Конспект урока математики в 5 классе по теме «Умножение и деление натуральных чисел»
Пояснительная записка к презентации
умножение и деление натуральных чисел
PPTX / 1.2 Мб
Конспект
урока математики в 5 классе по теме
«Умножение и деление натуральных чисел».
Цели урока:
- образовательная: повторение, обобщение, систематизация знаний по теме Умножение и деление натуральных чисел». Контроль за усвоением знаний, умение применять на практике;
- развивающая: развитие математического мышления, памяти, внимания, математически грамотной речи;
- воспитательная: воспитание у учащихся ответственное отношение к учебному труду, умение работать в коллективе, совершенствовать навыки самостоятельной деятельности, прививать интерес к предмету.
Тип и вид урока: нетрадиционный, урок обобщения и систематизации знаний в виде сказки.
Дидактическое и методическое оснащение урока:
- Виленкин Н.Я., Математика-5, Москва6 «Мнемозина» 2005;
-Шершнев Е.Ф., Чулков П.В., Математика-5. Тесты, Москва: «Издат-школа ХХIвек», 2007
- Чесноков А.С., Нешков К.И., Математика – 5. Дидактические материалы, Москва: «Просвещение» 1998;
-Сказки народов мира. Смоленск: Литературно-художественное издание, 2001;
- презентация.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
-экран.
Структура урока:
-Организационный момент;
- сообщение темы и цели урока;
- актуализация знаний;
- устная работа;
- закрепление;
- тестовая работа;
-проверка тестовой работы;
- постановка домашнего задания;
- подведение итогов урока.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент. 1 мин. |
|
Распределить детей на 4 группы с помощью приготовленных фигурок – разного цвета. Добрый день ,ребята! Долгожданный дан звонок Начинается урок Тут затеи и задачи Игры, шутки – всё для вас! Пожелаю вам удачи – За работу в добрый час! |
При входе в класс получают фигурки разного цвета и рассаживаются по цветам. Приветствуют стоя. |
2.Сообщение темы и цели урока. 2 мин. |
|
Мы с вами сегодня попали не в кабинет математики, а в пещеру волшебника, выбраться из нее не так уж просто. Нам придется совершить побег. А помогут нам это сделать наши знания в умножении и делении натуральных чисел. Но только при помощи знаний нам не выбраться из пещеры. Мы обязательно должны помогать друг другу, чтобы спастись всем классом. Слайд №1 «Умножение и деление натуральных чисел» Вы готовы? Тогда Сказка начинается! Было у отца три сына. Задумали старшие сыновья постранствовать по белу свету, ума набраться. Не хотел их отпускать отец, но сыновья его уговорили. Остался с отцом только младший сын. Прошло много лет, а вестей от сыновей нет. Тогда королевич стал просить у отца отпустить его белый свет поглядеть, братьев отыскать. Король и слушать не хотел, да после долгих просьб решил, ответишь мне на мои вопросы, то отпущу. |
Открыли тетради и записали тему урока. Слушают рассказ учителя. |
3. Актуализация знаний. 4 мин. |
|
Проведем блиц - турнир Слайд №3 1.Как называют числа, которые перемножают? 2.Чему равно 1•а? 3.Как найти неизвестный делитель? 4.С помощью какого действия находят неизвестный множитель? Слайд №4 1.Как называют число, которое делят? 2.Что значит умножить одно натуральное число на другое? 3.Чему равно 0•а? 4.Как найти неизвестное делимое? Слайд №5 1.Как называют результат умножения? 2.Чему равно а : 1? 3.Сформулируйте переместительное свойство умножения? 4.В каких случаях можно опустить знак умножения? Слайд №6 1.Что такое делитель? 2.Чему равно а : а? 3.Как называют результат деления? 4.Сформулируйте сочетательное свойство умножения. Что ж сынок с заданием ты справился. Отпускаю тебя в путь дорогу и благословляю. Возьми клубок он тебе покажет дорогу. Шел королевич по дороге, и встретилась ему по пути река. (слайд №7) Стал он кликать лодочника, а тот ему в ответ: «Справишься с предложенным заданием, перевезу на тот берег?». |
Работа в группах, отвечают на вопросы. 1.Множители. 2. а. 3.Надо делимое разделить на частное. 4.Деление. 1.Делимое. 2.Умножить число «а» на натуральное число «в» – значит найти сумму «а» слагаемых, каждое из которых равно «в». 3.0 4.Надо делитель умножить на частное. 1.Произведение. 2.а. 3.Произведение двух чисел не изменяется при перестановке множителей. а•в=в•а 4.Перед буквенными множителями, скобками. 3•у=3у 2•(а+в)=2(а+в) 1.Число, на которое делят, называют делителем. 2.1 3.Частное. 4.Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель. а•(в•с)=(а•в)•с |
4. Устная работа. 4 мин. |
|
Ребята, поможем царевичу? Учитель произносит пример вслух 6•4 и бросает клубок в одну из групп. Ученик, поймавший клубок, должен решить в уме этот пример, произнести ответ и продолжение примера, например: 24:8. После этого он перекидывает клубок в другую группу. Примеры не должны быть сложными. Клубок в каждой группе должен побывать 2 раза. Молодцы ребята справились с заданием. Лодочник переправил королевича на другой берег. На том берегу жила лебедь -белая (слайд №8) не простая. Умела она говорить человеческим голосом. Спросил ее королевич: «Не видала ли она братьев его?». «Много лет назад украл их колдун и прячет в своей пещере. Чтобы открыть ее надо знать волшебные слова «Отворитесь ворота, спите крепко, сторожа, А теперь иди напрямик лесом, и придешь к высокой горе, пройдешь ее и увидишь пещеру, в которой и прячет колдун твоих братьев. (слайд №9) |
Да! Повторить таблицу умножения. |
5. Закрепление. 20 мин |
|
Чтобы пройти эту гору, надо пройти испытание, которое приготовила тебе гора. Дается задание каждой группе. Полученные результаты вычислений расположить в порядке возрастания и прочитать слово, когда произнесешь его, то огонь, который горит перед входом в пещеру, погаснет. И можешь произносить волшебные слова. (слайд №10) 1группа 1.9•68-515:5 (А) 2.6090:х=30 (О) 3.2у-15=23 (В) 4.26520:в=65 (Д) 3 группа 1. 8•79-624:6 (Д) 2.4х-22=26 (В) 3.21560:х=70 (О) 4.х:30=56 (А) 2 группа 1.8•99-816:8( А) 2.13590:к=45 (О) 3.40-3х=10 (В) 4.8484:х=28 (Д) 4 группа 1. 7•98-636:6 (Д) 2.5а-13=52 (В) 3.х:40=64 (А) 4.21888:у=72 (О) Королевич произнес слово «ВОДА» и огонь погас. Пещеру стало видно и он произнес перед входом: «Отворитесь ворота, спите крепко, сторожа, дайте мне сюда войти, невредимому уйти». (слайд №12) Ворота отворились, и королевич увидел своих братьев, которые сидели на скамье и никого не видели, а колдун на полатях лежал. Чтобы расколдовать их надо узнать, сколько кг яблок во второй корзине у колдуна. Колдун задал королевичу задачу. Поможем королевичу? Слайд №13 В двух корзинах 75 кг яблок. В первой корзине в 2 раза больше яблок, чем во второй. Сколько яблок во второй корзине? Все братья выскочили из пещеры, и она закрылась. Перешли успешно гору , и подошли к реке. А колдун уже там, ждет их, поджидает. В руках у него лебедь – белая и грозит им, если не справитесь с заданием , то все погибнете. (Слайд №14) |
Каждая группа выполняет задание Записывают решения в тетрадях. Слайд №11 1 группа 19 203 408 509 В О Д А 3 группа 12 308 528 1680 В О Д А 2 группа 10 302 303 690 В О Д А 4 группа 13 304 580 2560 В О Д А Да! Читают условие задачи и анализируют ее. Оформление в тетрадях. (слайд №13) I - ? кг в 2 раза >, чем 75кг II - ? кг Пусть во второй корзине х кг яблок, тогда в первой корзине 2х кг яблок. Известно, что в двух корзинах 75 кг яблок. Составим уравнение. 2х+х=75, 3х=75, Х=75:3 Х=25. Ответ: 25 кг яблок. |
6. Тестовая работа. 8 мин |
|
