12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузьменко Ирина36



Разработка внеклассного мероприятия

Урок мужества - «Дорога жизни, Ладога родная…»


Автор - Кузьменко И.Г., учитель истории и права.


Аннотация

Мероприятие подготовлено и проведено к 75-летию со дня снятия блокады г.Ленинграда - 27января 2019г.

В наши дни, в Западной Европе и США все чаще замалчиваются события Великой Отечественной войны, борьба нашего народа с фашистскими захватчиками. Пытаются обесценить подвиги советского народа, подвергают сомнению мужественное сопротивление ленинградцев фашистской армии. Поэтому, уроки мужества - это важная часть патриотического воспитания учащихся, уроки сохранения Памяти о тех, кто не только оборонял город, но и давал ему выжить, открыв «Дорогу жизни».

В разработке имеются интересные факты существования дороги, фото памятников, посвященных мужеству ее строителей, водителей, защитников.

Разработка может быть использована не только как внеклассное мероприятие, но и как часть урока, посвященного изучению событий первого периода Великой Отечественной войны.


















Мероприятие - воспитательный час «Дорога жизни, Ладога родная…»


Цель: Формирование патриотических, нравственных и гражданских качеств учащихся.


Задачи:

1. Знакомство учащихся с героическими и трагическими страницами истории Отечества, периодом блокады г.Ленинграда и организацией «Дороги жизни».

2. Воспитание уважения учащихся к ветеранам, подвигам защитников Отечества, ко всем, кто обеспечивал работу дороги жизни и спасение людей, осознание необходимости увековечения памяти павших героев.

3. Развитие у учащихся чувства ответственности и гордости за свою страну.


Оборудование: интерактивная доска, презентация «Дорога жизни, Ладога родная».


Ход мероприятия:

Вступление учителя. Блокада... Воистину, адские 900 дней и ночей. Это страшное время началось 8 сентября 1941 года и закончилось 27 января 1944 года. Голод, холод, обстрелы и бомбежки... Казалось бы, в таком аду невозможно не только выстоять, но и выжить. Однако блокадный Ленинград не сдался, его жители, от мала до велика, продолжали работать, сражаться, учиться и творить. И его единственная дорога – та, что давала силы жителям города сопротивляться и …. Жить дальше, назло фашистам.


1й ученик. Слайд 1. Дорога жизни блокадного Ленинграда это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Она связывала блокадный Ленинград со страной. Давала возможность перевозить продукты и другие жизненно- важные вещи. В период навигации – на кораблях по воде, а в зимнее время – на автомобилях и гужевом транспорте по льду. Дорога давала жизнь с сентября 1941 по март 1943 года. Протяжённость дороги жизни блокадного Ленинграда составляла порядка 44 километров и около 30 из них – по льду Ладожского озера. 8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. В городе оказалось около 2,5 млн. человек, среди которых было 400 тыс. детей. Гитлеровцы отрезали все пути сообщения к городу. Единственным связующим звеном с большой землей оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках Красной Армии.


2 ученик.  Слайд 2. Когда думаешь о ленинградской блокаде, сразу же всплывают в памяти два слова - «Дорога Жизни». Пробитая сквозь блокаду, трасса заменила собой все железнодорожные, водные и шоссейные магистрали, которые раньше связывали Ленинград со страной. Ладога! Это слово переходило из уст в уста в хлебных очередях, в обледеневших квартирах, на боевых рубежах обороны города. Ладога стала символом надежды, жизни, победы.


3 ученик. Слайд 3. "Дорогу Жизни" называют еще Ледовой дорогой, но это не совсем точно. Трасса с самого начала была сухопутно-ледовой и тянулась от осажденного Ленинграда к поселку Кокорево, переходила на лед озера, затем на противоположном берегу, начиная от рыбацкого поселка Кобона, вновь вилась среди заснеженных полей, болот и лесов сначала до станции Заборье, а затем, после освобождения Тихвина, - до железнодорожной станции этого старинного города. В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте, далее до Ленинграда по железной дороге. 12 сентября 1941 года в осажденный Ленинград прибыл первый конвой судов, доставивший 800 тонн зерна и 60 тонн боеприпасов. За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Из города эвакуировали 33,5 тысячи мирных жителей и раненых. Из-за штормов на Ладоге затонуло несколько барж. Гибли суда вместе с людьми также из-за обстрелов с воздуха. Фашисты не обращали внимание на то, что там находились, женщины и дети.


4 ученик. Слайд 4. На дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Кроме водителей и механиков, это и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки.

 Водители автомашин совершили пробег общей протяженностью 41 млн. 200 тыс. км, и каждый рейс был равнозначен боевому подвигу. Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6 000 тонн грузов. Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге Жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн; за это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.


1 ученик. Слайд 5.

Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знали на земле

Страшней и радостней дороги.


2 ученик.Слайд 6. Дорога жизни включала сухопутный участок по железной дороге от Финляндского вокзала с выходом к берегу Ладожского озера, где были построены пирсы. Далее Дорога жизни проходила по льду Ладожского озера на расстоянии 20−25 км от занятого противником берега.

Шел ноябрь сорок первого года. Второй по значению город СССР Ленинград, уже, более двух месяцев находился в блокаде. Нормы выдачи продовольствия снизились ниже физиологического минимума: 13 ноября 200-граммовый паёк был уменьшен до 150 граммов хлеба, а с 20 ноября он составил лишь 125 граммов.

КАЖДЫЕ ДВА РЕЙСА В ДЕНЬ ОБЕСПЕЧИВАЮТ 10500 ЛЕНИНГРАДСКИХ ЖИТЕЛЕЙ. БОРИСЬ ЗА ДВА РЕЙСА» — был ЛОЗУНГ ТЕХ ДНЕЙ.

Лишь к 17 ноября Ладожское озеро замерзло окончательно. Сначала в город послали пробный санный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым, но перевезти на лошадях, тем более страдающих от бескормицы, удалось, конечно, не так уж много – 63 тонны муки. 22 ноября из Ленинграда порожняком отправилась первая колонна из 60 полуторок Введение в действие ледовой дороги существенно улучшило снабжение ленинградцев продовольствием: 25 декабря норму пайка вновь вернули к 200-граммовой отметке, а 24 января подняли до 250 грамм.

Слайд 7. Морозы до 40 градусов, метель, полыньи на льду озера. Однако, не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки, некоторые делали даже три рейса.

3й ученик.


Враги ее обстреливали с неба,

Но сквозь метель и сквозь бомбежек град,

По ней машины шли с насущным хлебом

И день, и ночь в блокадный Ленинград.

 

А город наш, израненный, голодный,

Не сдавшийся проклятому врагу,

Как ждал он этот хлеб в цехах холодных

Под артобстрелом в лютую пургу!

Слайд 8-9. В Кобоне люди делали вторую пересадку – на этот раз из машин в поезда. Для перевозок эвакуированных использовались товарные вагоны. Перед посадкой в поезд эвакуируемые получали по своим карточкам хлеб на сутки вперед, но если опоздание поезда в конечный пункт составляло более полутора суток, то по прибытию в эвакопункт людей кормили горячим обедом.Многие здесь же умирали, но уже не от голода, а, наоборот, от того, что сразу съедали выданный им в дорогу паек. Для истощенных блокадников большая порция еды оказывалась смертельной. И все же Кобона вспоминается большинством людей с теплотой. Здесь они впервые за много месяцев получали полноценный горячий обед, и здесь же им выдавали по поллитра кипятка. Сейчас даже и не понять, какой это было радостью для измученных ленинградцев, эти поллитра кипятка.

Через каждый километр вдоль пути следования поездов были расставлены «живые семафоры» – девушки с фонариками. Они часто погибали. Для того, чтобы увеличить пропускную способность дороги, поезда пропускали караванами, а направление движения меняли раз в сутки. В одну ночь составы шли в Ленинград, в следующую – из Ленинграда.

4й ученик. Слайд 10.Охрана и оборона «Дороги жизни». От налетов люфтваффе Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позволял вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги. На 1 января 1942 года на ледовой трассе находились 1437-миллиметровых орудий и 40 пулеметных установок. С воздуха Дорогу Жизни прикрывали истребители: с западного берега - ПВО Ленинграда, с восточного - ВВС Балтийского флота. Наземную охрану осуществлял специально сформированный стрелковый полк, бойцы которого располагались на льду Ладожского озера, в 8-12 километрах от берега, занятого противником. Были созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-ледяными окопами. Перед передним краем были установлены сотни фугасов натяжного действия и несколько тысяч противопехотных мин.

