12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
marina1208197259
2

Урок математики в 5 классе по теме «Понятие обыкновенной дроби»



Конспект-сценарий урока математики в 5 классе

Тема: Понятие обыкновенной дроби

Цель: формировать понятие об обыкновенных дробях; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной формах работы.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- формировать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение;

- формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формировать умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать, что такое «доли», что показывает числитель дроби, знаменатель дроби; начать формирование умения решать задачи, содержание дроби.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные - умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебный текст учебника, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.

Основные понятия: доля, дробь, числитель, знаменатель.

Ресурсы:

Учебник «Математика. 5 класс» (автор Мерзляк А.Г.);

Презентация «Доли. Обыкновенные дроби»;

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа; Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию; Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование урока:

-проектор;

-экран;

-ноутбук.

Организационный момент.

Эмоциональный настрой на урок.

Дети, вам тепло? (Да)

В классе светло? (Да)

Прозвенел уже звонок? (Да)

Уже закончился урок? (Нет)

Только начался урок? (Да)

Хотите учиться? (Да)

Значит можно всем садиться!

Обучающиеся садятся на свои места, включаются в деловой ритм урока

Актуализация знаний.

- Света пришла после школы домой. На столе лежала записка, написанная мамой. В ней был написан список продуктов, которые надо было купить в магазине:

- 1 пакет молока;

- десяток яиц;

- 1 булку белого хлеба;

- половинку черного хлеба;

- четвертинку палки вареной колбасы.

- Света задумалась: «А четвертинка палки колбасы – это сколько? А половинка хлеба – это сколько?» Так задумавшись она шла по двору. Тут встретила подругу Наташу, которая, думала Света, знает про все на свете.

- Наташа, привет! Вот скажи – ты знаешь, что такое половинка хлеба и четвертинка палки вареной колбасы? – спросила Света.

- Нет, пока не знаю, но ты меня заинтересовала. Пойдем вместе к моему знакомому роботу Электронику и все узнаем. Он точно сможет нам помочь. – ответила Наташа.

И они отправились к роботу Электронику. Он жил на соседней улице. Он был на улице, гулял со своей собакой Ресси. Девочки подошли к нему.

- Здравствуй, Электроник. Смотри мама дала Свете список продуктов. А там какие – то непонятные половинка черного хлеба и четвертинка палки колбасы? Объясни нам, что это такое?

- Да, конечно, но давайте сначала устно порешаем. Это и поможет нам понять, что такое половинка хлеба и четвертинка палки колбасы. – сказал Электроник.

2. Устный счет

- Вам Электроник предлагает помочь Свете и Наташе и порешать вместе с ними.

168:24 = 7 (Д)

64:4 = 16 (Р)

9·9 = 81 (О)

5

3 S = (5·3 = 15 – Б)

3 V = (3·3·3 = 27 – ь)

- Давайте прочитаем. Что получилось? (Дробь)

- Света воскликнула: «А я знаю что такое дробь. Папа показывал дробь. Это такие маленькие шарики, которыми можно стрелять из ружья»

- Наташа сказала: «Я слышала как про барабанщика говорили, что он выбивает красивую дробь.»

- А кто еще нашел лексическое значение слова дробь? (Дробь - быстрое чередование ударов паль­цами. )

- Вы правы, у слова дробь много значений. И кроме тех, о которых вы сказали, есть еще одно, которое связано с математикой.

Изучение нового материала.

- Когда один предмет делят на несколько одинаковых частей, получаются дробные числа. А вот половинка хлеба и четвертинка палки колбасы – примеры дробных чисел. Именно такие примеры. Так половинка хлеба обозначает, что хлеб разделили на 2 равные части и взяли одну часть. А четвертинка палки колбасы обозначает, что палку колбасы разделили на 4 равные части и взяли одну часть.

- Света спросила: «Электроник, а как записывать такое числа? Ведь если я возьму 3 шоколадки, то я могу записать это цифрой. А как быть здесь?»

- Электроник сказал: «Они записываются так:

– хлеба

палки колбасы

Читают так:

- Одна вторая хлеба.

- Одна четвертая палки колбасы.

Именно такие записи и называют обыкновенными дробями.

У каждой составляющей этой записи есть свое название.

Число, которое записано сверху – называется числителем дроби.

Линия, которая разделяет числа – называется чертой дроби.

Число, которое записано под чертой – называется знаменателем дроби.

Света спросила: «Электроник, а можно записать наоборот : 2 сверху, а 1 – снизу? Тогда двойка стала бы числителем, а единица - знаменателем»

Электроник ответил: «У числителя и знаменателя есть свои обязанности. Знаменатель дроби показывает. На сколько равных частей разделили что-то целое. А числитель показывает сколько частей взяли.»

- Давайте закрепим. Открываем учебник страница 173 № 675 (Прочитайте дроби. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби и поясните, что обозначает.

Света сказала: «Теперь я поняла, мне нужно купить одну вторую хлеба и одну четвертую палку колбасы. Спасибо Электроник, спасибо ребята!»

Физкултминутка

Первичное закрепление нового материала.

- Мы попрощались с нашими героями и продолжаем работать дальше.

1. Математический диктант

- Решаем № 675. Проверим.

Кто сделал правильно, поставьте плюсик.

- Решаем № 676. Проверим.

Кто сделал правильно поставьте плюсик

  • Решение задач

- Самостоятельное решение задач с проверкой № 680, 682

680.

составляли яблони

- Кто решил правильно, поставьте плюсик.

682

14+19 = 33 (с) – составляют 2 рассказа

(с) – составляет 1 рассказ

(с) – составляет 2 рассказ

- Кто решил правильно, поставьте плюсик.

Домашнее задание. № 677, 679, 681.

Рефлексия.

- На последующих уроках вы ещё очень многое узнаете про дроби, научитесь их складывать, вычитать, умножать и делить. А сегодня я бы хотела урок закончить притчей: (слайд)

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма своих знаний?

 

Каждый из учащихся себя оценивает.

«Лист самооценки предметных достижений»

(выдается каждому ученику)

1. Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….

2. Я с заданием справился, / не справился.

3. Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты): …

4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…

5. Моя работа мной оценена так (слова-характеристики): превосходно, отлично, хорошо, нормально.

Оценка знаний учащихся

(Выдается каждому ученику)

Максимальный уровень (превосходно)

Решена новая, совершенно незнакомая задача.

Программный уровень (отлично)

Решена необычная, в чём-то новая задача.

Необходимый уровень (хорошо)

Знакомая задача решена полностью самостоятельно.

Необходимый уровень (нормально) Знакомая задача решена, но с ошибками или с чьей-то помощью.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.