Слайд №15 Вариант №1 1.Выполните умножение: 116•106 1)1856 2)1196 3)12296 4)другой ответ 2.Вычислите наиболее удобным способом: 61•125•4 1)30500 2)35000 3)3500 4)другой ответ 3.Решите уравнение: а•24=144 1)6 2)24 3)8 4)другой ответ 4.Угадайте корень уравнения: х•х-1=15 1)4 2)3 3)5 4)другой ответ Вариант №2 1.Выполните умножение: 93•208 1)19404 2)18344 3)19344 4)другой ответ 2.Вычислите наиболее удобным способом: 25•369•8 1)73800 2)72800 3)63800 4)другой ответ 3.Решите уравнение: 28•в=196 1)67 2)28 3)8 4)другой ответ 4.Угадайте корень уравнения: 5-х•х=1 1)2 2)3 3)1 4)другой ответ |
Каждый учащийся работает индивидуально на листочках. |
7. Проверка тестовой работы. 2 мин. |
|
Поменялись вариантами. На экране ребята видят верные ответы , и их соседи проверили работы. Слайд №16 Вариант 1 и 2 1) 3 2) 1 3) 1 4) 1 Выполнив тесты ,колдун отпустил всех, а лебедь белая превратилась в прекрасную девицу. Все вернулись домой , и королевич женился на прекрасной девице. Слайд №17. Отец благодарен всем вам ребята, что помогли освободить его сыновей. Будьте всегда такими же добрыми, дружными и приходите на помощь тем, кто в ней нуждается. Слайд №18 |
Каждый учащийся проверил работу своего соседа. |
8. Домашнее задание. 1 мин. |
|
Дидактические материалы, стр.115 В-3 подготовиться к контрольной работе, задания дифференцированные. |
Открыли дневники и записали. |
9. Подведение итогов урока. 3 мин. |
|
Притча: слайд №19 Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил : «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!». Ребята! Давайте попробуем оценить каждый свою работу за урок. Кто работал как первый человек? Кто работал добросовестно? Кто принимал участие в строительстве храма? Слайд №20 Спасибо за урок. До скорой встречи. |
Поднимают руки и комментируют. Выставлены отметки в дневник. |
Приложение.
Игра, имеет важное значение
в воспитании, обучении и развитии
детей как средство психологической
подготовки к будущим жизненным ситуациям.
(энциклопедический словарь)
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В последние годы много внимания уделяется современным педагогическим технологиям, которые обладают средствами, активизирующими деятельность учащихся, и помогающим добиться эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровую технологию.
В своей работе чаще всего использую нетрадиционные формы ведения урока, особенно в 5-6 классах: КВН, Поле чудес, Путешествие в сказку, деловые игры и т. д.
На таких уроках задания формулируются не сухим, математическим языком, а излагаются в виде различных трудностей, приключений, условий, которые учащиеся должны выполнить. На этих уроках одновременно развивается мышление и воображение, ребята фантазируют, представляют, что они совершают необычные путешествия. Игра заставляет рассуждать, развивает речь, творческие способности, улучшает концентрацию внимания. Обычно в процессе всего урока учащиеся увлеченно и активно работают. Все задания составлены с такой целью, чтобы отработать навыки в изучаемом материале.
На уроке используются различные формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная, применяется уровневая дифференциация, каждый решает задание по своим способностям.
На уроке применяется презентация. Удобство в том, что не теряется драгоценное время урока.
Одновременно с этим на этих уроках открываются большие возможности для реализации воспитательных целей. На уроке развивается активность и самостоятельность ребят, учащиеся учатся во время прийти на помощь, оказать поддержку в трудную минуту, воспитывается настойчивость и умение преодолевать все трудности, которые встречаются на жизненном пути.
Конечно, от учителя требуется дополнительная подготовка, но урок получается интересным, насыщенным, увлекательным.