1 ученик. В апреле 1942 года грузы в Ленинград вновь стали доставлять баржами и пароходами, а зимой 1942-43 годов по льду озера даже начали строить железную дорогу. Идея состояла в том, чтобы построить очень длинный железнодорожный мост, который позволил бы не только перевозить гораздо большее количество грузов в блокадный город, но и делать это в любую погоду и при любой толщине льда. Она должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западном. Одновременно строилось два пути – узкоколейной и нормальной ширины.

Слайд 9. 2ученик. Строительство началось с исследования дна озера водолазами. Затем во льду пробивались майны, через которые в дно забивались сваи. Замерзающая вода скрепляла сваи между собой. На сваи укладывали поперечины, на них крепили прогоны. Строители работали на обоих берегах Ладоги, двигаясь навстречу друг другу. К середине января 1943 года было построено немногим меньше половины дороги. По рельсам уже ходили и обкаточные паровозы, и рабочие поезда, участвовавшие в строительстве. 18 января 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда. Необходимость в этой дороге отпала. Ее строителей сразу же перекинули на строительство такого же моста через Неву в месте прорыва.

Товарищ, встань, послушай, вспомни, вздрогни! 

Ведь ровно семь десятков лет назад 

По Ладоге ледовая дорога

Пробита в осажденный Ленинград

3й ученик. Слайд-10. Интересные факты о Дороге жизни

Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 см. Лёд такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при температуре воздуха -5 °C, или за четверо суток при температуре –15 °C.

22 ноября ледовый покров был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия.

С конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины.

За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая, а это тысяча машин, «не вернулись из рейса» — провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера.

Во время движения по дороге водители часто не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть.

Блокадный Ленинград, несмотря на своё бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением. На Кировском заводе изготавливались танки, которые переправлялись по льду Ладоги самостоятельно. За первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин.

4й ученик . После войны трагические судьбы жителей города и героизм тех, кто  боролся за его жизнь, были увековечены в памятниках на трассе Дороги Жизни. Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.

 Сегодня, приехав в Санкт-Петербург, можно проехать Дорогой Жизни и увидеть основные этапы этого героического пути и главные монументы в память о страшных и славных днях блокады - "Ржевский блокадный коридор", "Цветок жизни", стелу на Румболовой горе, бывший Угловский аэродром, с которого поднимались в небо самолеты на защиту "Дороги Жизни,",мемориал "Разорванное кольцо", музей "Дорога Жизни".

Итоговое выступление учителя. Значение Дороги жизни в истории города и в истории Великой Отечественной войны огромно: благодаря тому, что советская армия смогла организовать, обеспечить защиту и сохранить эту транспортную артерию, было спасено огромное количество человеческих жизней. Был спасен и сохранен город, имеющей важное стратегическое значение, культурное и историческое наследие нашей родины.

1й ученик.

Дорога Жизни, Ладога родная,

О, скольких ты тогда смогла спасти!

Для наших дедов, бабушек, я знаю,

Священней места в мире не найти!

 

2й ученик.

Я пред тобой стою, склонив колени,

Стою и вдаль задумчиво смотрю,

От всех послевоенных поколений,

Как Бога, я тебя благодарю.

 

3й ученик.

И знаю: до сих пор ночами снится

Всем, выжившим в блокадном том аду,

Поток машин, бессонной вереницей,

Везущий хлеб по ладожскому льду…

Дорогие ребята! Пускай ваша жизнь будет мирной, светлой радостной! И память вашего сердца навсегда сохранит подвиги наших людей в годы Великой Отечественной войны! Будьте достойны памяти наших предков!


Использованные источники


1.https://pomnisvoih.ru/kak-eto-bylo/doroga-zhizni-blokadnogo-leningrada.htm

2.http://2mir-istorii.ru/sobytiya-noveyshaya-istoriya/534-itogi-velikoy-otechestvennoy-voyny.html

3.https://www.syl.ru/article/335260/doroga-jizni-cherez-ladojskoe-ozero-istoriya-velikoy-otechestvennoy-voynyi-blokadnyiy-leningrad

4.http://fb.ru/article/187735/doroga-jizni-cherez-ladojskoe-ozero-istoricheskie-faktyi

5.https://asosnin.livejournal.com/135925.html









Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.