Урок математики в 5 классе по теме «Натуральный ряд чисел»
УМК Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н., Шевкин А.А.
5 класс
Тема урока «Натуральный ряд чисел»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели:
- обобщить и углубить знания учащихся о натуральных числах, полученные в начальной школе;
- сформировать у учащихся знания о свойствах натурального ряда чисел.
Задачи:
- повторить понятия «цифры», «число»;
- научить отличать цифры от натуральных чисел;
- научить описывать свойства натурального ряда;
- вызвать заинтересованность в изучении математики;
- развивать умение анализировать, сравнивать;
- развивать грамотную математическую речь;
- применять изученный материал в нестандартной ситуации;
- развивать у обучающихся умение работать индивидуально и в группе;
- создать условия для развития речевых навыков у школьников;
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- содействовать развитию критического мышления.
Планируемые результаты обучения: Учащиеся научится распознавать натуральные числа, находить числа натурального ряда, предшествующие данному числу и последующие данного числа; узнают, что в натуральном ряду существует наименьшее число, но нет наибольшего и почему.
ЭТАПЫ УРОКА
Актуализация опорных знаний (фронтальная работа, ответы на вопросы)
№1. Прочитайте числа: 125, 4921, 96451, 54269.
- Что можете сказать про эти числа?
- Какие цифры не были использованы при записи данных чисел?
- Запишите самое большое и самое маленькое четырёхзначное число, записанное этими цифрами.
- Запишите на следующей строке все записанные числа в порядке возрастания.
№2. Вопросы к учащимся:
- С помощью чего можно записать любое натуральное число?
- Сколько цифр в знаете?
- Назовите все цифры.
Изучение нового материала. Работа с информацией (самостоятельное получение знаний).
Откройте учебник на странице 5. Прочитайте пункт 1.1.
Дайте ответы на следующие вопросы:
- Какие числа называются натуральными?
- Какое самое маленькое натуральное число
- Какое число не является натуральным? Почему?
- Назовите первые 12 чисел натурального ряда.
- Как получить натуральное число, следующее данным числом?
- У каждого ли числа есть последующее число?
- Как получить натуральное число, предшествующее данному числу?
- Можно ли указать самое большое натуральное число?
- У каждого ли числа есть предыдущее число?
- Является число «0» натуральным? Почему?
Давайте перечислим свойства ряда натуральных чисел:
1. Самое маленькое натуральное число - 1.
2. Каждое натуральное число можно увеличить на единицу и получить натуральное число, следующее за данным.
3. Каждое натуральное число (кроме «1») можно уменьшить на единицу и получить натуральное число, предшествующее данному.
4. Последнего натурального числа нет, то есть натуральный ряд чисел бесконечен.
Закрепление изученного.
1.
Рассмотрим ряды чисел:
а) 1,2,3,4,5,6,7,8,9.
б) 9,8,7,6,5,4,3,2,1,0.
в) 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 …
г) 1,2,4,5,6, 9, …
д) 1,2,3,4,5,6,7,…
Вопросы:
1) Что обозначает знак «…»?
2) Определите, на какой строке записан натуральный ряд чисел.
3) Определите, на какой строке записаны все цифры?
2. Индивидуальная работа (5-7 мин).
№1. Из чисел 3, 12, 0, , 5301, выберите натуральные числа.
№2. Запишите число, которое в натуральном ряду следует за числом:
а) 12, б) 99, в) 2015.
№3. Запишите число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу:
а) 7, б) 100, в) 238.
Парная проверка (учащиеся проверяют работу у своего соседа по парте).
Работа в парах.
№4. Сколько чисел в натуральном ряду: а) от 1 до 17, б) от 6 до 15?
№5. Сколько чисел в натуральном ряду между числами 25 и 38?
Проверка полученных результатов.
Обратить внимание учащихся и записать правила:
чтобы найти количество чисел в натуральном ряду от какого-то натурального числа до другого натурального числа нужно из большего числа вычесть число предыдущее меньшему числу (или на 1 меньше меньшего числа);
чтобы найти количество чисел в натуральном ряду между двумя натуральными числами нужно из большего натурального числа вычесть число на один больше меньшего натурального числа.
Применение знаний не в стандартной ситуации.
№6. Некоторое натуральное число, которое больше 5, обозначили буквой а. Запишите для числа а число предыдущее ему и два последующих за ним числа.
Индивидуальная работа с сильными учениками.
Дополнительное задание. Некоторое натуральное число, больше 4, обозначили (а - 2). Запишите для числа (а – 2) два предыдущих и три последующих натуральных числа.
Обобщение и систематизация.
Как называются числа, используемые при счете предметов?
Есть ли среди натуральных чисел наименьшее число? Если да, то назовите его.
Есть ли среди натуральных чисел наибольшее числа? Если да, то назовите его.
Является ли число 0 натуральным числом?
Опишите ряд натуральных чисел.
Каждое ли число в натуральном ряду имеет последующее число и предыдущее число?
Рефлексия.
Домашнее задание.
Прочитать пункт 1.1. в учебнике на стр. 5-6. Выучить правила.
Устно выполнить упражнения №1-№4. Знать ответы на вопросы упр. №1-3.
Выполнить письменно в тетради упражнения №1-4, 5 (а,б), 6 (а,б) из рабочей тетради.
Дополнительное задание:
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Запишите число, которое в натуральном ряду следует за числом:
а) 28, б) 5253, в) 999.
Запишите число, которое в натуральном ряду является предыдущим числу:
а) 37, б) 62347, в) 1000.
3. Сколько чисел в натуральном ряду:
а) от 23 до 100, б) между 23 и 100?