12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова Юлия26

Уроки математики в 3 классе по теме

«Площадь прямоугольника»


Учитель: Сидорова Юлия Николаевна

Тема урока: Площадь прямоугольника

Тип урока: усвоение новых знаний

УМК: «Школа России», авторская программа М. И. Моро и др.

Учебник: Математика. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1. – Моро М.И. и др. – М.: Просвещение, 2019.

Цель урока: формирование представления о способах нахождении площади прямоугольника

8. Планируемые предметные результаты:

- обучающиеся выведут формулу нахождения площади прямоугольника (S= длина х ширина), научатся применять формулу нахождения площади прямоугольника для решении геометриче­ских задач, объяснять особенности нахожде­ния площади квадрата, обозначать единицы площади

9. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:
- формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
- формирование умения оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий
- в сотрудничестве с учителем,  классом находить несколько вариантов решения учебной задачи
 Познавательные УУД:
- овладение под руководством учителя логическими действиями анализа, сравнения, обобщения; классификации изучаемых объектов
- овладение навыками построения математических рассуждений

 Коммуникативные УУД:
- развитие навыков сотрудничества (принимать участие в работе парами и группами; понимать задаваемые вопросы;

выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать другое мнение и позицию)

10. Личностные результаты:
- формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности, к изучению математики
- осознание личностного смысла изучения математики

- развитие умения анализировать свои действия и управлять ими.

Оборудование: Компьютер, проектор, интерактивная доска, «волшебные» линейки» t1643563185aa.jpg (Эта линейка уже разбита на квадратные сантиметры. У линейки есть подвижные синяя и красная полоски. Дид. Материал готовится учителем ), Листы самооценки


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Этапы урока, время

Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

1.Организационный момент

  2 мин


Учитель создает эмоциональный настрой

Пожелаем друг другу удачи, а «С маленькой удачи обязательно начинается большой успех».

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы - отлично учимся!

Все у нас получится!

А какое открытие сделает каждый из вас сегодня, мы поделимся в конце урока.

Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку.


Проговаривают хором стихотворение – правило работы на уроке, проверяют готовность к уроку.

Регулятивные:

Формирование умения принимать и сохранять учебную цель,

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные  УУД Формирование эмоционального позитивного отношения к школе и учебной деятельности


2. Актуализация опорных знаний и способов действий

5 мин

Учитель предлагает задание,

наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.


Начнём урок с гимнастики для ума – устного счёта. На каждой парте лежат геометрические фигуры, возьмите по одной, переверните. Что видите? (выражения)

Если запись на фигуре будет являться ответом на мой вопрос или продолжением высказывания, поднимите фигуру, дайте ответ.

Если 7 увеличить в 3 раза, то получится…(21)

- произведение каких чисел равно 40?

- В викторине участвовали 3 команды школьников по 6 человек в каждой команде. Сколько всего человек участвовало в викторине?

- Чему равно произведение 6 и 8?

- мм, см, дм, м – это единицы измерения ….(длины)

- квадратный см – это единица измерения ….(площади)

- Что такое квадратный см? (квадрат со стороной 1 см)

Выйдите те, у кого в руках четырёхугольники. (у детей четырехугольники разной формы)



Выполняют задания на карточках,

отвечая на вопросы учителя, комментируют свой выбор.



Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать других.

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные УУД

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные  УУД

Формирование умения на основе  анализа рисунка делать выводы.



Можно ли фигуры назвать одним словом? Как? (четырехугольники).

Тренируем нашу память.

Запомните ряд геом. Фигур.

Фигуры закрываются. На каком месте (слева на право) стоит прямоугольник?

Запишите в тетрадь.

Проверяем (доска открывается)

- Что отличает прямоугольник от других фигур? (4 прямых угла).

- Какое свойство противоположных сторон прямоугольника вам знакомо?

- В чём особенность данного прямоугольника? (это квадрат, все стороны равны)

- Есть ли фигуры с одинаковой площадью? Как можно проверить? (способом наложения)


Размещают геометрические фигуры на доске,

Запоминают ряд геометрич фигур,

Записывают в тетради, на каком месте стоит прямоугольник,

Выполняют самопроверку, называют свойства прямоугольника,

Проверяют есть ли фигуры с одинаковой площадью (проверяют способом наложения)


3. Проблемная ситуация, постановка цели урока,

мотивационная деятельность учащихся.


