Игра-лото к уроку физики на тему «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (7 класс)
Пояснительная записка к презентации
Пояснительная записка.
Игра - лото «Рисунок из учебника».
Цель игры: формирование у обучающихся навыков работы с учебником, умения выделять текст, относящийся к рисункам, и отвечать на вопросы, которые связывают содержание текста с иллюстрацией.
Игра - лото «Рисунок из учебника» предназначена для освоения программного материала в 7 классе по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов», в частности для его повторения и закрепления. Подобные игры можно проводить по физике в 7- 8 классах, они вызывают у детей большой интерес. Игра проста в изготовлении, не требует больших материальных затрат. Игровое поле состоит из 15 квадратов, в каждом – рисунок из учебника. На отдельных карточках записываются тексты или фразы из учебника, поясняющие каждый рисунок. Иногда, на одной из карточек пишу слово «Задача», т.е. предлагаю качественную задачу из учебника. Если такая карточка попалась, то ученик должен понять, сформулировать и объяснить рисунок – задачу. Размеры карточек совпадают с размерами квадратов - рисунков. Желательно, чтобы карточек было больше, чем клеток на поле. Игровое поле располагают горизонтально на столе. Выигрывает тот, кто правильно и раньше других закроет рисунки карточками с соответствующим текстом. Для быстроты проверки ответов удобно пронумеровать карточки с текстом в произвольном порядке. Выбор рисунков определяется учителем - из всего объема учебника или из раздела, изучаемой темы. Игру можно использовать на уроках закрепления или повторения. Умение работать с текстами и рисунками необходимо ученикам не только на уроках, но и потребуется на предстоящих экзаменах. Например, экзаменационные работы в 9 классе (ОГЭ) содержат задание с использованием текста. Ответы на вопросы ученики находят в самом тексте и могут за их правильное выполнение получить 4 балла. Кроме того КИМы ОГЭ и ЕГЭ содержат задачи с использованием рисунка, фотографии, чертежа, задания на соответствие.
Пример урока, где используется данная игра.
Технологическая карта.
Тема |
«Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
||||
Тип урока: |
Обобщающий урок в форме игры «Путешествие по страницам учебника физики». |
||||
Цель |
обеспечение систематизации предметных знаний, универсальных учебных действий по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» |
||||
Задачи |
Образовательные: 1.формирование у учащихся навыков работы с учебником, умений выделять текст, относящийся к рисункам, и отвечать на вопросы, которые связывают содержание текста с иллюстрациями. 2.продолжить формирование умений решать задачи на расчеты давления твердых тел, жидкостей и газов. 3.продолжить формирование умений учащихся объяснять увиденное на основе знаний, полученных на уроке физики. Воспитания: 1.в ходе проведения урока воспитывать у учащихся такие качества, как трудолюбие, самостоятельность, терпение; 2.воспитывать аккуратное и бережное отношение к учебнику. Развития: 1. в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса к предмету через учебник физики; 2.продолжить развитие умений и навыков работы с учебником; 3. продолжить развитие у учащихся умений анализировать, обобщать и делать выводы. |
||||
Планируемый результат. Метапредметные результаты. Познавательные: 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о давлении твердых тел, жидкостей и газов; 2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент; 3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую. Предметные результаты. в познавательной сфере: 1.правильное понимание, что такое давление, особенности давления в твердых, жидких, газообразных телах. в ценностно-ориентационной сфере: 1.применение новых знаний в новой ситуации. |
УУД Личностные. Формируются ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации. Регулятивные. Учатся определять цель своей деятельности, на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Коммуникативные. Формируются речевые умения: учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания. |
||||
Основные понятия темы |
Закон Паскаля, давление, особенности давления в твердых, жидких, газообразных телах. |
||||
Организация пространства |
|||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы Оборудование |
|
1.Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 2.Самостоятельная работа. 3.Наблюдение за демонстрациями учащихся. 6.Работа с раздаточным материалом. 8.Решение текстовых качественных задач. |
Технология: игровая и сотрудничества. |
1.словесные; 2.наглядные; 3.практические. |
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава. |
Оборудование: 1) мел, доска; 2) лото «Рисунки из учебника»- 15 шт.; 3) лото «Опыт из учебника» - 1 шт.; 4) лото «Задачи из учебника»- 1 шт.; 5) тетради для проверочных работ; 6) магдебургские полушария; 7) насос; 8) шар Паскаля; 9) манометр; 10) сообщающиеся сосуды; 11) стакан, вода, лист бумаги; 12) газета, линейка, 13)мультимедийный проектор,14) презентация. |
Структура урока.
