Урок математики в 5 классе по теме: «Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы»

0
0
Материал опубликован 9 December

Урок математики в 5 классе.

УМК: Математика, 5 класс. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Изд. Москва «Просвещение»

Тема урока: «Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы»

Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД): знакомство с геометрической фигурой угол, видами углов.

Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать познавательный интерес и навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.

Развивающие: (формирование регулятивных УУД): развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму.

Планируемые результаты:

предметные: уметь в процессе реальной ситуации сравнивать углы, составлять алгоритм действий, рассуждать и делать выводы.

личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

метапредметные: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач; умение работать с учебным математическим текстом; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.

Оборудование: Компьютер, рабочие тетради учащихся, нелинованный лист с изображением углов, модели углов, угольник.

ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;

Чертёжные инструменты (треугольники, линейки);

Конверты с раздаточным материалом.

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и гости. Посмотрите на окружающих поприветствуйте улыбкой. Зарядитесь энергией и хорошим настроением, не забудьте быть внимательными. Рада приветствовать всех вас. Урок у нас сегодня начинается необычно: сказкой! Расскажем мы её вместе.

Мотивация учебной деятельности.

Жила-была…. AutoShape 2

t1733774221ab.png


Правильно. Прямая. С ней дружила …

AutoShape 4t1733774221ac.png

Молодцы! Точка.

Точка была очень веселая и любила пошутить. Однажды она прыгнула на прямую и …. Вот что случилось


t1733774221ad.pngAutoShape 5t1733774221ad.png

Прямая сломалась и получилось ……. два луча.

Но лучики не захотели жить отдельно и решили соединиться. Свершилось чудо…

Что это?

t1733774221ae.pngAutoShape 6

Правильно! Угол.

Значит, тема нашего урока будет «Угол»

Постановка цели и задач урока.

Как вы думаете: чем же мы будем заниматься на уроке. Какие цели мы поставим перед собой?

(Чертить угол, называть….)

Как мы уже сказали : точка была веселая, и покоя нашим лучикам она не давала, поэтому лучи меняли свое положение

AutoShape 1AutoShape 1t1733774221af.png


Давайте расширим наши цели и тему на сегодня. (Виды углов)

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Изучение нового материала

Введение определения угла

Ребята, у вас на партах лежит точка и лучики. Сейчас мы с вами сконструируем угол и дадим определение нашей геометрической фигуре. С чего же мы начнем? Правильно, с точки. Эта точка будет теперь называться вершина угла, а лучики сторонами угла.

Кто смелый и сформулирует определение?

Угол- это геометрическая фигура, образованная двумя лучами с общим началом. Общее начало называют вершиной угла, а лучи сторонами.

Покажите: какой у кого угол получился.

Начертите угол у себя в тетради.

t1733774221ag.png

Теперь мы научимся правильно называть угол.

Для записи угла есть специальное обозначение /_ .

Угол обозначают / А или / ВАС, а на рисунке дужкой. Чертеж на доске. Обозначьте угол у себя в тетради.

А вы знаете, что:

Знак для обозначения угла / ввел в18 веке французский математик

Пьер Эригон.

Эригон применял для обозначения прямого угла знак ∟

Рассмотрим виды углов

AutoShape 1t1733774221ah.png

Вернемся к началу нашей сказки, когда точка упала на прямую.

Такой угол называется развернутым, а стороны являются дополнительными лучами. Возьмите макет нашего угла и постройте развернутый угол. Начертите такой угол в тетради.

Половина развернутого угла называется прямым углом. Угол меньше прямого острый. Угол больше прямого, но меньше развернутого – тупой. Проводиться аналогичная работа с макетом и чертеж в тетради.

На листочках на парте начерчены углы. Развернутые углы обведите красным карандашом, прямые - синим, острые зеленым, тупые желтым.

Оценивание каждого этапа вы делаете с помощью рисунка угла

Развернутый – все понятно, все отлично, все, как на ладони

Прямой – все хорошо, но немного бы хотелось уточнить и разобраться

Острый – знания на острие, надо повторить.

Тупой – не понятно, есть вопросы.

Физкультминутка

Ребята, встаем и руки в стороны. Какой угол получился? Согнули в локтях вверх. Какой угол? Показали острый, затем тупой. Молодцы! Задача посложнее, ногами острый, руками тупой. Телом согнулись в прямой, руками показали развернутый. Отдохнули, садимся за парты.

Работа с учебником

На практике , например, в строительстве, приходится сравнивать с прямым углом. Для этого используют угольник. Он показан в учебнике на странице 149, рисунок 7.7а. а в математике для сравнения и построения углов используют чертежный треугольник.

t1733774221ai.png

AutoShape 3

Построение по алгоритму в учебнике прямого угла с помощью угольника на доске, в тетрадях.

Выполните №7.27, 7 29.

Сравнивать углы еще можно наложением. Возьмите вырезанный угол и приложите на рисунке к синему углу, так чтобы совпала вершина и одна из сторон. Вторая сторона совпала? Значит, углы равны. Давайте запишем равенство углов в тетрадь. / АВС=/ ДКЕ.

Постройте угол меньше данного, теперь больше данного и проверьте наложением.


Повторение

Веселая точка подготовила для вас задания, они лежат у вас в конвертиках:

- Проведите луч ВК так, чтобы угол КВС был меньше угла АВС, и луч ВD так, чтобы угол АВD был больше угла АВС.

t1733774221aj.pngAutoShape 5

- Найдите на рисунке острые, прямые и тупые углы.

t1733774221ak.pngAutoShape 1

- Постройте с помощью чертежного треугольника прямой угол со стороной АВ. Сколько таких углов можно построить?

t1733774221al.pngAutoShape 2

- Начертите острый, тупой и развернутый угол со стороной ОА. Обозначьте их.

AutoShape 3t1733774221am.png

- Покажите на рисунке дугами разного цвета какие-нибудь три развёрнутых угла. Сколько всего развёрнутых углов вы видите на этом рисунке?

AutoShape 2t1733774221an.png


- Покажите на рисунке карандашами разного цвета по одному прямому, острому и тупому углу.

t1733774221ao.pngAutoShape 3


Домашнее задание:

На листочках нарисовать рисунок, используя каждый угол. №7.47, 7.49.

Итог урока

Назовите вершину угла АОВ, его стороны, обозначение.

t1733774221ap.pngAutoShape 2






Что вы узнали нового?

Интересно ли вам было?

Что больше понравилось?

Что нового вы хотите еще узнать у веселой точки?


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.