12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Бессонова Bиктория Анатольевна7525
"Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения."
Россия, Алтайский край, Барнаул
Материал размещён в группе «Музыкальная копилка учителя »
2

Урок музыки в 3 классе «Русский народный инструмент – гусли».

Цель урока: изучение былинного творчества русского народа.

Задачи:
Образовательные: учить понимать и любить русское народное творчество; начать знакомство с народными инструментами.
Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой.
Развивающие: расширять знания детей о народных музыкальных инструментах.

Ход урока:

I.Организация учащихся на урок.
Вход под музыку М.И.Глинки «Камаринская».
Музыкальное приветствие и домашнее задание о событиях недели.
Учитель: Как неделю Вы прожили?
Кто поведать нам готов?
(Смотрит на детей поднявших руки)
Саша, а потом Наташа,
Дима, Ксюша и Артём.
II. Повторение изученного материала.
Дети поют свои частушки.
III. Новый материал.
Учитель: Какой инструмент сопровождает исполнение былин? (Гусли)

Русские гусли - инструмент очень древний.

w1599188679.jpg
Гусли звончатые.
Звончатые гусли – самые древние и самые простые. Как утверждают учёные они появились у восточнославянских племён ещё в шестом веке. Это был треугольный или трапециевидный ящик, который при игре становился на колени музыканта. Чаще всего на этом инструменте не играли мелодию произведения, а аккомпанировали ей. На звончатых гуслях было от 7 до 13 струн. Но была одна очень большая трудность, которая вызывала неудобство - это семь звуков в октаве, а не 12. Повысить или понизить на пол тона звук было невозможно, при необходимости перейти в другую тональность случался конфуз или приходилось отвлекать зрителей настраивая инструмент иначе. Поэтому мастера-инструментальщики стали думать как усовершенствовать инструмент и дать ему новую жизнь.
w1599188706.jpg
Гусли щипковые.
Щипковые гусли устроены намного сложнее звончатых. На щипковых гуслях уже 60 струн. При этом 7 струн являются основными и под ними расположены уже все дополнительные. Музыкант играет на щипковых гуслях пальцами обоих рук, одновременно ведя мелодию на тонких струнах и гармоническое сопровождение на басовых. Щипковым гуслям доступны сложные многоголосные произведения. Сейчас большая редкость увидеть и услышать этот инструмент в живую, так как он довольно громоздкий: снабжён прямоугольной металлической рамой, которая держит ножки, большое количество струн и находится в музеях и музыкальных салонах.
g1599188737.jpg
Гусли клавишные.

Клавишные гусли с момента их создания предназначались для оркестра, и народными эти гусли можно назвать лишь потому, что основа их тоже родственна древним звончатым. Клавишным гуслям только совсем недавно исполнилось 100 лет – они появились в самом конце 19 века. Если в названии гуслей упоминаются клавиши мы можем подумать, что эти клавиши используются таким же способом, как на фортепиано, но нет. Музыкант извлекает звук с помощью медиатора или пальцами, клавиши здесь выполняют роль глушителей. Они приглушают звуки, которые не нужны в аккорде.Если от оркестровых инструментов вернуться к старым звончатым гуслям, то можно сказать что уже лет 300 начался их закат. Впрочем, и о домре (не путайте с казахской домброй) сейчас трудно сказать, что она остаётся подлинно народной, и балалайка постепенно исчезает из сельских домой.
Отголоски звучания древнего инструмента можно услышать и в музыку русских композиторов, рассказывающих о былинных героях.
Слушание музыки: былина о богатыре Илье Муромце
Рейнгольд Глиэр - Симфония № 3 "Илья Муромец"
Знакомство с новой песней.
- Садко – гусляр, певец и славен в народе тем, что рассказывал в своих песнях о земле русской, о своей любви к ней. О России и сейчас создаются песни, стихи.
Песня «Мы эту землю Родиной зовём» тоже рассказывает о родной земле, музыку написал композитор Юрий Чичков, слова – Михаил Пляцковский.
Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет её с народными песнями? (Напевность)
Исполнение песни учителем «Песня о России» музыка В.Локтева, слова О.Высотской.
Беседа об особенностях мелодии, содержании, разучивание припева – в зависимости от возможностей класса – на 2 голоса.
Исполнение песни: учитель куплет, дети – припев.
IV. Итог урока:
- Как называется самый древний жанр русских народных песен? (Былина)
- Как ещё называют былины? (Старины)
- Какой инструмент сопровождал былины? (Гусли)
- Назовите авторов песни «Песня о России» (композитор В.Локтев, поэтэсса О.Высотская).
- Подготовьте к следующему уроку частушки о событиях недели и стихи о России.
Дети под музыку М.И.Глинки «Камаринская» выходят из класса.

Опубликовано в группе «Музыкальная копилка учителя »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.