развивающие – развивать логическое мышление, внимание, память, речь, интерес к предмету.
Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):
предметные - помочь детям отработать состав чисел первого десятка; актуализировать название компонентов и результата сложения; взаимосвязь между изменением компонентов действия сложения, между частью и целым; сравнение выражений
метапредметные
личностные - самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
УУД
Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему)
Познавательные: перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий
Коммуникативные: слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения, формирование уважительного отношения к иному мнению.
Основные термины, определения, понятия урока (дидактические единицы) – слагаемое, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, магнитная доска, карточки, иллюстрации.
Межпредметные связи
чтение
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы |
Организационно - мотивационный | | Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! Здравствуйте, меня зовут Надежда Николаевна и сегодня я проведу у вас урок математики. Ребята, сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся в путешествие по сказкам, которые вы уже знаете с раннего детства, по сказкам великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Во время путешествия будьте очень внимательны, т. к. будете решать задачи и примеры, считать. В путешествие мы поедем на поезде. Он тоже не простой, а волшебный, сказочный. | Приветствуют учителя, занимают свои места | Словесный (беседа) |
Актуализация знаний | | Устный счёт. Но прежде чем отправиться в путешествие, надо провести разминку, а задание для зарядки ума находится….Отгадайте, где? Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. - А в портфеле том – секрет. Ну чего в нём только нет. В нём картинки и тетрадки, В нём записаны загадки, И загадки интересные, И примеры здесь чудесные…. Задания можем достать с портфеля , если вы отгадаете ребусы. Запятые справа или слева от картинки означают, что в загаданном, с помощью картинки, слове нужно удалить столько букв, сколько стоит запятых. При этом запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. 5, ница По 2 л -У. Молодцы! Дети достают из портфеля задания. Задание 1. Вставьте пропущенные числа и знаки, чтобы получилось верное равенство. Как вы это понимаете? (Когда левая часть равна правой части ) 7 * ?= 4 2 * ? = 6 8 * ? =10 10 * ? =8 9 * ? =6 10 * ? = 3 (Ответы детей.) Задание 2. Какое число можно вставить вместо знака вопроса, чтобы получилось верное неравенство? 3 + 2 >? Задание 3. Решите удобным способом. 2 +5 3 + 6 1 + 8 -У. Каким правилом будете пользоваться и почему? | - Задание в портфеле - пятница - подвал Ответы детей: В окошко можно поставить числа от 0 до 4.)
Ответы: 1 слагаемое 2, 2 слагаемое 5, сумма 7, правило --переместительное св-во сложения, т. к. удобнее к большому числу прибавить меньшее. | Словесный (беседа), Практический (упражнения) |
Целеполагание | | - На какие группы можно разделить примеры? (на сложение и вычитание) 7+3=10 5+2=7 1+5=6 6-5=1 8-6=2 4+5=9 9-4=5 6-2=4 - Как называются числа при сложении. - Какие из записанных примеров можно прочитать, используя термины «слагаемое » и «сумма»? (примеры на сложение) - Какая же цель нашего урока? - Сегодня на уроке мы узнаем, как связаны между собой сумма и слагаемые. | Сложение и вычитание Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы Слагаемые - все примеры на сложения | Практический (упражнения), Словесный (беседа) |
Первичное закрепление | | - Молодцы! Хорошо справились с заданиями. Но внимание, до отхода поезда остаётся несколько минут. Покупайте билеты! (На партах лежат карточки с цифрами) - Я буду читать вам задачи, а вы на парте друг за другом выкладывайте карточки с ответами, работаем в парах. Не забывайте, что нужно слушать и уважать мнение товарища, не ругайтесь, слушайте внимательно Задачи: У Тани 2 шарика, ей подарили ещё 3.Сколько шариков стало у Тани? На стоянке стояло 8 Автомобилей, 2 уехало. Сколько осталось на стоянке автомобилей? Вася поймал10 рыбок, кот съел 3 рыбки. Сколько рыбок осталось у Васи? - Граждане пассажиры, приготовьте билеты для проверки, сейчас появятся контролеры (Учитель назначает контролёров по рядам, они проверяют правильность ответов 5, 6, 7,) -Молодцы! -Ребята, а в сказочное путешествие нас повезёт сказочный уже знакомый вам паровозик. Он привёз вам интересные задания. -Посмотрите и скажите, из каких геометрических фигур состоит паровозик? ( Из прямоугольников, кругов, треугольников, четырёхугольников). - Посчитайте сколько треугольников на рисунке и сколько квадратов – Как записать? 