Урок математики в 5 классе по теме: «Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы»
Урок математики в 5 классе.
УМК: Математика, 5 класс. Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Изд. Москва «Просвещение»
Тема урока: «Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы»
Вид урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цели урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД): знакомство с геометрической фигурой угол, видами углов.
Воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД): воспитывать познавательный интерес и навыки взаимоконтроля, взаимопроверки; развивать коммуникативные способности во время работы.
Развивающие: (формирование регулятивных УУД): развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, эрудицию; работать по алгоритму.
Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации сравнивать углы, составлять алгоритм действий, рассуждать и делать выводы.
личностные: умение работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
метапредметные: умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач; умение работать с учебным математическим текстом; умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; применять приёмы самоконтроля при решении учебных задач.
Оборудование: Компьютер, рабочие тетради учащихся, нелинованный лист с изображением углов, модели углов, угольник.
ПК, проекционное оборудование, презентация к уроку;
Чертёжные инструменты (треугольники, линейки);
Конверты с раздаточным материалом.
Ход занятия.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята и гости. Посмотрите на окружающих поприветствуйте улыбкой. Зарядитесь энергией и хорошим настроением, не забудьте быть внимательными. Рада приветствовать всех вас. Урок у нас сегодня начинается необычно: сказкой! Расскажем мы её вместе.
Мотивация учебной деятельности.
Жила-была….
Правильно. Прямая. С ней дружила …
Молодцы! Точка.
Точка была очень веселая и любила пошутить. Однажды она прыгнула на прямую и …. Вот что случилось
Прямая сломалась и получилось ……. два луча.
Но лучики не захотели жить отдельно и решили соединиться. Свершилось чудо…
Что это?
Правильно! Угол.
Значит, тема нашего урока будет «Угол»
Постановка цели и задач урока.
Как вы думаете: чем же мы будем заниматься на уроке. Какие цели мы поставим перед собой?
(Чертить угол, называть….)
Как мы уже сказали : точка была веселая, и покоя нашим лучикам она не давала, поэтому лучи меняли свое положение
Давайте расширим наши цели и тему на сегодня. (Виды углов)
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Изучение нового материала
Введение определения угла
Ребята, у вас на партах лежит точка и лучики. Сейчас мы с вами сконструируем угол и дадим определение нашей геометрической фигуре. С чего же мы начнем? Правильно, с точки. Эта точка будет теперь называться вершина угла, а лучики сторонами угла.
Кто смелый и сформулирует определение?
Угол- это геометрическая фигура, образованная двумя лучами с общим началом. Общее начало называют вершиной угла, а лучи сторонами.
Покажите: какой у кого угол получился.
Начертите угол у себя в тетради.
Теперь мы научимся правильно называть угол.
Для записи угла есть специальное обозначение /_ .
Угол обозначают / А или / ВАС, а на рисунке дужкой. Чертеж на доске. Обозначьте угол у себя в тетради.
А вы знаете, что:
Знак для обозначения угла / ввел в18 веке французский математик
Пьер Эригон.
Эригон применял для обозначения прямого угла знак ∟
Рассмотрим виды углов
Вернемся к началу нашей сказки, когда точка упала на прямую.
Такой угол называется развернутым, а стороны являются дополнительными лучами. Возьмите макет нашего угла и постройте развернутый угол. Начертите такой угол в тетради.
Половина развернутого угла называется прямым углом. Угол меньше прямого острый. Угол больше прямого, но меньше развернутого – тупой. Проводиться аналогичная работа с макетом и чертеж в тетради.
На листочках на парте начерчены углы. Развернутые углы обведите красным карандашом, прямые - синим, острые зеленым, тупые желтым.
Оценивание каждого этапа вы делаете с помощью рисунка угла
Развернутый – все понятно, все отлично, все, как на ладони
Прямой – все хорошо, но немного бы хотелось уточнить и разобраться
Острый – знания на острие, надо повторить.
Тупой – не понятно, есть вопросы.
Физкультминутка
Ребята, встаем и руки в стороны. Какой угол получился? Согнули в локтях вверх. Какой угол? Показали острый, затем тупой. Молодцы! Задача посложнее, ногами острый, руками тупой. Телом согнулись в прямой, руками показали развернутый. Отдохнули, садимся за парты.
Работа с учебником
На практике , например, в строительстве, приходится сравнивать с прямым углом. Для этого используют угольник. Он показан в учебнике на странице 149, рисунок 7.7а. а в математике для сравнения и построения углов используют чертежный треугольник.
Построение по алгоритму в учебнике прямого угла с помощью угольника на доске, в тетрадях.
Выполните №7.27, 7 29.
Сравнивать углы еще можно наложением. Возьмите вырезанный угол и приложите на рисунке к синему углу, так чтобы совпала вершина и одна из сторон. Вторая сторона совпала? Значит, углы равны. Давайте запишем равенство углов в тетрадь. / АВС=/ ДКЕ.
Постройте угол меньше данного, теперь больше данного и проверьте наложением.
Повторение
Веселая точка подготовила для вас задания, они лежат у вас в конвертиках:
- Проведите луч ВК так, чтобы угол КВС был меньше угла АВС, и луч ВD так, чтобы угол АВD был больше угла АВС.
- Найдите на рисунке острые, прямые и тупые углы.
- Постройте с помощью чертежного треугольника прямой угол со стороной АВ. Сколько таких углов можно построить?
- Начертите острый, тупой и развернутый угол со стороной ОА. Обозначьте их.
- Покажите на рисунке дугами разного цвета какие-нибудь три развёрнутых угла. Сколько всего развёрнутых углов вы видите на этом рисунке?
- Покажите на рисунке карандашами разного цвета по одному прямому, острому и тупому углу.
Домашнее задание:
На листочках нарисовать рисунок, используя каждый угол. №7.47, 7.49.
Итог урока
Назовите вершину угла АОВ, его стороны, обозначение.
Что вы узнали нового?
Интересно ли вам было?
Что больше понравилось?
Что нового вы хотите еще узнать у веселой точки?