№ |
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
Мотивационно – ориентировочный компонент |
||||||
1. |
Организационный этап |
Психологическая подготовка к общению |
Обеспечивает благоприятный настрой. |
Настраиваются на работу. |
Личностные |
1 мин. |
2. |
Этап мотивации. Создание положительного эмоционального настроения учеников. |
Обеспечить деятельность по актуализации знаний и определению целей урока. |
Фронтальная беседа. |
Слушают. Определяют тему урока и цель. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
5 мин. |
Операционно – исполнительный компонент |
||||||
3. |
Закрепление изученного материала. Поддержание делового настроя учащихся. |
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному решению задач. |
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям. Лото «Рисунки из учебника»; Лото «Опыт из учебника»; «Словесные игры». |
Выполняют. Работают индивидуально, в парах. Общеклассная работа. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
25 мин. |
Рефлексивно – оценочный компонент |
||||||
4. |
Контроль и самопроверка знаний. |
Выявить качество усвоения материала. |
Предлагает решить задачи. Лото «Задачи из учебника» |
Решают. Обсуждают. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
10 мин. |
5. |
Подведение итогов, рефлексия. |
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений. |
Предлагает оценить свою работу на уроке. |
Считают количество жетонов и определяют свою оценку на уроке. |
Личностные, познавательные, регулятивные |
3 мин. |
6. |
Подача домашнего задания. |
Закрепление изученного материала. |
Запись на слайде в презентации. |
параграф 5, 6 страницы с 178-181; материал для дополнительного чтения |
Личностные |
1 мин. |
Ход урока
Эпиграф к уроку. Запись на доске.
«Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». (Ричард Бах)
Р. Бах американский писатель, философ и публицист. Потомок великого композитора Иоганна Себастьяна Баха.
Учитель. Вот уже три четверти мы с вами серьёзно занимаемся физикой. И главным помощником в этой работе является наш учебник. Благодаря нему мы узнали, что такое давление и сила, как измерить, атмосферное давление и как устроен, гидравлический пресс. Мы читаем учебник, отвечаем на вопросы, решаем задачи, делаем опыты, мастерим приборы, а иногда забываем дома. Такое тоже бывает. А кто из вас скажет мне фамилию автора учебника? Кто из вас самый внимательный и любознательный?
Учитель. Сегодня наш урок необычный, мы отправимся в путешествие по некоторым страницам учебника физики. Вы проверите себя, знаете ли, вы свой учебник. За каждый правильный ответ, хорошо выполненную работу вы будете получать жетон. Чем больше жетонов, тем выше ваша оценка.
Учитель. Сыграем с вами в лото. Кто самый быстрый, самый внимательный? Перед вами рисунки из учебника, необходимо подобрать соответствующий им текст.
Игра - лото «Рисунок из учебника».
Игра-лото "Рисунок из учебника"
DOCX / 784.88 Кб
1. Если в один из сообщающихся сосудов налить жидкость одной плотности, а во второй - другой, то при равновесии уровни этих жидкостей не будут одинаковыми. |
2. Лезвие режущих и колющих инструментов ( ножей, ножниц, шил, игл и др.) остро оттачивают. Острое лезвие имеет маленькую площадь, поэтому при помощи даже малой силы создается большое давление. |
3. Примеры сообщающихся сосудов. |
4. Частицы воды, находящиеся под поршнем, уплотняясь, передают его давление другим слоям, лежащим глубже. Таким образом, давление поршня передается в каждую точку жидкости, заполняющей шар. |
5. площадь поверхности лыжи раз в двадцать больше площади подошвы. Поэтому стоя на лыжах, человек действует на каждый квадратный сантиметр площади поверхности снега с силой в двадцать раз меньшей, чем стоя на снегу без лыж. |
6. Прибор для определения давления ниже или выше атмосферного… |
7. Известно, что молекулы газа беспорядочно движутся. При своем движении они сталкиваются друг с другом, а так же со стенками сосудов, в котором находится газ… |
8. Основная часть такого манометра – согнута в дугу металлическая трубка, один конец которой закрыт. Другой конец трубки посредством крана сообщается с сосудом, в котором измеряют давление. При увеличении давления трубка разгибается …. |
9. Значит, результат действия силы зависит не только от ее модуля, но и от площади той поверхности, перпендикулярно к которой она действует. |
10. Для хранения и перевозки газов их сильно сжимают, от этого давление их возрастает, газы приходится заключать в специальные, очень прочные стальные баллоны. |
11. Гидравлическую машину, служащую для прессования (сдавливания), называют гидравлическим прессом. Гидравлические прессы применяют там, где требуется большая сила, например, для выжимания масла из семян на маслобойных заводах, для прессования фанеры, картона, сена. |
12. В практике для измерения атмосферного давления используют металлический барометр, называемый анероидом (в переводе с греческого – безжидкостный. Так барометр называют, потому что он не содержит ртути.) |
13. Задача. |
14. Итак, давления газа на стенки сосуда (и на помещенное в газ тело) вызываются ударами молекул газа. |
15. Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах. |
Ответы к игре.