4 мин
































4. Изучение нового материала, решение проблемы


7 мин








1) Найди лишнюю фигуру.

На доске 3 фигуры .

1. 2. 3.

t1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gif

t1643563185ab.gift1643563185ab.gift1643563185ab.gif


Какая фигура является лишней?

Почему эта фигура лишняя?

Что скажите о площади этих фигур?

Могут ли разные фигуры иметь одинаковую площадь? (назвать по номерам)

2) Найдите периметр прямоугольника со сторонами 20 и 2 см.

Запишем задачу кратко. Что известно?


Анализируют форму фигур, определяют признак, по которому можно найти лишнюю фигуру, объясняют свой выбор.

Регулятивные  УУД

Формирование умения принимать и сохранять учебную цель,

умения планировать свою деятельность

умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Познавательные  УУД Формирование умения строить речевое высказывание, умения извлекать информацию из текста .

Коммуникативные УУД

Формирование и отработка умения согласованно работать в коллективе.


3)Найдите площадь этого прямоугольника.

Что вызвало затруднение? Почему не могли выполнить задание?

Как предлагаете выполнить задание?

Как находили площадь на предыдущих уроках? (чертили фигуру, разбивали на кв. см)

Можем воспользоваться этим методом сейчас? (нет, не поместится в тетради)

Насколько удобен этот способ?

Как думаете есть ли более рациональный, удобный способ?

Какие примеры из жизни могут доказать, что вычислять площадь пересчитыванием кв см не всегда возможно и рационально (можно предложить слайд с изображением больших площадей. Например, футбольное поле, городская площадь и т. д)

У вас есть желание узнать о новом способе?

Учитель подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке главной цели урока.


Пробуют найти площадь прямоугольника, начертив его в тетради и разбив его на кв.см.( по известному способу)

Ищут способ выхода из трудной ситуации (прямоугольник данных размеров в тетради не начертить).

Заметив проблему, ставят цель урока.(найти рациональный способ нахождения площади прямоугольника)

Учитель помогает выявить причинно-следственные связи, участвует в обсуждении способов решения новой задачи

4) Сегодня я хочу познакомить вас с волшебной линейкой. t1643563185aa.jpg

Эта линейка уже разбита на квадратные сантиметры. А волшебной её называют, потому что она будет помогать нам решать даже самые трудные задачи. А сегодня поможет понять правило нахождения площади прямоугольника.

Рассмотрите линейку.

(У линейки есть подвижные синяя и красная полоски.)

Подумайте, как эта линейка работает.

Работать предлагаю в парах. У каждой пары свой прямоугольник. Приложите свой прямоугольник так, чтобы его угол попал на угол линейки, подвижные полоски сдвиньте до сторон своего прямоугольника.

Теперь, не двигая полосок, снимите прямоугольник и посчитайте кв. см.

Запишите в тетрадь, чему равна площадь вашего прямоугольника.

Занесём ваши ответы в таблицу на доске.


5) Как находили площадь прямоугольников? Пересчитывали по одному? Можно ли использовать умножение? Почему? (в каждом ряду одинаковое кол – во квадратов и знаем сколько таких рядов)

Учитель предлагает детям закончить заполнение таблицы.

Как можно назвать 1 столбец в таблице (кол – во квадратных см в одном ряду) (занести в таблицу) Сколько рядов?

Называют по очереди

Посмотрите, на «волшебной» линейке вверху и слева есть сантиметровая линейка.


В одном ряду у вас 6, 7,…квадратов

А на линейке, что обозначают эти числа для прямоугольника? (кол – во см)

Учитель в таблицу помещает карточку длина.

Обратим внимание на кол – в рядов. На сантиметровой линейке, что обозначает это число для прямоугольника ?..( ширина)

Подчеркнуть : у всех это ширина прямоугольника.

Сделаем вывод, как же найти площадь прямоугольника другим способом, без подсчитывания кв. см?

Сравним наш вывод с правилом в учебнике.


Согласны авторы учебника с нашим выводом? Что добавили в правило авторы? Что значит в одинаковых единицах измерения? ( если длину измеряем в см, то и ….

Расскажите правило друг другу.



