Урок математики в 3 классе «Записываем вычитание в столбик» (УМК «Планета знаний»)
Урок математики в 3 классе
УМК «Планета знаний»
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова
Тема: «Записываем вычитание в столбик»
Составила: учитель начальных классов
МБОУ «Тиксинская СОШ №2»
Огурцова Наталья Николаевна
Место в системе уроков:
Первый урок по теме: «Вычитаем числа».
Цель: сформировать умение вычитания чисел с переходом через разряд.
Задачи:
Образовательные:
познакомиться с алгоритмом письменных приёмов вычитания трёхзначных чисел, аналогичных таким же приёмам при вычитании двузначных чисел;
закрепить навык применения алгоритма письменного сложения и вычитания;
закрепить умение решать составные задачи;
Развивающие:
развивать навык устного счёта;
совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;
развитие умения аргументировать своё мнение;
развивать интерес детей к математике, их математические способности;
развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;
развитие умения давать самооценку своей деятельности;
Воспитывающие:
воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
воспитание и укрепление интереса к математике;
создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Планируемые результаты.
Предметные:
изучить способ вычитания чисел с переходом через разряд столбиком;
повторить разрядный состав двузначного и трехзначного числа.
Метапредметные:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
развивать коммуникативные навыки (корректно излагать свое мнение, аргументировать свою позицию, уважать мнение партнера).
Личностные:
формирование познавательного интереса к новому учебному материалу;
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Оборудование, наглядность: учебник «Математика» (стр.46-47), тетрадь на печатной основе, персональный компьютер, проектор, раздаточный материал с заданиями, карточки для рефлексии.
Используемые методы и приемы:
метод эмоционального стимулирования,
словесный метод,
наглядный метод,
проблемно-поисковые методы,
практические методы,
самостоятельная работа,
элементы технологии коллективного взаимодействия.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | ||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цель: Осознанный переход обучающихся из внеурочной жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. | Эмоциональный настрой. Слайды 2- 3 Проговаривание стихотворения: Начинаем ровно в срок Мы – умные! Мы - дружные! Мы - внимательные и старательные! Будем слушать, отвечать, И пятёрки получать! Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке. - Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите: «Я желаю тебе удачи». - Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке? - Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока. Ребята, у вас на партах листы самооценки. На протяжении всего урока вы их будете заполнять. -Откройте тетради, запишите дату, классная работа. | Приготовление к уроку. Проговаривание стихотворения: - Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания. - «Мы пришли сюда учиться Не лениться, а трудиться, Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает». | Личностные: Личностные Регулятивные |
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в пробном учебном материале. Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | СЛАЙД 5 (математическая разминка) Для начала проведём математическую разминку. Она нам поможет в нашей дальнейшей работе. 1.Таблица умножения Тренажер-презентация 2.Покажите числа, в которых: 4 сотни, 2 десятка 420 5 сотен 500 8 десятков, 3 сотни 380 4 сотни, 1 десяток 410 4 сотни, 2 десятка, 6 единиц 426 6 сотен, 7 десятков, 8 единиц 678 1 единица, 5 сотен, 3 десятка 531 3 десятка, 5 сотен, 4 единицы 534 (Числа записываются учениками на доске). Что объединяет эти числа? (Они трёхзначные). Из каких разрядов они состоят? (Единицы, десятки, сотни). Где пишутся единицы? Десятки? Сотни? Назовите числа, в которых отсутствуют единицы, десятки. Запишите ответы в тетрадях Увеличьте число 380 на 1 сотню. (480) Уменьшите число 531 на 1 единицу. (532) Увеличьте число 426 на 3 десятка. (456) Назовите наименьшее их этих чисел. (456) Назовите наибольшее из этих чисел. (532) Расположите данные числа в порядке возрастания. Откройте тетради, запишите там полученный ряд. (1 человек работает у доски) ПРОВЕРИМ! Устные вычисления Слайд 6 420+80=500 380+50=430 500-60=440
410-30=380
Прочитайте 1 выражение. Выражения читайте по-разному. Проверим. Слайд 7 Объясните, как вы считали. Какое правило помнили? Трёхзначные числа складываем и вычитаем по разрядам. Кто считал по-другому? - Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените себя в листе самооценки. ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ | Показывают смайлики | |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: Обсуждение затруднений. 1 мин | СЛАЙД 8. Открытие новых знаний Слайд 63 -7 42-14 134-9 176 - 28 325-154 Прочитайте следующие выражения. Удобны ли известные вам приёмы вычисления при выполнении этого задания? Почему? Что же делать? Какой приём надо использовать, если трудно вычесть трёхзначные числа устно? - Умеем ли мы выполнять эти вычисления? | 176-28 325 -154 -Трудные случаи вычислений - Мы не умеем вычитать числа с переходом через разряд (Письменный приём, решение столбиком). | |
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Цель: Обсуждение проекта выхода из затруднений. 2 мин. | Определите тему сегодняшнего урока. - Какое новое знание нам необходимо для дальнейшей работы? - Какую цель мы поставим? | «Записываем вычитание в столбик» - Научиться записывать и производить вычисления в столбик | |
V. Реализация построенного проекта. | (Слайд 9) Повторение алгоритма письменного вычитания А сможете ли вы самостоятельно объяснить, как вычитать эти числа столбиком? Отработка алгоритма письменного вычитания. 1)устная работа №1 , стр. 46 | Да, как вычитали двузначные числа. Будем учиться строить алгоритм вычитания чисел - По аналогии с алгоритмом вычитания двухзначных чисел - Так же, как и раньше: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Так же по разрядам. 2-й шаг – вычитаем единицы… 3-й шаг – вычитаем десятки… 4-й шаг – вычитаем сотни… 5-й шаг – читаем ответ. - Записываем единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями… | Личностные: |
Физминутка. 1 мин | Музыкальная физминутка Слайд 10 | | |
VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (фронтальная работа, работа в парах). | Учебник с. 46 Сравните его с выводом, который мы составили сами. - Значит мы с вами вывели правильный алгоритм. - А научились мы им пользоваться? - Давайте будем совершенствовать новые знания Слайд 11 Пользуясь выведенным алгоритмом, выполним Задание №2 учебника. (с объяснением) - Объясни вычисления и выполни вычитание чисел (Один ученик у доски.) Два последних примера – самостоятельно. (Взаимопроверка.) ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ - Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените друг друга в листе самооценки. | - Они одинаковы. - Нет, нужно потренироваться. Работаем в тетради. Используем таблицу алгоритм. Работа в парах
| Познавательные УУД- построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные - умение слушать, вступать в диалог Личностные: |
VII. Самостоятельная работа (работа в парах). Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Самостоятельная работа (тест) Слайд 12
- Каким алгоритмом пользовались? Самопроверка Слайд 13
- Молодцы! Вы хорошо потрудились. Оцените себя в листе самооценки ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ |
| |
Физминутка | Гимнастика для глаз | | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение (предложить из набора заданий выбрать те, которые содержат новый алгоритм или новые понятия). | Где мы сможем применить полученные сегодня знания? Отправляемся в магазин за покупками. Стр. 47 № 4 (а) Задача Слайд 14 Разбор задачи. Прочитайте задачу. Покупатель купил шляпу за 448р. и шарф. У него было 975 р., а осталось 177р. Сколько он заплатил за шарф? Прочитайте условие задачи. Прочитайте вопрос задачи. Составим схему. - Слайд 15 Пригодились ли новые знания? - Молодцы! Оцените себя в листе самооценки ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ Игра «Волшебный квадрат» Ну а теперь проверим, какие вы трудолюбивые и внимательные. СЛАЙД 16.
Решите данные на карточке примеры, если потребуется решить столбиком, вычисления выполните в тетрадях. Закрасьте ответы в волшебном квадрате, и вы узнаете, как вы потрудились. Проверка. СЛАЙД 17 | Было – 975р Купил -? 448р. и? р. Осталось – 177р. Было – Шляпа – Шарф = Осталось 975 – 448 -? =177 547 -? = 177 ? = 547 -177 Решают примеры ,закрашивают соответствующий квадратик в волшебном квадрате | |
IX. Рефлексия учебной деятельности (итог урока). Цель: Осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | СЛАЙД 18 -21 Завершается урок, Он пошёл ребятам впрок? Постарались всё понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали? - Какую задачу ставили в начале урока? - Удалось ли решить поставленную задачу? - Каким способом? - Следовали составленному плану? Каким образом? - Какие получили результаты? - Что нужно сделать ещё? - Где можно применить новые знания? - Что на уроке у вас хорошо получилось? - Над чем ещё надо поработать? В листе самооценки выставите себе оценку за весь урок (критерии те же), вложите в тетрадь. Я проверю, поставлю свою оценку. Если оценки совпадут, то вы научились правильно оценивать себя. ПОКАЖИТЕ НАСТРОЕНИЕ | - Научится решать примеры на сложение двух и трёхзначных чисел с переходом через разряд. - Да - Составили новый алгоритм. - Да. Мы сначала наблюдали, потом сравнивали, потом выводили алгоритм. - Закрепили умение применять новые знания на практике при решении примеров, задач. - Повторили единицы измерений и сложение именованных чисел. - Применяли логику, анализировали, сравнивали, оценивали себя и товарищей. - Потренироваться в решении примеров с переходом через разряд. - На уроке математике, в жизни при покупках и т.д. | |
Домашнее задание: | Домашнее задание: | Стр. 47 № 4(б), 6 | |
Кияйкина Наталья Федоровна