Урок математики в 5 классе на тему «Обозначение натуральных чисел»
МКОУ « Харанжинская средняя общеобразовательная школа»
Класс 5
Учитель математики Сарджанц Ольга Михайловна
Тема урока «Обозначение натуральных чисел».
Тип урока: закрепление новых знаний
Цели урока:
1. актуализировать знания устной и письменной нумерации многозначных чисел, разрядного состава числа, соотношения между соседними разрядными единицами;
2. тренировать устные приемы мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
3. вывести способ чтения натуральных чисел, разложения натуральных чисел на разрядные слагаемые;
4.тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
5. развивать навыки взаимопомощи и сотрудничества.
Задачи урока: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений, запоминание знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, формирование вычислительные навыков, закрепление запись натуральных чисел, чтение натуральных чисел, разложение натуральных чисел на разрядные слагаемые, развитие логического мышления.
Формировать УУД:
- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Методы обучения: деятельностный метод обучения,
фронтальная работа; работа в парах; индивидуальная работа.
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||
Предметные |
Универсальные учебные действия (УДД) |
||||||||||||||||||||
I.Организационный момент Цель – включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для формирования у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Приветствует учащихся, проверяет подготовленность к учебному занятию, организует внимание детей, создает эмоциональный настрой на деятельность. |
Проверить готовность к уроку. Сегодня на уроке мы проанализируем задания домашней самостоятельной работы по теме «Обозначение натуральных чисел»; выявим ошибки, которые вы допустили а самое главное- их причины. Два ученика решают задание №5 Учитель включает презентацию. Задание1. В.1 1. Запишите цифрами приведенные ниже числа: а) двадцать четыре миллиарда двадцать четыре; б) семь миллионов двадцать одна тысяча; в) три миллиона сорок тысяч пять. В.2 1. Запишите цифрами приведенные ниже числа: а). двенадцать тысяч сто сорок восемь; б) два миллиарда сорок миллионов пятьдесят; в) три миллиона двадцать тысяч три. Кто считает, что правильно выполнил это задание? Кто сомневается в правильности выполнения данного задания? Кто уверен, что допустил ошибки при выполнении данного задания? Какие ошибки допустили? (Слайд 1. ) Решение первого задания. (Слайд 2 ) Задание 2 В.1 Запишите цифрами приведенные 2. число 456 340 002 представить в виде суммы разрядных слагаемых. В.2 Число 83 610 023 представить в виде суммы разрядных слагаемых. Кто считает, что правильно выполнил это задание? Кто сомневается в правильности выполнения данного задания? Кто уверен, что допустил ошибки при выполнении данного задания? Как вы считаете, какие ошибки допустили? (Слайд 3 ) Решение второго задания. (Слайд 4) Задание 3 В.1 Запишите самое большое шестизначное число с помощью цифр 5 и 3. В.2 Запишите самое большое шестизначное число с помощью цифр 4 и 9. Кто считает, что правильно выполнил это задание? Кто сомневается в правильности выполнения данного задания? Кто уверен, что допустил ошибки при выполнении данного задания? Какие ошибки допустили? (Слайд 5. ) Решение третьего задания. (Слайд 6) Задание 4 В.1 В книге пронумерованы все страницы с1 по 148. Сколько всего цифр потребовалось напечатать для нумерации страниц? В.2 Для нумерации страниц потребовалось напечатать 1 989 цифр.(Слайд 7). Решение четвертого задания. (Слайд 8) Задание 5 В.1 Ученик токаря сделал 120 деталей за смену, а токарь – на 36 деталей больше. Сколько деталей токарь и ученик вместе за смену изготовили? В.2 Мальчик прочитал 42 страницы книги, и ему осталось прочитать на 2 страницы больше. Сколько страниц в книге? Сверяем задание с решением на доске. |
Слушают учителя. Проверяют готовность к уроку. Отвечают на вопросы учителя. Проверяют домашнюю самостоятельную работу. |
Умение организовать рабочую среду, работать в атмосфере доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
|||||||||||||||||
II. Актуализация знаний. Цель актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: раскладывание многозначных чисел на разрядные слагаемые, чтение, запись и сравнение многозначных чисел |
Создает условия для формирования внутренней потребности ученика во включении в учебную деятельность. |
Вопросы учителя. (Слайд 9) Что можно записывать с помощью цифр? - Как вы думаете, как правильно это нужно сделать? -Прочитайте все записанные числа (Слайд 10) 3191; 595; 81 851; 936 951 Составьте числа. Они целые, многозначные, нечётные 0,2,4,7 2047; 7420 565; 2047; 3191; 7420; 81851; 936 951 7420. -В числах 565 и 2047 (Слайд 11) -определить количество классов в каждом числе. -дать названия классам и разрядам в каждом числе прочитайте числа, с разложением на разрядные слагаемые числе. 7) выполняют разложение на разрядные слагаемые в тетради. 565=500+60+5 2047=2000+40+7 . сравнения , классификации объектов; подведение под понятие; самостоятельное создание способов обнаружения отклонений и отличий от эталона |
Выполняют задания у доски и в тетрадях. Открывают для себя новые знания, отвечают на вопросы учителя. |
Умение работать с текстом учебника, ориентироваться в информации, использовать для ответа на вопрос собственные знания и информацию и печатных источников. |
регулятивные умение высказывать свое предположение, проговаривать последовательность действий познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую) коммуникативные слушать и понимать речь других, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативные х задач; |
||||||||||||||||
III. Систематизация знаний учащихся Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи. |
Фиксирует индивидуальные затруднения и их причины, организует составление совместного плана действия по устранению затруднений |
- А как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? Учитель уточняет тему урока (Слайд 12) Вы правильно ответили, но числа, которые мы будем изучать, называются натуральными. Какие цели стоят перед нами? ( читать и записывать натуральные многозначные числа, раскладывать на разрядные единицы многозначные числа). (Слайд 13) Записывают в тетради число, Классная работа Тему урока. . Минутка чистописания: Сколько сотен в числе 789 321? Сколько десятков тысяч в числе 41 201? (Слайд 14) Используя цифры 5 и 6, запишите четырехзначные числа, в которых цифра 6 встречается только один раз (5 556, 5 565, 5 655, 6 555). Что означает число 6 в первом числе? Во втором? В третьем? В четвертом? От чего зависит значение цифры? (От места, которое она занимает) информацию. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух, отвечают на вопросы 1) Натуральные; 2) Нуль; 3)Класс 4)Разряд 5) Три 6) придуманные задания: Разбить числа на классы, дать пояснения.