7 |
5 |
12 |
4 |
1 |
2 |
11 |
13 |
7 |
10 |
3 |
8 |
9 |
6 |
15 |
Ученики собирают лото. Проверяют. Обсуждают основные ошибки.
Учитель. Вспомним основные понятия темы.
Игра «Словесная дуэль».
Условия игры: заменить предложение одним словом («свернуть» предложение) и наоборот («развернуть» слово в предложение).
1.Величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности. (Давление)
2.Давление, которое производит сила в 1 Ньютон, действующая на поверхность площадью 1 м2 перпендикулярно этой поверхности. (Паскаль)
3.Закон Паскаля. (Давление, производимое на жидкость или газ, передается в любую точку одинаково во всех направлениях)
4.Открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов. Опытами подтвердил существование атмосферного давления, открытого итальянским ученым Э. Торричелли. (Блез Паскаль)
5.Атмосфера. (Воздушная оболочка, окружающая Землю)
6.Атмосферное давление равное давлению ртутного столба высотой 760 мм при температуре 0 градусов. (Нормальное атмосферное давление = 101300Па)
7.Анероиды, имеющие шкалу, по которой непосредственно можно отсчитать высоту. (Высотомер)
8. Манометр. (Прибор для измерения давления больше или меньше атмосферного)
9.Машины, действие которых основано на законах движения и равновесия жидкостей. (Гидравлические)
Учитель. А теперь самое любимое ваше задание - эксперимент. Лото «Опыт из учебника».
На доске картинки с изображением различных опытов, которые были рассмотрены в учебнике. Ученик вытягивает любую картинку и проводит эксперимент. Объясняет результат эксперимента.
1.Магдебургские полушария.
2.Сообщающиеся сосуды.
3.Подъем воды в цилиндре за поршнем.
4.Прилипание листа бумаги к перевернутому стакану с водой.
5.«Тяжелая газета».
6. Шар Паскаля.
Учитель. Самым трудным для вас было решение задач. Лото «Любимая задача».
Упражнение№21 (2) |
Упражнение№12 (3) |
Упражнение№12 (4) |
Упражнение№15 (2) |
Упражнение№15 (3) |
Упражнение№21 (4) |
Группа учеников у доски. Они могут выбрать из предложенного перечня любую задачу. Возможно, именно эту задачу они уже решали ранее. Ученики в классе тоже могут выбрать ту задачу, которая им больше всего нравиться.
Подведение итогов. «Пора делать выводы». У кого сколько жетонов? Объявление оценок. Работы некоторых учеников собираю для проверки.
Учитель. Наше необычное путешествие по страницам учебника завершилось. Я думаю, вам было интересно узнать, все ли вы помните из того, что прочитали, что учили, что решали или, может быть, кому – то стоит вернуться назад и повторить? Всегда помните о том, что «Знание лучше всякого богатства». (Русская пословица)
Я довольна вашей работой. На уроке вы все были активны. Мне понравилось с вами общаться. А какое впечатление у вас осталось от нашего занятия?
Ученики выбирают жетон определенного цвета: красный – все понравилось, зеленый – скорее понравилось, чем нет, синий – не понравился урок.
Литература.
1. Перышкин, А. В. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2016.
Приложение. Фотографии с урока.
Сидорова Зоя Григорьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Трунтаева Светлана Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Трунтаева Светлана Юрьевна
Забелина Маргарита Владимировна
Синяк Татьяна Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна
Шелопугина Елена Станиславовна
Забелина Маргарита Владимировна
Фоминова Елена Владимировна
Забелина Маргарита Владимировна
Солдатова Евгения Борисовна
Воронцов Сергей Иванович