12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Килина Ольга Борисовна81
Учитель музыки
Россия, Удмуртская респ., Воткинск
2

Урок музыки в 5 классе . Для конкурса "Изучая музыку"



Урок музыки в 5 классе

Тема урока: Колокола

Учебник: Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская Музыка 5 класс.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: проектор, презентация, музыкальный центр, запись музыкального произведения П. И. Чайковского « Ноябрь. На тройке»компьютер, фортепиано.

Планируемые учебные действия:

Регулятивные УУД - самостоятельно ставить новые учебные задачи путем постановки вопросов о неизвестном;

- планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления.

- выполнять учебные действия в качестве слушателя;

Познавательные УУД - извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

- структурировать информацию в виде таблицы.

Коммуникативные УУД- ставить вопросы, учитывая настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки;

- участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные УУД - высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте колоколов в жизни, о нравственных ценностях и идеалах шедевров музыкального искусства

Ход урока


 

1.Здравствуйте, ребята

- Добрый, день! ( пропевают по звукам трезвучия в ре мажоре).

Я рада видеть вас сегодня на нашем уроке. Послушайте загадку:


1.Кричит без языка,

Поёт без горла,

Радует и бедует

А сердце не чует.

 

2.У него большая челюсть,

У него вставной язык,

По его бокам примеряясь,

Поколачивать привык.

Но не просто так колотит,

а он музыку выводит.

Перезвон моих друзей

Созывает всех людей.( колокол- ответы детей)


-Действительно, это колокол. Колокола являются неотъемлимой частью жизни россиян. Мы и сегодня нередко встречаем их – на церковных колокольнях, в сувенирных магазинах. Какую же роль играют колокола в русской культуре? Давайте поразмышляем об этом на сегодняшнем уроке.

--Я предлагаю вам заполнить таблицу верных и неверных утверждений, заполняем Приложение № 1. Если вы считаете, что утверждение верно- вы ставите ответ « Да», если утверждение неверно- ответ «Нет»

(выполняют индивидуально- сравнивают работу в парах- делятся , что совпало, что не совпало в их предположениях.)

- Ваши мнения по некоторым вопросам расходятся. О чём это говорит?( О том, что мы мало знаем о колоколах).

Хотели бы вы узнать больше?- Да.

-т  Церковные, ямщицкие, пастушьи, пожарные, корабельные, школьные и даже сувенирные.

Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальника, оповещали о пожаре, сообщали о приближении неприятеля, они даже отмеряли время.

- Прочитайте, пожалуйста, текст в Приложении № 2. Найдите в нём сведения, которые помогут нам в проверке ваших предположений( читают)

-Вернитесь к приложению № 1 верных и неверных утверждений. Какой выбор вы сделаете сейчас? ( выполняют индивидуально- в парах-делятся с учащимися класса)

- Что вас удивило?( ответы детей)

- Что нового вы узнали о колоколах?( ответы детей)

- Ребята, вы обратили внимание, что я в начале урока не обозначила тему урока?

-Как она звучит?( Колокола)

- Правильно, молодцы.

Слайд № 1

- Вы когда -нибудь слышали колокольный звон? ( ответы детей)

- Большие и маленькие, круглые и удлинённые. Массивные и коротышки. И у каждого своя роль и свой неповторимый звук - голос.

- Ребята, если нам нужно предупредить всех жителей об опасности, беде, как будет звучать колокол ,какой звук у него должен быть? Изобразите этот звук голосом ( дон, дили- дон, бом, бам)

- Какого размера будет колокол? ( колокол будет большого размера)

-Какой характер мелодии будет звучать?(громкий, пронзительный),

- Как нужно исполнить мелодию?( Поём громко, тревожно).

- Сигнальный, тревожный звон в один колокол, отличающийся от обычных колоколов более пронзительным звучанием, называется- Набат . Слайд № 2

Слушание набата.

- Как он звучит ? ( тревожно, призывно, настороженно, громко – слова на доску)

- А если нам нужно оповестить всех о празднике, как тогда будет звучать колокол?( динь- дон, динь- дилень, дили-дили дон)

- Какой звон по характеру?( звучит величественно, празднично- слова на доску)

- Называется этот звон Благовест Слайд № 3

- Как выдумаете, почему его так называют? ( так как несёт благую весть о начале Богослужения).

- Важный, торжественный, праздничный- размеренные удары в один большой колокол.

