Урок физики в 7 классе на тему «Молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов»
Дата: |
ФИО учителя:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Класс: 7 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
77.3.1.1 описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
Учащиеся: узнают, что называют атомом и молекулой; познакомятся с основными свойствами трех агрегатных состояний вещества: твердого, жидкого и газообразного; научатся объяснять свойства различных агрегатных состояний вещества на основе особенностей их внутреннего строения. определят какое явление называют диффузией. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
Учащийся достиг цели обучения, если… знает что такое «атом», «молекула» может объяснить строение атомов и молекул различает агрегатные состояния вещества по особенности внутреннего строения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
использовать термины, которые демонстрируют их понимание они могут представить в письменной и устной форме пути решения, стоящей перед ними задачи Терминология: атом, молекула, агрегатные состояния, твердое, жидкое, газообразное, диффузия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Привитие ценностей |
Воспитание сотрудничества, казахстанский патриотизм, труд и творчество, обучение на протяжении всей жизни |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
Физика, математика, биология, химия |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предварительные знания |
Агрегатные состояния вещества |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 0-2 мин |
Организационный момент. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина 2-30 мин 30-42 мин |
БЕСЕДА. В окружающем нас мире встречается множество тел. Некоторые из них появились естественным образом, некоторые создал человек. Все эти предметы очень разнообразны. Возникает вопрос «Из чего состоят все тела, которые нас окружают?» Ученые древней Греции предположили, что все тела состоят из мельчайших частиц, такие частицы Демокрит назвал атомами. Атом – наименьшая частица элемента. В начале 20 века стало известно, что и атомы делимы, они состоят из более мелких частиц – электроны, протоны и нейтроны. Протоны и нейтроны расположены в центральной части атома – ядре. Электроны расположены вокруг ядра и совершают вокруг него движение, образуя электронную оболочку атома. Вся природа располагает 92 видами атомов. Они отличаются друг от друга количеством протонов. Этим 92 видам соответствует 92 химических элемента таблицы Менделеева. Атомные частицы обладают разными химическими характеристиками. Протон – положительно заряжен, нейтрон – не имеет заряда, электрон – отрицательно. Атом каждого элемента – это самая наименьшая частица, в которой отражены физико-химические свойства данного элемента. На основе соединения нескольких атомов образуется молекула. Например, молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Молекула – наименьшая частица данного вещества, характеризующая его особенность. Многообразие веществ нельзя объяснить только соединением атомов различных элементов. Можно получить молекулы с атомов одного и того же вещества, отличающиеся по своим свойствами. Так же влияет расположение атомов в молекуле. Распространение запаха происходит, потому что молекулы непрерывно движутся. Из-за того, что молекулы постоянно сталкиваются, движение это становится беспорядочным или хаотичным. Впервые это движение наблюдал физик Броун. Броун в воду опустил цветочную пыльцу и пылинки стали беспорядочно вращаться в воде. Беспорядочное и непрерывное движение мелких частиц, находящихся в воздухе или жидкости называют броуновским движением. Доказательством непрерывного и беспорядочного движения молекул служит так же явление диффузии. - Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются. Данное явление называют диффузией. Диффузия – взаимное проникновение частиц соприкасающихся веществ из-за беспорядочного движения их молекул и атомов. В условиях нагревания диффузия происходит быстрее. - Какую роль играет диффузия в жизни человека? Диффузия играет как положительную, так и отрицательную роль. С помощью диффузии в воду из воздуха проникает кислород, которым дышат рыбы. Но так же благодаря диффузии в организм человека поступают и ядовитые вещества. Выводы: Все тела состоят из мельчайших частиц – молекул и атомов. Молекулы и атомы находятся в непрерывном хаотическом движении. Молекулы и атомы взаимодействуют друг с другом. Работа в малых группах Заполните таблицу: АГРЕГАТНЫЕ СОСТОЯНИЯ ВЕЩЕСТВА В зависимости от условий одно и то же вещество может находиться в различных агрегатных состояниях. Учащиеся в группах заполняют таблицу
Учащиеся делают вывод, от чего зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество: Молекулы вещества, находящегося в твердом, жидком или газообразном состоянии, не отличаются друг от друга. От движения молекул и от их взаимного расположения зависит, в каком агрегатном состоянии находится вещество. Сверка результатов с доской. |
Презентация (приложение 1) Приложение 2 Приложение 3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 42-44 мин 44-45 мин |
Рефлексия «Бутерброд» Хлеб: что понравилось? Положительные момент урока Колбаса: чего не хватило? Что нужно добавить? Домашнее задание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Все учащиеся будут задействованы в работе малых групп. Поддержка будет осуществляться учителем. |
Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся? Устные ответы учащихся Взаимооценка при проверки домашнего задания |
Креативность и серьезность должны быть продемонстрированы учащимся при выполнении заданий. Учащиеся должны работать в группах по 2 – 3 человека. Обсуждение решений друг с другом и с учителем будет развивать уважительное мнение друг к другу и эффективное общение друг с другом и со взрослыми |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Цели урока были реалистичными. Все учащиеся достигли цели обучения. Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала. Уместно использовались дидактический раздаточный материал и технические средства обучения |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: Использование различных форм представления информации 2: Работа в малых группах Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: Навыки устной речи 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |