Урок музыки в 5 классе «Колокола»
Пояснительная записка к презентации
Урок музыки в 5 классе
Тема урока: Колокола
Учебник: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская Музыка 5 класс.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: проектор, презентация, музыкальный центр, запись музыкального произведения П. И. Чайковского « Ноябрь. На тройке»компьютер, фортепиано.
Планируемые учебные действия:
Регулятивные УУД - самостоятельно ставить новые учебные задачи путем постановки вопросов о неизвестном;
- планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.
- выполнять учебные действия в качестве слушателя;
Познавательные УУД - извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;
- структурировать информацию в виде таблицы.
Коммуникативные УУД- ставить вопросы, учитывая настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки;
- участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные УУД - высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте колоколов в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства
Ход урока
1.Здравствуйте, ребята
- Добрый, день! ( пропевают по звукам трезвучия в ре мажоре).
Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Послушайте загадку:
1.Кричит без языка,
Поёт без горла,
Радует и бедует
А сердце не чует.
2.У него большая челюсть,
У него вставной язык,
По его бокам примеряясь,
Поколачивать привык.
Но не просто так колотит,
а он музыку выводит.
Перезвон моих друзей
Созывает всех людей.( колокол- ответы детей)
-Действительно, это колокол. Колокола являются неотъемлимой частью жизни россиян. Мы и сегодня нередко встречаем их – на церковных колокольнях, в сувенирных магазинах. Какую же роль играют колокола в русской культуре? Давайте поразмышляем об этом на сегодняшнем уроке.
--Я предлагаю вам заполнить таблицу верных и неверных утверждений, заполняем Приложение № 1. Если вы считаете, что утверждение верно- вы ставите ответ « Да», если утверждение неверно- ответ «Нет»
(выполняют индивидуально- сравнивают работу в парах- делятся , что совпало, что не совпало в их предположениях.)
- Ваши мнения по некоторым вопросам расходятся. О чём это говорит?( О том, что мы мало знаем о колоколах).
Хотели бы вы узнать больше?- Да.
-т Церковные, ямщицкие, пастушьи, пожарные, корабельные, школьные и даже сувенирные.
Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальника, оповещали о пожаре, сообщали о приближении неприятеля, они даже отмеряли время.
- Прочитайте, пожалуйста, текст в Приложении № 2. Найдите в нём сведения, которые помогут нам в проверке ваших предположений( читают)
-Вернитесь к приложению № 1 верных и неверных утверждений. Какой выбор вы сделаете сейчас? ( выполняют индивидуально- в парах-делятся с учащимися класса)
- Что вас удивило?( ответы детей)
- Что нового вы узнали о колоколах?( ответы детей)
- Ребята, вы обратили внимание, что я в начале урока не обозначила тему урока?
-Как она звучит?( Колокола)
- Правильно, молодцы.
Слайд № 1
- Вы когда -нибудь слышали колокольный звон? ( ответы детей)
- Большие и маленькие, круглые и удлинённые. Массивные и коротышки. И у каждого своя роль и свой неповторимый звук - голос.
- Ребята, если нам нужно предупредить всех жителей об опасности, беде, как будет звучать колокол ,какой звук у него должен быть? Изобразите этот звук голосом ( дон, дили- дон, бом, бам)
- Какого размера будет колокол? ( колокол будет большого размера)
-Какой характер мелодии будет звучать?(громкий, пронзительный),
- Как нужно исполнить мелодию?( Поём громко, тревожно).
- Сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием, называется- Набат . Слайд № 2
Слушание набата.
- Как он звучит ? ( тревожно, призывно, настороженно, громко – слова на доску)
- А если нам нужно оповестить всех о празднике, как тогда будет звучать колокол?( динь- дон, динь- дилень, дили-дили дон)
- Какой звон по характеру?( звучит величественно, празднично- слова на доску)
- Называется этот звон Благовест – Слайд № 3
- Как выдумаете, почему его так называют? ( так как несёт благую весть о начале Богослужения).
- Важный, торжественный, праздничный- размеренные удары в один большой колокол.
Слушание Благовест
- Благовест часто переходит в трезвон (Слайд № 4)
Слушание трезвона
- Дайте характеристику этому звону. ( звучит быстро, радостно, светло)
Трезвон- это одновременное звучание всех колоколов. Трезвон выражает особую радость, торжество.
- Послушайте и дайте характеристику этому звону.
-Какой звон по характеру?( слова на доску)
Слушание Перезвона
-Как он звучит? Какое настроение создаёт?(радость, торжественность)
Слайд № 5
– А называется он Перезвоном, где каждый колокол звучит по очереди.
Время движется вперёд, птицею летит
А весёлый наш урок музыкой звенит
И недаром говорят, что за чудеса
Колокольцами звенеть будут голоса.
( пропевают мелодию сначала как учитель, а затем учащиеся пробуют сочинить свою мелодию в соответствии с характером и ритмом)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Ко- ло-коль-чик нам по- ёт. Всех дру- зей к се- бе зо- вёт. Динь- дон,
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Динь- дон. Ко- ло – коль- ный слы- шишь звон.
- Динь- дон, динь- дон споём в характере набата. Поём мужественно, сочным звуком, но без напряжения и крика.
- Благовест- звон величественный, праздничный, споём ярко, звонко.
- Трезвон как нужно исполнить?( радостно, светло, звук будет лёгким, светлым и полётным.
- Молодцы, ребята.
- А теперь я предлагаю вам самим попробовать изобразить звучание колоколов
( по одному исполняют на синтезаторе,
а остальные угадывают названия колоколов).
- Считалось, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. Он разгоняет вирусы, повышает иммунитет человека. Обладает целебными свойствами. Российские исследователи установили. Что колокольным звоном снимается беспокойство, страхи, нервозность и бессонницу.
- Разгоним страхи и беспокойство и мы.
( разминка)
Дили, дили,дили, дили
Колокольчики будили
Всех жуков
Пауков и весёлых мотыльков.
Динь-день. Динь- день
Дили, дили,дили, дили
Всех на свете разбудили
Динь- день,
Динь-день,
С добрым утром, новый день!
Пальцы сцепляются в купол, качаемся в ритме слов.
Хлопки ладошками.
Имитация движения паучьих лапок
Имитация движений крыльев
мотылька.
Руки опущены, двигаются вместе
Двигаются только пальцы.
Руки описывают большой круг
Руки опущены, движения колокола.
Руки постепенно и одновременно поднимаются.
Потягивание.
- Колокольные звоны нередко изображали композиторы в своих музыкальных произведениях. Послушайте пьесу русского композитора, дайте ей название. Может кто-то скажет имя самого автора ( ответы детей)
Слушание « На тройке»
из цикла « Времена года» П. И. Чайковского
Эта пьеса называется « На тройке» из цикла « Времена года» . А написал его русский композитор- Пётр Ильич Чайковский.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из под копыт
Колокольчик, заливаясь
Упоительно звенит.
- Что такое тройка?( Ответы детей)
- Тройка – это запряжённые вместе кони под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.
Слушаешь музыку « Ноября»- и кажется, будто сам сидишь в санях, кругом белые просторы, звенят прикреплённые на тройке лошадей колокольчики. Весёлый перезвон на время рассеивает грустные мысли о наступающей холодной зиме.
- Возьмём колокольчики в руки и постараемся передать настроение музыки.
Слушание « На тройке» П. И. Чайковский
-Ребята, как вы думаете, где мог впервые будущий композитор услышать колокольный звон? ( ответы детей)
- Правильно.
Слайд №6
-Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 180 года в Воткинске, который в те далёкие времена входил в состав Вятской Губернии. Сейчас Удмуртская Республика.
Слайд №7
Крещён был Пётр Ильич в Благовещенском соборе, что на берегу Воткинского пруда.
Слайд № 8
Была сделана запись в метрической книге собора о рождении Петра.
Слайд №9
Последующие 8 лет жизни Петра Ильича были очень многим связаны со зданием Благовещенского собора. Петя посещал его вместе со своими родителями по воскресеньям и большим православным праздникам.
Слайд №10
В Благовещенском храме впервые услышал Пётр Ильич хоровое пение. Несомненно, хор, в котором тоже маленький Петя пел до отъезда семьи Чайковских из Воткинска, как и часто им слышанное здесь народное пение, определили будущую судьбу музыкального гения.
