Урок музыки в 3 классе «Русский народный инструмент — гусли»
Цель урока: изучение былинного творчества русского народа.
Задачи:
Образовательные: учить понимать и любить русское народное творчество; начать знакомство с народными инструментами.
Воспитательные: воспитывать духовно-нравственные и эстетические ценности человека через знакомство с музыкой.
Развивающие: расширять знания детей о народных музыкальных инструментах.
Ход урока:
I.Организация учащихся на урок.
Вход под музыку М.И.Глинки «Камаринская».
Музыкальное приветствие и домашнее задание о событиях недели.
Учитель: Как неделю Вы прожили?
Кто поведать нам готов?
(Смотрит на детей поднявших руки)
Саша, а потом Наташа,
Дима, Ксюша и Артём.
II. Повторение изученного материала.
Дети поют свои частушки.
III. Новый материал.
Учитель: Какой инструмент сопровождает исполнение былин? (Гусли)
Русские гусли - инструмент очень древний.
Отголоски звучания древнего инструмента можно услышать и в музыку русских композиторов, рассказывающих о былинных героях.
Слушание музыки: былина о богатыре Илье Муромце
Рейнгольд Глиэр - Симфония № 3 "Илья Муромец"
Знакомство с новой песней.
- Садко – гусляр, певец и славен в народе тем, что рассказывал в своих песнях о земле русской, о своей любви к ней. О России и сейчас создаются песни, стихи.
Песня «Мы эту землю Родиной зовём» тоже рассказывает о родной земле, музыку написал композитор Юрий Чичков, слова – Михаил Пляцковский.
Послушайте и постарайтесь ответить на вопрос: что объединяет её с народными песнями? (Напевность)
Исполнение песни учителем «Песня о России» музыка В.Локтева, слова О.Высотской.
Беседа об особенностях мелодии, содержании, разучивание припева – в зависимости от возможностей класса – на 2 голоса.
Исполнение песни: учитель куплет, дети – припев.
IV. Итог урока:
- Как называется самый древний жанр русских народных песен? (Былина)
- Как ещё называют былины? (Старины)
- Какой инструмент сопровождал былины? (Гусли)
- Назовите авторов песни «Песня о России» (композитор В.Локтев, поэтэсса О.Высотская).
- Подготовьте к следующему уроку частушки о событиях недели и стихи о России.
Дети под музыку М.И.Глинки «Камаринская» выходят из класса.