4 + 3 = 7 (Запись на доске.) – Назовите компоненты при сложении. Как записать? 7 – 4 = 3 (Запись на доске под первым равенством.) – Положите фигуры на место. Как записать? 7 – 3 = 4 (Запись на доске под вторым равенством.) – Что заметили? Давайте сделаем вывод. (Вывод сначала делает 1 учащийся, а затем проговорить хором.) Вывод: “Если мы из суммы 7 вычли первое слагаемое 4, то получили второе слагаемое 3. Если мы из суммы 7 вычли второе слагаемое 3, то получили первое слагаемое 4” - (звенит колокольчик и свист) Внимание, поезд отправляется. Он повезет нас по дорогам пушкинских сказок. А вот и первая остановка, первая сказка: Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом. Белка там живёт ручная, Да затейница, какая… -Что это за сказка? - Белка хочет посмотреть, знаете ли вы состав чисел. Откройте учебник на странице 17, упражнение №1 (читаю задание из учебника) выполняем устно. Спрашиваю по поднятой руке. - Молодцы! Едем дальше. - Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, за невестой молодой… - Как называется эта сказка? - Королевич Елисей хотел бы увидеть, как вы умеете составлять верные равенства. - Чтобы получить следующие задание вы должны красиво сесть, правильно положить рабочую тетрадь и взять ручки. Откройте тетрадь на странице 11, выполняем задание №2. Давайте разберем 1 пример вместе. - Сколько красных точек на домино? - А сколько зеленых? - Сколько всего точек? - Как вы посчитали? - Как мы можем записать? - Хорошо, а как называется число 5 в данном выражении - Что значит число 3 - Что означает число 8? - Следующий пример 8-3= - Чему будет равно выражение? - а если мы на домино закроем три зеленых точки? - Посмотрите на эти два примера, что вы заметили? Что если мы из значении суммы вычтем второе слагаемое, то у значение разности будет равно первому слагаемому - Давайте решим третий пример 8-5 Закроем пять красных точек на домино Сколько точек мы видим Значит 8-5=3 Сравните с первыми двумя примерами, что вы заметили? Если мы из значении суммы вычтем первое слагаемое, то значение разности будет равно второму слагаемому. Решаем второй столбик. - Умницы! Справились с заданием. Ребята, вы, должно быть, устали. Даже в сказочном путешествии бывают минута отдыха. | - 5 - 6 - 7 Из прямоугольников, кругов, треугольников, четырёхугольников - 4 треугольника и 3 квадрата - 7 Первое слагаемое, второе слагаемое, значение суммы 3 Возвращают фигуры на место 4 Если мы из суммы 7 вычли первое слагаемое 4, то получили второе слагаемое 3. Если мы из суммы 7 вычли второе слагаемое 3, то получили первое слагаемое 4” - «Сказа о царе Салтане..» Дети выполняют задание - «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Разбирают задание вместе с учителем, затем самостоятельно - 5 -3 8 Мы к 5 прибавили 3 5+3=8 Первое слагаемое Второе слагаемое Значение суммы 5 | Практический (упражнения), словесный (беседа), прием поручений (контролер), |
ФИЗМИНУТКА Хорошо мы посчитали И немножечко устали. Влево, вправо обернись, Наклонись и поднимись. Ручки вверх и ручки в бок. И на месте прыг да скок. А сейчас мы сядем дружно, Нам еще работать нужно. | ||||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | | - Поехали дальше. Но кто это? (Учитель показывает карточку, на которой золотой петушок.) - Он желает, чтобы вы, заглянули в свою волшебную математическую книгу. Но прежде вспомните, как открывать правильно книгу. Для выполнения задания петушка, ребята, необходимо вам открыть учебник «Математика» стр.17 (запись на доске) и найти номера 2, 3. (Ученики читают тексты задач и решают их устно) - Почему первую задачу решили сложением, а вторую – вычитанием? (Ответы детей.) | -Это петушок из «Сказки о золотом петушке». Выполняют задания | Практический (упражнения), словесный (беседа) |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | | Дома выполните задания в рабочей тетради на странице 11 №1, №3 Задание по желанию: придумайте домики для сказочных героев (героев сказок А.С.Пушкина) с составом чисел 7, 8, 9. | | Словесный (беседа) |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | | -Настало время возвращаться домой. Путешествие подошло к концу. Понравилось вам оно? Что вам запомнилось? Какое задание показалось наиболее интересным? - А сложным? -Оцените свою работу на уроке. (использование трёхцветных сигнальных карточек) - Почему поднял этот кружок? . (Работа детей и отдых) | | Словесный (рефлексивные вопросы, беседа) |