12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 


                        Государственное казённое общеобразовательное учреждение                              « Республиканский центр диагностики и консультирования для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»



Методическая разработка урока мужества

«Дорога жизни»


t1594037797aa.jpg


                                                                                                                         Составитель:

воспитатель

Коробейникова Н.А

Ижевск, 2020 г


Пояснительная записка


   Бывают особенные времена, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Память об этих событиях неподвластна времени - бережно хранимая и передаваемая из поколения в поколение, она переживёт века, из памяти народной мы черпаем силы для новых свершений.

    Всё дальше и дальше удаляемся мы от Великой Отечественной войны, вот она и стала событием «прошлого века». Предстоящий юбилей Великой Победы станет своего рода экзаменом, итогом работы по сохранению и приумножению памяти о героизме нашего народа. В этом году наша страна отмечает 75 лет Победы в Великой Отечественной войне и 76 лет прорыва блокады Ленинграда. Памяти этого события и посвящена методическая разработка урока мужества « Дорога жизни».

Цель проведения:

воспитание патриотизма, чувства гордости за свой народ, за свою страну.

Задачи:

расширить знания детей о Великой Отечественной войне и трагических страницах жизни в блокадном Ленинграде;  

воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа;

пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью видеоматериалов, музыкальных произведений и поэзии;

развивать коммуникативные способности выступления перед товарищами.

Область применения: урок Мужества с элементами литературно-музыкальной композиции.

Материальное оснащение: интерактивная доска, видеоматериалы “Вставай страна огромная», «Дорога жизни», фонограммы песен, мультимедийная презентация, экспозиция «Чтоб не забылась та война», костюмы согласно сценария.

Место проведения: актовый зал.

Время проведения: 40 минут.

Возрастные  группы:  1-5 класс

Участники: учащихся 4 класса.

Набор ролей: ведущий - классный руководитель (воспитатель), чтецы – 8 учащихся. Подготовительная работа строилась в несколько этапов:

- изучение материала о трагических событиям в блокадном Ленинграде;

- подбор ролей и отработка текста;

- выбор костюмов и музыкального сопровождения;

- оформление актового зала;

- создание мультимедийной презентации со звуковым сопровождением;

- подбор материала для оформления стенда.

Актуальность:  Кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти, отдать дань уважения и вечной благодарности им - наша задача. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков, поэтому тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна.

t1594037797ab.jpg « Нет памяти - нет страны, нет народа»  А.С.Пушкин

Ход мероприятия:

При входе в актовый зал экспозиция «Чтоб не забылась та война», на сцене стоят ребята в рубашках защитного цвета и военных пилотках, в зале учащиеся школы.                             Педагог:

Добрый день дорогие ребята и гости нашего мероприятия! 2020 год объявлен – годом Памяти и Славы. В этом году наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне и 76- годовщину полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады.


Презентация Дорога жизни
PPT / 3.21 Мб

Слайд 1. Что такое блокада? Блокада – это осадное кольцо, в которое враг взял город; в город перестало поступать продовольствие, отключили свет, воду, отопление. Постоянные обстрелы, взрывы бомб, пожары, разруха. 872 дня, почти 3 года длилась борьба с врагом и борьба за свою жизнь, так какая же она - дорога жизни ленинградцев? Героизму и мужеству жителей и защитников Ленинграда будет посвящён наш урок Мужества

1-й чтец:  Слайд 2: (фрагмент “Вставай страна огромная”)                                                              Ссылка на видео http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A                                 22 июня 1941 г. без объявления войны немецко-фашистские войска вероломно вторглись в границы нашей родины. В августе 1941 года германские войска начали мощное наступление на Ленинград. Приказ Гитлера недвусмысленно гласит: Ленинград должен исчезнуть с карты мира. 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Фюрер неоднократно требовал сравнять город с землёй, истребить всё его население, задушить голодом.

2-й чтец: С июля 1941 года начинается строительство оборонительных сооружений на подступах к Ленинграду ,к концу лета из Ленинграда было отправлено около ста предприятий и вывезено 500 тысяч жителей. 30 августа 1941 года город оказался в окружении. На улицах и перекрестках были возведены баррикады и построено 4100 дотов и дзотов, в зданиях оборудовано более 20 тысяч огневых точек

3-й чтец: Слайд 3. Вечером 8 сентября в 18 часов 55 начался захват Ленинграда. 15 сентября немцы вплотную подошли к Ленинграду. На город обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. От немецкой бомбежки загорелось Бадаевские склады - это «стратегические запасы продовольствия», были уничтожены трехсуточный запас сахара и примерно полуторасуточный запас муки, то есть текущие запасы. Почти треть жилья стала не пригодна для проживания. Началась героическая борьба ленинградцев в условиях блокады.                         В истории - не первая осада,                                                                                                  Не первый голод, холод и пожарищ дым;                                                                               О том, что пережили люди Ленинграда,                                                                                   Теперь все знают – было по плечу лишь им.

4-й чтец: Начало блокады. В сентябре – октябре 1941 года немецкая авиация совершала по несколько налетов в день, объявлялась воздушная тревога. Люди уходили в укрытия, подвалы и находились там по несколько часов до отбоя. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Завод бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Слайд 4 У станков стояли подростки. Что бы дотянуться до станка подростки становились на подставки. Они наравне со взрослыми работали без отдыха, делали снаряды оружие. Город боролся.                                          Тот, кто меня слушает,                                                                                                            должен понять, что это серьёзное дело:                                                                                  Мальчишка, как ты не хотел умирать,                                                                                       А чтобы рабочий паёк получать                                                                                               Вставал ты к станку неумело                                                                                                  И рядом стояли такие ж, как ты.                                                                                             Но дело не только в краюхе,                                                                                      а в братстве, и в чести, и в духе.                                            

6-й чтец: Слайд 5. Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 13 сентября 1941 года норма выдачи хлеба населению была снижена - по 300 грамм хлеба кто работал, а все остальные - по 125 грамм. 20 ноября и этот скудный паёк пришлось урезать - 250 граммов хлеба, сделанного из сурагата на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод. Слайд 6. Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера. Ловили грачей, яростно охотились за уцелевшей кошкой или собакой, из домашних аптечек выбирали все, что можно употреблять в пищу: касторку, вазелин, глицерин; из столярного клея варили суп, студень.

7-й чтец: Слайд 7 В городе были и другие очень тяжёлые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт.

Истощенные голодом, обессилившие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами. К страшному слову «блокада», прибавилось слово «холод» . В конце ноября ударили морозы - к отметке минус 40 градусов. Замерзали водопроводные трубы, жители остались без воды – теперь её можно было брать только из Невы. Ленинградцы слабели, многие умирали. Декабрь унес 53 тыс. жителей. Январь оказался ещё тяжелей. Ежедневно умирали около 4 тыс. человек

8-й чтец: Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену.                                                    Скрипят полозья в городе, скрипят….                                                                                       Как многих нам уже не досчитаться                                                                                        Но мы не плачем: правду говорят,                                                                                           Что слёзы вымерзли у ленинградцев                                                                                          (О.Берггольц «Февральский дневник»

1-й чтец: Одним из самых страшных бедствий для города зимой 1941-42 года стали полчища крыс. Крысы не только уничтожали и без остатка скудные запасы продовольствия, они были потенциальными разносчиками чумы. И тогда санитарные врачи применили известный метод: отравленных крыс заразили крысиным тифом, опасным только для животных, и выпустили в популяцию. 25 марта 1942 года исполком Ленгорсовета принял решение о мобилизации всего трудоспособного населения на работы по очистке дворов, площадей и набережных. Измученные блокадой ленинградцы вышли на улицы и очистили город от завалов снега, льда, грязи, нечистот, трупов - весна была на подходе, а вместе с ней в городе могли начаться эпидемии. И всё же никакие муки лишения не смогли сломать мужества и стойкости защитников Ленинграда, не смогли поколебать веры ленинградцев в победу над фашизмом

Педагог : Слайд 8 Ссылка на видео “Дорога жизни” https://www.youtube.com/watch?v=xEbv73bcsmE                                                                                                                           Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалось единственная коммуникация – по Ладожскому озеру. Доставка грузов в Ленинград через Ладожское озеро - «Дорога жизни», название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса

30 августа 1941 года на озера пришли две баржи, доставив 626 тонн зерна и 116 тонн муки. Так начала действовать блокадная «артерия» Ленинграда, которую народ назвал «Дорога жизни». Сильные осенние и непрерывные бомбардировки врага значительно замедляли темп перевозок. С 12 сентября по 15 ноября, когда навигация официально закончилась, по Ладоге удалось доставить 24097 тонн зерна, муки и круп, более 1130 тонн мяса и молочных продуктов и других грузов. Каждый рейс по озеру был подвигом. Осенние шторма на Ладоге делали невозможным судоходство.

20 ноября толщина льда достигала 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Соблюдая интервалы, на небольшой скорости машины поехали по следу лошадей. Дело в том, что лёд был хрупок; двухтонные грузовики везли по 2-3 мешка. За это время затонуло 40 грузовиков.

2-й чтец:

                                              "Дорогой жизни шел к нам хлеб,                                                                                               Дорогой жизни многих к многим.                                                                                            Еще не знают на земле                                                                                                           Страшней и радостней дороги".                                                                                               И было так: на всем ходу                                                                                                       Машина задняя осела.                                                                                                             Шофер вскочил, шофер на льду.                                                                                             Ну, так и есть, мотор заело.                                                                                                   Ремонт на 5 минут -"пустяк,                                                                                                       Поломка эта - не угроза                                                                                                           Да рук не разомкнуть ни как.                                                                                                  Их на руле свело морозом.                                                                                                    Чуть разогнешь – опять сведет                                                                                                Стоять? А хлеб? Других дождаться?                                                                                          А хлеб? 2 тонны!                                                                                                                   Он спасёт16 тысяч   ленинградцев.                                                                                        И вот в бензине руки он                                                                                                          Смочил, поджег их от мотора,                                                                                                И быстро двинулся ремонт.                                                                                                    В пылающих руках шофера.                                                                                                    Вперед! Как ноют волдыри,                                                                                                    Примерзли к варежкам ладони,                                                                                              Но он доставит хлеб, пригонит                                                                                             К хлебопекарне до зари.» (О. Бергольц)

3-й чтец: По дороге жизни из Ленинграда вывозили детей, стариков, больных, раненых жителей - всего на большую землю было переправлено более полумиллиона

человек. Жителей старались эвакуировать. Эвакуация из города началась ещё в конце ноября 1941 года, но массовый характер она приняла лишь в январе 1942 года, когда окреп лёд. Молодежь и школьники наравне с взрослыми боролись за победу. Девушки комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тыс. беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими ухаживали на дому- 10 тыс. детей были устроены в дома малюток и детские сады.

Слайд 9. Музыкальная композиция. Дневник Тани Савичевой.

4-й чтец: Целые семьи гибли от голода и холода.Самое страшное, когда умирают дети. Дневник 11- летней ленинградской девочки Тани Савичевой стад символом страшной блокады. В дневнике девять страниц, на шести из них – даты. Шесть страниц – шесть смертей. Зачитывает: «28 декабря 1941 года Женя умерла….Бабушка умерла 25 января 1942 года…17 марта- Лека умер….Дядя Вася умер 13 апреля ….10 мая – дядя Леша, мама 15 мая.Савичевы умерли. Умерли все.  Осталась одна Таня.»

5-й чтец:

Маму и бабушку голод унес.
Нет больше сил и нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной… » Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.

(Илья Малышев)

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда её нашли, она была без сознания от голода. Врачи 2 года боролись за её жизнь.1 июля 1944 года Таня умерла.  Умерла Таня 1июля 1944 года. Её похоронили на кладбище посёлка Шатки, где она и покоится под мраморным надгробием. А в мае 1972 года был открыт памятник на её могиле. 

6-й чтец: 25 декабря 1941 года произошло первое повышение норм выдачи хлеба, рабочим на 100 граммов, служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм. 24 января 1942 года ввели новые нормы снабжения хлебом. Рабочие стали получать 400 граммов, служащие 300, иждивенцы и дети 250, войска в первой линии 600, войска тыловых частей 400 граммов. 11 февраля паёк снова был увеличен. 24 апреля, когда начал разрушаться снежный покров, Ладожская ледовая трасса была закрыта.

7-й чтец: После разгрома фашистских войск на Волхе 12 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов перешли в наступление на самом узком месте блокадного кольца, где расстояние между нашими обоими фронтами было 12-15 километров.                                         Через 6 дней кольцо блокады было прорвано.                                                                       И первой победой отряда                                                                                                        Сияла на лицах бойцов                                                                                                           Мы поняли: у Ленинграда                                                                                                       Разорвано нами кольцо

Слайд 10. Музыкальное сопровождение « От героев былых времён»                            ( муз. Хозак Р. сл. Агранович Е.Д.)                                                    

Коварная статистика раскрывает нам факты: В первой декаде февраля умерло 36606 человек ( мужчин- 65,8 %), во второй – 34852( мужчин – 58,9%) самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 года – за один месяц умерло 96751 человек..

8-й чтец: 27 января 1944 года в честь победы, в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом, над Невой прозвучали залпы торжественного салюта.

                                                 Бессмертен подвиг Ленинграда!                                                                                              Но такова его цена,                                                                                                              Что лучше детям знать не надо                                                                                               Слова « блокада» и «война»                                                                                                   Но надо знать, что до салюта                                                                                                     Над Питером, над Невским льдом                                                                                             Пришлось всем круто, ох как круто                                                                                         Под страшным вражеским огнем.

Слайд 11.

Педагог:                                                                                                                              Опять война, опять блокада,-
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо, не надо раны бередить…..». Юрий Воронов

Рефлексия . Ребята, а может действительно не надо ворошить прошлое. Может это не правильно вспоминать как выживали наши бабушки и дедушки, может «дорога жизни» данного поколения закончилась в 1944 году. А вы как думаете?

Можно сказать, что «дорога жизни » блокадного Ленинграда закончилась, а дорога жизни поколения которое пережило блокаду продолжается, эта дорога живет в наших сердцах, мы восхищаемся и гордимся ленинградцами.

А как вы думаете, какая она - ваша «дорога жизни»?

Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное: пережить смерть, голод и ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, а вместе с ними уходит история и от нас зависит, чтобы она не ушла навсегда ……. Если не останется в наших душах и памяти благодарности им, то порвётся нить связывающая поколения. А это значит: и впереди - неизвестность, и позади - пустота. Не на что опереться, нечем гордиться, не в чём искать надежду на будущее. Этого нельзя допустить

В память об этих событиях и героях защищавших нашу Родину – минута молчания.

Слайд 12 Метроном

Спасибо всем за внимание. А участникам открытого мероприятии мы говорим: «Спасибо за подготовку и награждаем сладкими медалями»


n1594037292.jpg
медаль участника

t1594037797ad.png

Используемая литература.


1.Антология. Венок славы. Вставай страна огромная. М.Современники,2007.               2.Берггольц.О. « Говорит Ленинград», Ленинград: Художественная литература,2015.           3. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. / Под.ред Н.Л. Волковского . М., 2004/                                                                                                                                4. Блокадные дневники и документы ( Серия « Архив Большого Дома» ). Спб.:Европейский Дом , 2004 ._                                                                                                                          5 Буров А.В. Блокада день за днём . 22 июня 1941 - 21 января 1944 . Л .: Лениздат, 2000.          6 Дзенискевич А.Р. , Ковальчук В.М. Непокаренный Ленинград. Краткий очерк истории города в период Великой Отечественной войны. Л.: АБС., 2005.

Интернет:

1 http://www.youtube.com/watch?v=sailmeWkm_A



2 https://www.youtube.com/watch?v=xEbv73bcsmE






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Калягина Ирина Владимировна, 07.07.20 в 09:38 0Ответить Пожаловаться
Наталья Александровна, спасибо за прекрасную разработку.
Коробейникова Наталья Александровна, 07.07.20 в 17:31 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за Вашу оценку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.