|
Под руководством учителя ученик записывает число, второй его прочитывает и затем наоборот -учащиеся фиксируют затруднения выполняют задания устно по очереди. выполняют задания письменно в тетрадях и на доске. Отвечают на вопросы учителя. Применяют новые знания. |
Умение работать с текстом учебника, определять в нем главное, с помощью этого определять цель и план действий по достижению цели. |
регулятивные умение работать в паре, проговаривать последовательность действий на уроке. познавательные умение применять новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке) коммуникативные умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. |
||||||||||||||||
Физминутка |
Все умеем мы считать Раз, два, три, четыре, пять — Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться. (Под счет дети выполняют потягивания.) Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.) Три! В ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире. (Движения руками.) Пять — руками помахать. Шесть — за парту тихо сесть. |
||||||||||||||||||||
IV. Закрепление нового материала Цель- организовать закрепление нового материала, обеспечить восприятие, осмысление и запоминание детьми изученной темы: обозначение натуральных чисел,. зафиксировать возникшие затруднения изученного материала. |
Организация закрепления нового материала работа в парах, фронтальная работа, работа с учебником, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
Работа с учебником Ответить на вопросы (работают с таблицей разрядов). Назовите разряды в классе единиц. Назовите по порядку первых четыре класса в записи натуральных чисел. Как читают многозначные числа. Решение №13 (устно) Решение №6 (решение у доски). Решение № 3 (з,и,к). Решение № 18 (комментирование). |
Работают с учебником, у доски, устно, решение примеров с коммментированием. |
Уметь правильно составлять натуральные числа из заданных цифр, разбивать натуральные числа на классы. |
регулятивные понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу познавательные поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта коммуникативные учебное сотрудничество со сверстниками. |
||||||||||||||||
V.Самостоятельная работа учащихся Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия |
Организует выполнение самостоятельной работы учащимися : проверка усвоения материала, выявление затруднений и работа над ошибками. |
Самостоятельная работа Самопроверка(работа в парах) -у кого всё правильно? У кого есть ошибки? В каком задании ошибки? В чём причины? Как устранить ошибки? После обсуждения на слайде даны ответы Прочитайте числа: 100; 123 000; 13 450 000; 123 456 450 900 100 000 000 000 000; 100 000 000 000 000 000 000. Что вызвало затруднение? Как вы думаете называются эти числа? (большие, великаны). Вас заинтересовало как же можно прочитать эти числа? Я предлагаю вам поработать над проектом «Числа - великаны». |
Учащиеся выполняют задания, работая парами сверяют ответы, затем сверяют с образцом, с ответами фиксируют места затруднений, исправляют ошибки. |
умение самостоятельно записывать натуральные числа. Представлять числа в виде разрядных слагаемых. |
регулятивные уметь фиксировать индивидуальные затруднения, уметь исправлять ошибки, вносить необходимые коррективы в план действий личностные: уметь осуществлять самооценку |
||||||||||||||||
VI.Рефлексия учебной деятельности Цель – организовать самооценку результатов своей деятельности и всего класса на уроке и взаимодействия с учителем и другими детьми в класс. Выбрать тему проекта. |
- Организация подведения итога урока, Самооценки результатов деятельности учащихся и всего класса. Заинтересовать детей и помочь выбрать тему проекта. . |
- Подведем итог работы на уроке: Кому понравилось? Было легко преодолевать все трудности? - Что вы узнали нового на уроке? Какую тему проекта вы могли бы предложить ? Я предлагаю вам поработать над проектом «Числа - великаны». В этой теме объединятся предложенные вами темы. Оцените свою деятельность на уроке заполнив таблицу
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали, смогли выполнить, не смогли выполнить и почему? Что для этого необходимо. Осуществляют самооценку. Выбирают тему проекта. |
Подводят итоги урока. Уметь оценивать свою работу, анализировать свою работу. |
регулятивные уметь проговаривать последовательность действий на уроке, уметь оценивать правильность выполненных действий, уметь оценивать результаты деятельности коммуникативные уметь использовать критерии оценивания деятельности на уроке |
||||||||||||||||
VII. Итог урока Цель – обсудить и записать домашнее задание. |
Даёт пояснения по выполнению домашнего задания, задействуя все виды памяти обучающегося: зрительную, слуховую, механическую |
Домашнее задание Обсуждаем домашнее задание. Стр.9 №23, 28, пункт 1 читать, обращая внимание на символы! |
Записывают домашнее задание. Задают вопросы по содержанию домашнего задания. |