Урок математики в 5 классе по теме «Понятие обыкновенной дроби»
Пояснительная записка к презентации
Конспект-сценарий урока математики в 5 классе
Тема: Понятие обыкновенной дроби
Цель: формировать понятие об обыкновенных дробях; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;
- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.
Ресурсы:
Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.);
Презентация «Доли. Обыкновенные дроби»;
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы:
Оборудование урока:
-проектор;
-экран;
-ноутбук.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок.
Дети, вам тепло? (Да)
В классе светло? (Да)
Прозвенел уже звонок? (Да)
Уже закончился урок? (Нет)
Только начался урок? (Да)
Хотите учиться? (Да)
Значит можно всем садиться!
Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока
Актуализация знаний.
-
Мотивационная беседа.
- Света пришла после школы домой. На столе лежала записка, написанная мамой. В ней был написан список продуктов, которые надо было купить в магазине:
- 1 пакет молока;
- десяток яиц;
- 1 булку белого хлеба;
- половинку черного хлеба;
- четвертинку палки вареной колбасы.
- Света задумалась: «А четвертинка палки колбасы – это сколько? А половинка хлеба – это сколько?» Так задумавшись она шла по двору. Тут встретила подругу Наташу, которая, думала Света, знает про все на свете.
- Наташа, привет! Вот скажи – ты знаешь, что такое половинка хлеба и четвертинка палки вареной колбасы? – спросила Света.
- Нет, пока не знаю, но ты меня заинтересовала. Пойдем вместе к моему знакомому роботу Электронику и все узнаем. Он точно сможет нам помочь. – ответила Наташа.
И они отправились к роботу Электронику. Он жил на соседней улице. Он был на улице, гулял со своей собакой Ресси. Девочки подошли к нему.
- Здравствуй, Электроник. Смотри мама дала Свете список продуктов. А там какие – то непонятные половинка черного хлеба и четвертинка палки колбасы? Объясни нам, что это такое?
- Да, конечно, но давайте сначала устно порешаем. Это и поможет нам понять, что такое половинка хлеба и четвертинка палки колбасы. – сказал Электроник.
2. Устный счет
- Вам Электроник предлагает помочь Свете и Наташе и порешать вместе с ними.
168:24 = 7 (Д)
64:4 = 16 (Р)
9·9 = 81 (О)
5
3 S = (5·3 = 15 – Б)
3 V = (3·3·3 = 27 – ь)
- Давайте прочитаем. Что получилось? (Дробь)
- Света воскликнула: «А я знаю что такое дробь. Папа показывал дробь. Это такие маленькие шарики, которыми можно стрелять из ружья»
- Наташа сказала: «Я слышала как про барабанщика говорили, что он выбивает красивую дробь.»
- А кто еще нашел лексическое значение слова дробь? (Дробь - быстрое чередование ударов пальцами. )
- Вы правы, у слова дробь много значений. И кроме тех, о которых вы сказали, есть еще одно, которое связано с математикой.
Изучение нового материала.
- Когда один предмет делят на несколько одинаковых частей, получаются дробные числа. А вот половинка хлеба и четвертинка палки колбасы – примеры дробных чисел. Именно такие примеры. Так половинка хлеба обозначает, что хлеб разделили на 2 равные части и взяли одну часть. А четвертинка палки колбасы обозначает, что палку колбасы разделили на 4 равные части и взяли одну часть.
- Света спросила: «Электроник, а как записывать такое числа? Ведь если я возьму 3 шоколадки, то я могу записать это цифрой. А как быть здесь?»
- Электроник сказал: «Они записываются так:
– хлеба
– палки колбасы
Читают так:
- Одна вторая хлеба.
- Одна четвертая палки колбасы.
Именно такие записи и называют обыкновенными дробями.
У каждой составляющей этой записи есть свое название.
Число, которое записано сверху – называется числителем дроби.
Линия, которая разделяет числа – называется чертой дроби.
Число, которое записано под чертой – называется знаменателем дроби.
Света спросила: «Электроник, а можно записать наоборот : 2 сверху, а 1 – снизу? Тогда двойка стала бы числителем, а единица - знаменателем»
Электроник ответил: «У числителя и знаменателя есть свои обязанности. Знаменатель дроби показывает. На сколько равных частей разделили что-то целое. А числитель показывает сколько частей взяли.»
- Давайте закрепим. Открываем учебник страница 173 № 675 (Прочитайте дроби. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби и поясните, что обозначает.
Света сказала: «Теперь я поняла, мне нужно купить одну вторую хлеба и одну четвертую палку колбасы. Спасибо Электроник, спасибо ребята!»
Физкултминутка
Первичное закрепление нового материала.
- Мы попрощались с нашими героями и продолжаем работать дальше.
1. Математический диктант
- Решаем № 675. Проверим.
Кто сделал правильно, поставьте плюсик.
- Решаем № 676. Проверим.
Кто сделал правильно поставьте плюсик
-
Решение задач
- Самостоятельное решение задач с проверкой № 680, 682
№680.
составляли яблони
- Кто решил правильно, поставьте плюсик.
№ 682
14+19 = 33 (с) – составляют 2 рассказа
(с) – составляет 1 рассказ
(с) – составляет 2 рассказ
- Кто решил правильно, поставьте плюсик.
Домашнее задание. № 677, 679, 681.
Рефлексия.
- На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей: (слайд)
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал как первый человек?
- Кто работал добросовестно?
- Кто принимал участие в строительстве храма своих знаний?
Каждый из учащихся себя оценивает.
«Лист самооценки предметных достижений»
(выдается каждому ученику)
1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Я с заданием справился, / не справился.
3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной оценена так (слова-характеристики): превосходно, отлично, хорошо, нормально.
Оценка знаний учащихся
(Выдается каждому ученику)
Максимальный уровень (превосходно)
Решена новая, совершенно незнакомая задача.
Программный уровень (отлично)
Решена необычная, в чём-то новая задача.
Необходимый уровень (хорошо)
Знакомая задача решена полностью самостоятельно.
Необходимый уровень (нормально) Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью.