12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Писарева Ольга Вениаминовна157
Россия, Ивановская обл., Лежнево п
3

Урок математики в 4 классе на тему «Решение задач на определение начала, конца и продолжительности событий».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лежневская средняя школа №10

Конспект урока математики

в 4 классе на тему: «Решение задач на определение начала, конца и продолжительности событий».


Педагог: Писарева Ольга Вениаминовна

Автор учебника: Моро М.И., Бантова М.А.

Класс: 4 А

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: учить решать задачи на определение начала, конца и продолжительности события.

УУД, формируемые на уроке:

Личностные: формирование мотивации к освоению учебного материала и желания выполнять учебные задания;

Предметные: знакомство с новым способом решения задач на нахождение четвертого пропорционального, отработка навыка деления круглых чисел, создание алгоритма решения задач на нахождение четвёртого пропорционального;

Метапредметные:

А) Познавательные: формирование умений учащихся производить простые логические действия, выбирать эффективные способы решения заданий; умение работать с несплошными текстами;

Б) Коммуникативные: формирование умения адекватно передавать информацию, аргументировать свою точку зрения; формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; формирование умения работать в малых группах;

В) Регулятивные: формирование умения контролировать и оценивать свои действия, выносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.

Наглядные пособия: иллюстрации с изображением «Катюши» с QR кодами, алгоритм решения задач.

Ключевые слова: задачи на определение начала, продолжительности и окончания события.

Рабочие материалы для обучающихся: рабочий лист с текстами задач и таблицами, карточки с заданием и таблицей для внесения букв-ответов.



№п/п

Этапы урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(комментарий, ссылки на используемый видео и фото материал, др.).

1.

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята!

Сегодняшний урок математики хочу начать с эпиграфа «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их». Дьёрдь Пойа.

Это слова известного венгерского, швейцарского и американского математика.

Как думайте, почему эти слова выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Верно.

Ученики настраиваются на урок.










Возможно, будем сегодня на уроке решать задачи



Слайд 2 (1). Эпиграф.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Прежде, чем мы определим тему урока, я прошу вас записать в тетрадь выражение и найти его значение.

Найдите разность чисел 2021 и 1941


Посмотрите внимательно на эти числа, о чем они вам говорят?


Совершенно верно. В этом году наша страна отметила скорбную дату – 80 лет начала Великой Отечественной войны. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих ветеранов, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в это лихолетье!

Посмотрите на доску. Знаете ли вы, что это за машина?

Действительно, это «Катюша».

Кто-то из вас знает что-то о ней? Хотите узнать?


Я прошу выйти к доске четырех человек, чтобы считать QR коды и прочитать информацию.
















Может быть кто-нибудь знает, кто является автором - разработчиком этой установки?

Вы узнаете имя этого человека, если правильно выполните вычисления. Для этого вам нужно будет вспомнить единицы времени.

Работать будете в группах по 4 человека. Но сначала вспомним правила работы в группе.







Иван Исидорович Гвай является автором-разработчиком этого чуда-техники. «Катюши» собирались на Воронежском заводе.


Командиром первой отдельной экспериментальной батареи полевой реактивной установки был капитан Иван Флёров. Первый удар его установки нанесли уже 14 июля 1941г. близ г.Орша в Белоруссии.




Записывают в тетрадь, вычисляют 2021-1941=80

2021 – это год, в котором мы живем.

1941 – это год начала ВОВ

В этом году 80 лет начала ВОВ










Возможно это «Катюша»



Хотим.

4 человека считывают QR коды и делятся с одноклассниками полученной информацией.

1. Уникальное оружие Великой Отечественной войны, в народе прозванное «Катюшей», стало легендой.

2. Немецкие солдаты называли ее то «черной смертью», то «адовым пламенем».

3. «Катюша»- неофициальное собирательное название боевых машин реактивной артиллерии БМ-13, БМ-8.

4.Это оружие, которое было одним из ключевых «аккордов» в победоносной «симфонии» нашей армии.



Не знаем, но хотели бы узнать.






1)работаем дружно;

2)распределяем обязанности;

3)работаем тихо, чтобы не мешать другим.


Находят значения выражений и заполняют таблицу

3

24

60

36


21

480

100

300

и

в

а

н


г

в

а

й


Н – сколько месяцев в 3-х годах?

Г – сколько суток в трех неделях?

Й – сколько секунд в 5 минутах?

И – 36 мес. Сколько это лет?

А – сколько минут в 1 часе?

В – сколько минут в 8 часах?

А – век, сколько это лет?

В – сколько часов в одних сутках?



















Слайд 2(2). Изображение «Катюши».


По классу развешаны 4 иллюстрации с изображением «Катюши» с QR кодами. Ученики считывают информацию с помощью мобильных телефонов.























Слайд 3. Портрет Ивана Гвайа.











3.

Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.

