12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Бессонова Bиктория Анатольевна50037 "Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения." Россия, Алтайский край, Барнаул Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя » |
Урок музыки в 3 классе «Русский народный инструмент – гусли».
Цель урока: изучение былинного творчества русского народа.
Задачи:
Образовательные: учить понимать и любить русское народное творчество; начать знакомство с народными инструментами.
Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой.
Развивающие: расширять знания детей о народных музыкальных инструментах.
Ход урока:
I.Организация учащихся на урок.
Вход под музыку М.И.Глинки «Камаринская».
Музыкальное приветствие и домашнее задание о событиях недели.
Учитель: Как неделю Вы прожили?
Кто поведать нам готов?
(Смотрит на детей поднявших руки)
Саша, а потом Наташа,
Дима, Ксюша и Артём.
II. Повторение изученного материала.
Дети поют свои частушки.
III. Новый материал.
Учитель: Какой инструмент сопровождает исполнение былин? (Гусли)
Русские гусли - инструмент очень древний.
Клавишные гусли с момента их создания предназначались для оркестра, и народными эти гусли можно назвать лишь потому, что основа их тоже родственна древним звончатым. Клавишным гуслям только совсем недавно исполнилось 100 лет – они появились в самом конце 19 века. Если в названии гуслей упоминаются клавиши мы можем подумать, что эти клавиши используются таким же способом, как на фортепиано, но нет. Музыкант извлекает звук с помощью медиатора или пальцами, клавиши здесь выполняют роль глушителей. Они приглушают звуки, которые не нужны в аккорде.Если от оркестровых инструментов вернуться к старым звончатым гуслям, то можно сказать что уже лет 300 начался их закат. Впрочем, и о домре (не путайте с казахской домброй) сейчас трудно сказать, что она остаётся подлинно народной, и балалайка постепенно исчезает из сельских домой.
Отголоски звучания древнего инструмента можно услышать и в музыку русских композиторов, рассказывающих о былинных героях.
Слушание музыки: былина о богатыре Илье Муромце
Рейнгольд Глиэр - Симфония № 3 "Илья Муромец"
Знакомство с новой песней.
- Садко – гусляр, певец и славен в народе тем, что рассказывал в своих песнях о земле русской, о своей любви к ней. О России и сейчас создаются песни, стихи.
Песня «Мы эту землю Родиной зовём» тоже рассказывает о родной земле, музыку написал композитор Юрий Чичков, слова – Михаил Пляцковский.
Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет её с народными песнями? (Напевность)
Исполнение песни учителем «Песня о России» музыка В.Локтева, слова О.Высотской.
Беседа об особенностях мелодии, содержании, разучивание припева – в зависимости от возможностей класса – на 2 голоса.
Исполнение песни: учитель куплет, дети – припев.
IV. Итог урока:
- Как называется самый древний жанр русских народных песен? (Былина)
- Как ещё называют былины? (Старины)
- Какой инструмент сопровождал былины? (Гусли)
- Назовите авторов песни «Песня о России» (композитор В.Локтев, поэтэсса О.Высотская).
- Подготовьте к следующему уроку частушки о событиях недели и стихи о России.
Дети под музыку М.И.Глинки «Камаринская» выходят из класса.