S (площадь)















Предлагают способы достижения намеченной цели (рассматривают «волшебную» линейку, предлагают способы работы с ней)


Работают в парах. ( У каждой пары свой прямоугольник). Дети вычисляют площадь прямоугольника, пользуясь «волшебной линейкой» (прикладывают прямоугольник к линейке, затем считают кв. см), записывают 1) в тетрадь значение площади.

2) заносят ответы в таблицу на доске.



Заполняют 1 и 2 столбец в таблице в соответствии с полученными данными.

Совместно с учителем ведут наблюдение за соответствием кв. см в ряду и длиной на линейке.

Заполняют совместно с учителем название в таблице 1 и 2 столбца (кол - во кв см в ряду соответствует длине прямоугольника, и т. д;

в таблице появляются названия столбцов «длина и ширина»)


Делают вывод о нахождении площади прямоугольника.


Сравнивают свой вывод с выводом в учебнике, выделяют новое (одинаковые единицы измерения), рассказывают правило друг другу.



Личностные:

проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;

оказывать одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.

Познавательные:

- овладение навыками построения математических рассуждений,

Навыками устанавливания причинно-следственных связе й

Коммуникативные: - развитие навыков сотрудничества (принимать участие в работе парами и группами; понимать задаваемые вопросы;

Регулятивные:

Оценивать свою работу по заданным критериям


4. Первичное закрепление нового с проговариванием во внешней речи


4 мин

Составление алгоритма «Найди площадь данного прямоугольника рациональным способом»

На интеракт доске Карточки – команды для составления алгоритма: Начало, Возьми линейку, Измерь длину, Измерь ширину,

Умножь длину на ширину, Конец,

Возьми линейку и карандаш, Разбей прямоугольник на квадратные см,

Сосчитай кол – во квадратов




Дети делятся на 2 группы «мыслители» и «аналитики».

Мыслители работают у интеракт доски, составляют алгоритм «Найди площадь данного прямоугольника рациональным способом».

«Аналитики» обсуждают, проверяют составление алгоритма.

алгоритма «Найди площадь данного прямоугольника рациональным способом»



Регулятивные  УУД

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Коммуникативные УУД

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами,

отработка умения согласованно работать в коллективе

Познавательные  УУД

Формирование умения на основе  анализа таблицы делать выводы.

5. Физминутка


2 мин

Музыкальн. Гимнастика

Учитель показывает движения гимнастики

Дети выполняют движения в соответствии с указаниями в музыкальной гимнастике.

Познавательные  УУД

Формирование понимания о необходимости заботы о собственном здоровье

6.Самостоятельная работа с проверкой по эталону


5 мин

























8.Самост. Работа по учебнику «Математика. 3 класс

4 мин

Научимся записывать задачу. (На доске показывает учитель)

Какие данные надо записать кратко в условии?

(Д. - ….см

Ш. - . .см

S - ? см 2)р

S = ………


2) Предлагаю вернуться к трудной задаче, с которой мы не смогли справиться в начале урока.

Нахождение площади прямоугольника 20см х2см в тетрадь, которое вызвало затруднение в начале урока.

Какие команды в алгоритме не будут выполняться? (измерь длину, измерь ширину, они уже известны)

Вернемся к краткой записи в тетради. Найдите площадь прям - кар

Проверка.


3) Покажите этот прямоугольник на «Волшебной» линейке.

Какими еще могут быть длины сторон прямоугольника с такой площадью? (8см и 5см – покажите этот прямоугольник на «волшебной» линейке , 10см и 4см – покажите.)



1)Дети, используя алгоритм, называют какие данные надо записать кратко, какое действие использовать.




2) Объясняют, какие команды в алгоритме не будут выполняться (измерь длину, измерь ширину. Они известны)

Находят площадь прямоугольника (20см х2см), проверяют по эталону (по слайду флипчарта)



Показывают этот прямоугольник на «Волшебной» линейке, другие прямоугольники с такой площадью.


Регулятивные  УУД

Формирование умения принимать и сохранять учебную цель.

Формирование умения планировать свою деятельность

Формирование умения контролировать, оценивать и корректировать свои действия.

Познавательные  УУД

Формирование умения работать по алгоритму решения задач

Коммуникативные УУД Формирование и отработка умения согласованно работать в коллективе.



Дифференцированно: (на выбор обуч – ся)

1 гр. - с. 55 № 3

2 гр. (повыш. сложн.) - Найдите площадь квадрата, если его сторона равна 5 см.

После выполнения задания оцените самост свою работу, используя «линеечки ДЛЯ САМООЦЕНКИ».

Проверим работу. (по 1 обуч – ся от каждой группы работают у доски с объяснением)


Обучающиеся измеряют стороны многоугольников, находят площадь фигур.

После производят самооценку (используя волшебные линеечки).

Проверяют работу по флипчарту.


7.Включение системы знаний в практическую деятельность.


2 мин







5 мин



Учитель предлагает на странице флипчарта фотографии, отражающие новые ситуации, требующие умения находить площадь прямоугольника рациональным способом.


Обучающиеся рассматривают на стр флипчарта фотографии, объясняют в какой ситуации и человеку какой профессии необходимо знание рационального способа нахождения «Площади прямоуг - ка»



Регулятивные  УУД

Формирование умения планировать свою деятельность, контролировать и корректировать свои действия.

Познавательные  УУД

Овладение под руководством учителя логическими действиями анализа, обобщения; навыками построения рассуждений, небольших математ высказываний в устной форме (2-3 предложения);
Формирование умения давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа,

Формирование представления о значении математики в жизни человека

Коммуникативные УУД Формирование и отработка умения согласованно работать в коллективе.

(выражать свою точку зрения;
адекватно воспринимать другое мнение и позицию)

Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач.

Учитель предлагает участие в минипроекте

Минипроекты «Задачи на нахождение Площади прямоу – ка»

Возможные группы для организации работы предлагают дети. Например,

1гр.- рассчитывает площадь детской площадки для возможности установки оборудования

2гр. – площадь бабушкиного огорода для закупки семян

3гр – площадь комнаты для организации ремонта



Дети делятся на группы, выбрав задание по интересам.

Составляют задачу по нахождению площади прямоуг – ка, обсуждают ее решене, защищают свою работу.

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

2 мин

Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания.

Дом. Задание: Работа с электрон. приложением к учебнику Математика, раздел «Площадь прямоугольника», задание2



Записывают задание в дневниках.


Коммуникативные УУД

Формирование умения слушать и понимать других, умения задавать вопросы.

9.Рефлексия


3 мин

4. Заполнение листа самооценки.

-Какие открытия сделал каждый из вас?

Используем Лист самооценки:

Я знаю определение площади.

Я могу сравнить площади некоторых фигур наложением.

Я знаю единицы измерения площади.

Я умею находить площадь прямоугольника с помощью палетки.

Я могу начертить прямоугольник и разделить его на квадратные сантиметры.

Я умею находить площадь прямоугольника рациональным способом.Красный цвет- очень хорошо

Жёлтый- хорошо

Зелёный- возможно справлюсь

Синий- ещё трудно

5. Рефлексия

У: За что бы сегодня себя похвалили? Над чем ещё надо работать?

Какие открытия сегодня вы сделали?





Осуществляют: самооценку,

Формулируют конечный результат своей работы на уроке

Дети работают с Листом самооценки, выбирают тот показатель, который характеризует результат их работы на уроке, по желанию делятся впечатлениями об уроке, анализируют причины успеха или неудач

Познавательные УУД

Под руководством учителя осуществлять обобщение изученного на уроке

Коммуникативные УУД Формирование и отработка умения. выражать свою точку зрения; адекватно воспринимать другое мнение и позицию

Регулятивные УУД формирование умения оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий

Личностные УУД

Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности,

Ориентация на социальные мотивы, на понимание причин успеха или неудач


Литература:

1.Математика. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1. – Моро М.И. и др. – М.: Просвещение, 2014.

2.Ситникова Т.Н.. Поурочные разработки по математике к УМК М.И. Моро и др. («Школа России») 3 класс. – М: ВАКО, 2014.

3.Ресурсы Интернет:

http://go.mail.ru/search_images?rf=9134&fm=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%83%D0%BC%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83&frm=web#urlhash=5774959241931554732

http://go.mail.ru/search_images?rf=9134&fm=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C+%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B8+%D0%BD%D0%B0+%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%83&=#urlhash=426793644965028926

http://go.mail.ru/search_images?rf=9134&fm=1&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8+%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D1%8C+%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%88%D1%83+%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%B9&=#urlhash=2976176057310759377

http://festival.1september.ru/articles/514777/

10


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.