Урок математики на тему «Выражение со скобками» (1 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 1 классе («Система Л. В. Занкова»)
Тема: Выражения со скобками.
Цель: знакомство с понятием «скобки» и их назначением в математических выражениях.
Задачи:
Предметные:
- создать условия для овладения детьми первоначальными представлениями о математическом символе, изменяющем и устанавливающем порядок действий в выражениях, содержащих несколько действий - скобках,
-создать условия для развития у учащихся умения устанавливать порядок действий в выражениях, содержащих несколько действий.
Метапредметные:
Создать условия для развития у учащихся:
Личностные:
- ценностно-смысловых ориентаций учащихся, создающих основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения;
Регулятивные:
- устанавливать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
Познавательные:
- умения осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником;
- умения классифицировать изучаемые объекты без опоры на выделенное основание;
Коммуникативные:
- умения принимать участие в работе парами;
- с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуникации.
Оборудование:
Медиапроектор,
Компьютер,
Учебники «Математика», 1 класс», И. И. Аргинская («Система Л. В. Занкова»,
Веер цифр,
«светофорчики» для само- и взаимооценки.
Ход урока:
Мотивационно-целевой этап (9 мин.):
1) Этап самоопределения к деятельности:
- Начнем рабочий день с улыбки. Подарите друг другу хорошее настроение: улыбнитесь, ведь не зря в песне поется: «От улыбки хмурый день светлей!»
-У нас урок математики, а, значит, нас ждут очередные математические сюрпризы и открытия.
2) Этап актуализации знаний:
А)Разминка на внимание:
Проверим, как вы настроены на урок, не забыли ли захватить в школу свое внимание:
-В вазе 3 тюльпана и 7 гвоздик. Сколько в вазе тюльпанов? (3 тюльпана)
- Наступил долгожданный февраль. Сначала зацвели 2 яблони, а потом - еще 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? ( Нисколько, в феврале деревья не цветут)
- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось? (3. Костя съел вишню, а не стакан).
Б) -Посмотрите на записи на слайде и разделите их на группы:
5+3 8-4 5+5=10
9-6=3 6+2 5+3= 8 (равенства и выражения)
- На какие группы можно разбить выражения? (суммы и разности)
-Прочитайте суммы разными способами.
- Прочитайте разности разными способами.
-Найдите значения выражений. Ответ покажите с помощью веера.
-Чему учились?
Этап постановки учебной задачи:
–Откройте тетради, запишите дату нашей работы. А знаете ли вы, что сегодня, 22 апреля, весь мир отмечает Международный день Земли. СЛАЙД «День Земли»
Этот день дает возможность каждому жителю во всех населенных пунктах планеты выразить благодарность нашему общему дому под названием планета Земля. В разных странах организуются самые разнообразные мероприятия. Это и различные выставки, посвященные Дню Земли и уборка территории, и посадка деревьев. Это все мероприятия направлены на поддержание и сохранение жизни на Земле. СЛАЙД «Сохраним жизнь на Земле»
- Ученики нашей гимназии тоже будут участвовать в акции по посадке деревьев. Они планируют посадить березы, дубы и елочки. Посмотрите на следующий слайд: сколько берез посадят школьники? Сколько дубов? Сколько елочек? Сколько всего деревьев планируют посадить ребята? Запишите по рисунку сумму и найдите ее значение (самостоятельно или в паре, если испытываете затруднение).
(1 человек записывает решение на доске: 6+2+1=10 (записывает на правой доске)
-Что обозначает ваша запись? (к 6 березам добавила 2 дуба и 1 елочку)
-Прочитайте равенство.
-Есть ли другие варианты записи? (2+1+6=10, ..)
-Кто прав? Чья запись верна? Какое математическое свойство работает?
-Посмотрите, как записали равенство ребята из другого класса: СЛАЙД
(6+2)+1=10
6+(2+1)=10
-Чем эти равенства отличаются от ваших? (появились скобки)
-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? (о скобках)
-Что знаете?
-Что хотелось бы узнать о скобках? (понять, что такое скобки и для чего они нужны)
-Итак, тема нашего урока «Скобки» и мы попытаемся узнать, для чего они нужны в выражении.
Ориентировочный этап (1 мин.):
-Чтобы узнать, что можно сделать? (спросить у учителя, взрослого, товарища, посмотреть в учебник)
Поисково – исследовательский этап (5 мин.):
-Предлагаю воспользоваться нашим главным помощником: учебником. Откройте стр. 84 по закладке.
-Где найти самую важную информацию на странице? (в правиле)
-Прочитайте правило самостоятельно.
-Еще раз вслух прочитает Ксюша.
-Что нового узнали?(Скобки в выражении показывают, какое действие нужно выполнять сначала)
-Что значит «сначала»? (значит «первым»).
-Действительно, действие в скобках выполняется первым. (вывешиваю это правило над выражениями со скобками)
-Для чего же скобки нужны в выражении? (Скобки в выражении показывают, какое действие нужно выполнять сначала (первым))
-Повторим правило все вместе (читают хором)
-Какое действие выполняется первым в выражении со скобками? (действие в скобках выполняется первым) Повторим все вместе.
Физминутка.
-Молодцы, хорошо потрудились. Отдохнем. Старшеклассники пойдут сажать деревья, а я предлагаю вам посадить свои деревца в классе (движение: выращиваем деревца (2 раза). Деревца подросли, веточки к солнышку потянули, листиками зашелестели. Бабочки прилетели (глазками поморгать), крылышками машут, спрятались в листве (закрыли глазки). Солнечные личики отодвинули листочки и нашли красавиц-бабочек (глазки открыли). Тихонечко садимся.
Практический этап (17 мин.):
А) Этап первичного закрепления:
-Вернемся к нашим выражениям со скобками. Напомните, для чего их ставят в выражении.
-Запишите 1-е равенство со скобками (учитель записывает равенство на левой части доски) Обратите внимание, как надо оформлять запись со скобками: как и любой знак, скобка пишется в отдельной клеточке. Скобка выходит за границы клеточки наполовину клетки сверху и наполовину снизу.
- Как вы думаете, какое действие я выполнила сначала? Как вы догадались? (пользовались правилом: действие в скобках выполняется первым)
-В математике номер действия указывают сверху, и чтобы лучше было видно, будем обводить его в кружочек (учитель дает пример оформления работы):
1 2
(6+2)+1=10 Говорят, я расставила порядок действий в выражении.
-Что я узнала, выполнив действие в скобках? (узнала, сколько берез и дубов)
-Что сделала потом? (добавила 1 елку)
- Запишите 2-е равенство со скобками.
-Как вы думаете, какое действие здесь выполнили сначала? Как вы догадались? (пользовались правилом)
-Что узнали, выполнив действие в скобках? (узнали, сколько дубов и елочек) Изменили порядок действий: сначала сажаем дубы и елочку, потом березы).
-Укажите первое действие во втором равенстве. (1 человек – у доски).
-Запишем еще несколько выражений со скобками и расставим порядок действий: (по 1 человеку комментируют у доски)
(4+5)+1
2+(5+2)
-Чему учились, выполняя это задание? (находить первое действие в выражении, определять порядок действий).
-С помощью светофорчика покажите уровень понимания нового математического знания: как вы поняли, как найти первое действие в выражении со скобками.
-Насколько верно вы оценили свои возможности, вы сможете проверить, выполнив следующее задание (предлагаю его на листочках Карточка № 2)
КАРТОЧКА 2:
Укажите, какое действие нужно выполнить первым. Найдите значения выражений.
9 – (5 + 2) =
3 + (8 – 2) =
(7 – 4) + 5 =
-Прочитайте его.
-Что нужно сделать? (указать, какое действие нужно выполнить первым и найти значение выражений).
-Как вы думаете, какие знания пригодятся, чтобы выполнить задание? (новое знание: действие в скобках выполняется первым, и знание таблицы сложения). Каждый на своей стороне листочка оцените, насколько оно выполнимо для вас: поставьте карандашом огонечек соответствующего цвета (легко справлюсь, с небольшой помощью, с постоянной помощью). Работать будем в парах. Вспомним правила работы в парах: (читаем хором) СЛАЙД :
Алгоритм работы в паре:
1)Думаю сам,
2)Говорю товарищу,
3)Слушаю товарища,
4)Принимаем общее решение
5) Делимся результатом с классом
ВЫКЛЮЧИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ, УБРАТЬ ЭКРАН
(Одна пара работает у доски, затем защищает свое решение)
-Оцените работу товарищей (устно оценивают работу пары, работающей у доски).
-Поднимите руки, у кого получилось выполнить задание без ошибок.
-Какое же действие нужно выполнять первым: сложение или вычитание? (то, что находится в скобках)
Физминутка.
-Отправляю письмо Анюте. Узнаем ее настроение. Хорошо ли сработает почта? (Игра «Цепочка»)
Б) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону:
-Возвращаемся к теме урока. С чем работаем? (со скобками в выражениях)
-Для чего скобки в выражении? (показывают, какое действие нужно выполнять первым)
-«Верно - неверно» - так называется игра, которою я предлагаю вам для самостоятельной работы: карточка №3 (по вариантам):
1 вариант:
1 вариант |
Верно (+) неверно (-) |
2 1 7 - (3+4) = 0 |
|
1 2 6 - (3 + 1) = 4 |
|
1 2 (4+5) - 2= 7 |
2 вариант:
2 вариант |
Верно (+) неверно (-) |
1 2 (5 + 2) – 4 = 3 |
|
1 2 8 – (4 + 3) = 7 |
|
2 1 3 + (3 -2) = 4 |
-Поменяйтесь карточками и проверьте работу товарища, сравнив с представленным эталоном на доске (выполняют взаимопроверку)
-Какие знания пригодились для выполнения этого задания? (знание порядка действий в выражении со скобками и таблица сложения)
-Для чего нужно знать, какое действие выполнять первым? (чтобы правильно находить значения выражений)
В) Этап включения в систему знаний и повторения:
- Следующее задание, которое я хочу предложить, находится в учебнике на стр. 85, №221.
-Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Познакомьтесь с заданием под буквой А. Что прочитали? (задачу)
-О чем задача? (о грачах)
-Что известно?
-Что нужно узнать?
-Каким действием можно узнать, сколько грачей стало? Почему?
-Запишите решение задачи. (7+3+2=12)
-Можно ли в записи решения данной задачи использовать скобки? Для чего? (показать, что сначала прилетели 3грача, а потом еще 2)
-Где их нужно поставить?
-Запишите еще раз решение задачи, используя скобки. (7+3)+2=12
Задание под буквой Б сделайте самостоятельно.
-Чему учились, выполняя № 221? (записывать решение задачи, используя скобки)
-Ребята, дома я предлагаю вам составить свои выражения со скобками и найти их значения. Или придумать подобную игру «Верно –неверно» для своего товарища.
V. Рефлексивно-оценочный этап (3 мин.):
-Пришло время подводить итоги нашего урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему учились на уроке?
-Где это знание нам пригодиться? (при решении примеров в несколько действий, для получения новых знаний по математике)
-Оцените себя, как поработал на уроке (доволен собой, что-то не получалось, нужно поработать над собой)
-Кому скажем «спасибо» за работу на уроке?
-Спасибо за работу всем. Урок окончен.
Алина Яковлевна Корогод
Баранова Марина Васильевна