У вас на парте есть карточка зеленого цвета. Возьмите ее. Прочитайте три текста, записанные на карточке, у меня они на слайде.

1. 14 июля 1941г. в 7ч.30мин. батарея капитана Флёрова должна прибыть на место дислокации, чтобы вести обстрел вражеского войска. Минометный полк был в пути 3ч. и ещё на 15мин. останавливался на дозаправку. В какое время нужно было выдвинуться полку, чтобы прибыть в назначенное время?

2.В 7ч.30мин. 14 июля 1941г батарея капитана Флёрова прибыла не место дислокации. Они выдвинулись в путь в 4ч.15мин. Сколько потребовалось времени, чтобы полк прибыл в назначенное время?

3. 14 июля 1941г в 4ч.15мин. батарея капитана Флёрова выдвинулась к месту дислокации. В пути они были 3ч. и на 15мин. останавливались на дозаправку. В какое время батарея прибыла к месту назначения?


Чем являются тексты, почитанные вами?

Почему так решили?

Совершенно верно. Молодцы.

Чем похожи задачи?



Чем отличаются задачи?





Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.


Какую цель поставите перед собой на урок?





Дети читают предложенные тексты.





















Это задачи.

В них есть условие и вопрос.


В них описываются одинаковые события. В каждой нужно определить время,

Задачи отличаются вопросами. В первой задаче нужно найти начало события, во второй- продолжительность события, в третьей - окончание события.

Задачи на определение начала, продолжительности и окончания событий.

Научиться решать такие задачи.





Слайд 4. Тексты задач
































Тема урока записывается на доске.


4.

Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания)

Сейчас вы будете работать в группах (продолжаем работать с карточкой, вам нужно решить все три задачи) и попытайтесь составить алгоритм (вывести правило) решения задач на нахождение начала, продолжительности и окончания событий.


Перед тем, как вы начнете решать, предлагаю внести в таблицы условия каждой задачи. Это упростит вашу задачу.















Ученики заполняют таблицы, сверяют с эталоном на слайде.


Дети работают в группах, решают задачи, пытаясь разработать алгоритм. Записывают алгоритм на рабочем листе.


1. Чтобы найти время начала события, надо из______________ его времени ______________ его __________________;

2. Чтобы определить время продолжительности события, надо из времени его___________________________ _________________________________________________________________________;

3. Чтобы найти время окончания события, надо ____________________________________

___________________________________.









Слайд 5. Таблицы для решения задач.






Алгоритм вывешивается на доску.


Н.с. = О.с. – П.с.







П.с. = О.с. – Н.с.







О.с. = Н.с. + П.с.






5.

Физкультминутка

Немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Я вам буду читать математическое высказывание. Если оно будет истинным, то вы показывайте положительную эмоцию на своем лице, если ложным – отрицательную.

Дети внимательно слушают утверждения, мимикой показывая согласие и несогласие.


6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Теперь потренируемся в использовании алгоритма, который мы с вами выработали.

Продолжаем разговор о боевой машине БМ-8, БМ - 13


Задача.

В реактивной установке БМ-8 16 снарядов. Один залп (16 снарядов) она выпускает за 15 секунд. На перезарядку экипажу необходимо 4 минуты. Капитан Флёров дал команду открыть огонь в 10ч. 00 мин. Во сколько экипаж закончил обстрел, если выпустил 8 залпов?

Давайте все вместе заполним таблицу.









Проверяем решение задачи.


Оцените работу вашего одноклассника.

Молодцы.

















Н.с.

П.с.

О.с.

10ч.00 мин

8з. по 15 сек.

7пер. по 4 мин

?

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу данными и решают ее. Один ученик работает у доски.



Дети сверяют свое решение с решением на доске.


Оценивают работу одноклассника.


7.

Включение в систему знаний и повторение.

Давно отгремели залпы войны. Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины. А где мы можем в настоящее время увидеть военные машины, оружие и др. предметы времен ВОВ?

Перед вами афиша одного из действующих музеев. Рассмотрите ее внимательно. Какие вопросы вы сможете задать друг другу, используя эти сведения. Слушайте внимательно одноклассников, чтобы ваши вопросы не повторялись.



Отлично справились с заданием, молодцы.








В музее.







Работа с афишей.

Дети составляют вопросы и отвечают на них.



8.

Рефлексия деятельности.

Наш урок подходит к своему завершению.

Какую цель мы перед собой ставили?




Посмотрите на слайд, где написано начало фраз. Продолжите их.




Научиться решать задачи на определение начала, продолжительности и окончания события.

Дети читают фразу и продолжают.

Я знаю …

Я запомнил …

Я смог …






Слайд 8.

9.

Домашнее задание.

Дома вы решите еще одну задачу на сегодняшнюю тему.

Всем спасибо за урок. Отличного дня!


Дети записывают в дневник Д/З





Решение задач на определение начала, продолжит. событий
PPTX / 1.65 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.