Слайд №11
Всего на колокольне было14 колоколов.
Слайд № 12
Большой колокол храма весил 388 пудов. В колокола для красоты звона было добавлено серебро и колокольный звон в дни богослужения слышен был 15 км от храма.
Слайд № 13
Колокола занимали особое место в жизни воткинцев. В Страстную субботу под колокольный звон жители наших краёв выходили в сад или огород и трясли деревья, стараясь попасть в «такт» ударам колокола - это способствовало обильному урожаю.
Слайд № 14
А в праздник Пасхи под колокольный звон люди умывались у родничков.
Слайд № 15
А кто- то просто брал воду из колодца и тут же тщательно промывал лицо, руки- так как это способствовало укреплению здоровья.
Слайд №16
Девушки во время звона колоколов просили Бога послать ей жениха, и считалось, что это желание непременно исполнится.
Слайд № 17
Горожане издавна славились своей особенной музыкальностью, умудрялись на колоколах вызванивать чуть ли не весь репертуар русских народных песен, которые звучали в их домах на протяжении года.
Слайд № 18
Именно в Воткинске, в таком музыкальном городе, с богатой историей, Пётр Ильич вобрал в себя ту чудесную невидимую силу, которую люди называют « Божьим даром»
- Какое событие в 2015 году ожидает не только воткинцев, но и весь музыкальный мир? ( ответы детей)
- Солько исполняется лет со дня рождения Петра Ильича?
Слайд №19
В 2015 году исполняется 175 лет со дня рождения нашего земляка Петра Ильича Чайковского, имя которого является символом русской музыкальной культуры. Его музыка- самая исполняемая во всём мире, его творческое наследие является национальным достоянием России.
Слайд № 20
Когда ты слышишь звон колоколов,
Душа вдруг замирает бесконечно.
И в этот миг забудешь обо всём,
Но в этот миг подумаешь о Вечном.
И под напевы золотые
И без начала и конца,
Пусть льётся музыка России ,
Волнуя детские сердца.
- Я предлагаю вам исполнить песню « Моя Россия»
( вокально- хоровая работа над песней)
Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке ( ответы детей)
- Какое настроение у вас было сегодня на уроке?
У вас на столе лежат колокольчики.
- Постарайтесь передать своё состояние при помощи красок- раскрасьте свои колокольчики
( дети выполняют задание. Звучит фоном музыка)
- По вашим колокольчикам я поняла, какое у вас было настроение на уроке. И мне хочется, чтобы вы сегодня подарили мне и нашим гостям свои колокольчики, которые будут напоминать нам о сегодняшнем уроке.
- Спасибо за активную работу на уроке. До свидания!
Приложение № 1
Верные и неверные утверждения |
До чтения |
После чтения |
Колокола были и есть только в России |
||
Колокол может весить 200 тонн |
||
Звонить в колокол позволено только звонарям |
||
У колокола есть уши Отливают колокол только из меди |
||
Только в России существует колокольная музыка |
Приложение № 2
Во многих странах мира были и есть свои колокола. В Турине напоминал хозяйкам, что пора месить тесто, « Колокол чистоты» в Бонне звал горожан подметать улицы. Но только в одной стране мира – России живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, а колокола как – будто и сами были живыми. Названия разных частей колокола перекликаются с названиями частей человеческого тела- язык, губа, уши, плечо, корона. Как людей, колокола крестили, давали имена: «Сысой»- большой колокол, который раскачивали 2 звонаря; « Лебедь»- обладал красивым полётным звуком, за что и получил такое имя. Есть колокола с удивительными именами- « Гавриил», « Медведь», « Баран», « Голодарь». Но самый известный у нас в стране – « Царь колокол», что стоит в Московском Кремле. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 202 т.
Звонить в колокола у русских было одним из любимых развлечений. На Пасху на всю неделю пускали на колокольню всех желающих. А в остальные дни этим занимались звонари. Секрет неповторимого звучания колокола был в особом сплаве. В медь добавляли золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Все колокола звучат по – разному не только из- за их разного размера, тембра, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и маленьких колоколов, ритма, звона.
Здесь будет файл: /data/edu/files/q1454333686.ppt (Для конкурса " Изучая музыку" урок "Колокола" 5 класс)