Слушание Благовест

- Благовест часто переходит в трезвон (Слайд № 4)

Слушание трезвона

- Дайте характеристику этому звону. ( звучит быстро, радостно, светло)

Трезвон- это одновременное звучание всех колоколов. Трезвон выражает особую радость, торжество.

- Послушайте и дайте характеристику этому звону.

-Какой звон по характеру?( слова на доску)

Слушание Перезвона

-Как он звучит? Какое настроение создаёт?(радость, торжественность)

Слайд № 5

 – А называется он Перезвоном, где каждый колокол звучит по очереди.

Время движется вперёд, птицею летит

А весёлый наш урок музыкой звенит

                                       И недаром говорят, что за чудеса

Колокольцами звенеть будут голоса.

( пропевают мелодию сначала как учитель, а затем учащиеся пробуют сочинить свою мелодию в соответствии с характером и ритмом)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Ко- ло-коль-чик нам по- ёт. Всех дру- зей к се- бе зо- вёт. Динь- дон,

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Динь- дон. Ко- ло – коль- ный слы- шишь звон.


 

- Динь- дон, динь- дон споём в характере набата. Поём мужественно, сочным звуком, но без напряжения и крика.

- Благовест- звон величественный, праздничный, споём ярко, звонко.

- Трезвон как нужно исполнить?( радостно, светло, звук будет лёгким, светлым и полётным.

- Молодцы, ребята.

- А теперь я предлагаю вам самим попробовать изобразить звучание колоколов

( по одному исполняют на синтезаторе,

а остальные угадывают названия колоколов).

- Считалось, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. Он разгоняет вирусы, повышает иммунитет человека. Обладает целебными свойствами. Российские исследователи установили. Что колокольным звоном снимается беспокойство, страхи, нервозность и бессонницу.

- Разгоним страхи и беспокойство и мы.

( разминка)

Дили, дили,дили, дили


Колокольчики будили


Всех жуков


Пауков и весёлых мотыльков.


Динь-день. Динь- день


Дили, дили,дили, дили


Всех на свете разбудили


Динь- день,


Динь-день,


С добрым утром, новый день!


 

Пальцы сцепляются в купол, качаемся в ритме слов.

Хлопки ладошками.

Имитация движения паучьих лапок

Имитация движений крыльев

мотылька.

Руки опущены, двигаются вместе

Двигаются только пальцы.

Руки описывают большой круг

Руки опущены, движения колокола.

Руки постепенно и одновременно поднимаются.

Потягивание.


- Колокольные звоны нередко изображали композиторы в своих музыкальных произведениях. Послушайте пьесу русского композитора, дайте ей название. Может кто-то скажет имя самого автора ( ответы детей)

Слушание « На тройке»

из цикла « Времена года» П. И. Чайковского

Эта пьеса называется « На тройке» из цикла « Времена года» . А написал его русский композитор- Пётр Ильич Чайковский.

Тройка мчится, тройка скачет,

Вьётся пыль из под копыт

Колокольчик, заливаясь

Упоительно звенит.

- Что такое тройка?( Ответы детей)

- Тройка – это запряжённые вместе кони под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.

Слушаешь музыку « Ноября»- и кажется, будто сам сидишь в санях, кругом белые просторы, звенят прикреплённые на тройке лошадей колокольчики. Весёлый перезвон на время рассеивает грустные мысли о наступающей холодной зиме.

- Возьмём колокольчики в руки и постараемся передать настроение музыки.

Слушание « На тройке» П. И. Чайковский


-Ребята, как вы думаете, где мог впервые будущий композитор услышать колокольный звон? ( ответы детей)

- Правильно.

Слайд №6

-Пётр Ильич Чайковский родился 7 мая 180 года в Воткинске, который в те далёкие времена входил в состав Вятской Губернии. Сейчас Удмуртская Республика.

Слайд №7

Крещён был Пётр Ильич в Благовещенском соборе, что на берегу Воткинского пруда.

Слайд № 8

Была сделана запись в метрической книге собора о рождении Петра.

Слайд №9

Последующие 8 лет жизни Петра Ильича были очень многим связаны со зданием Благовещенского собора. Петя посещал его вместе со своими родителями по воскресеньям и большим православным праздникам.

Слайд №10

В Благовещенском храме впервые услышал Пётр Ильич хоровое пение. Несомненно, хор, в котором тоже маленький Петя пел до отъезда семьи Чайковских из Воткинска, как и часто им слышанное здесь народное пение, определили будущую судьбу музыкального гения.

Слайд №11

Всего на колокольне было14 колоколов.

Слайд № 12

Большой колокол храма весил 388 пудов. В колокола для красоты звона было добавлено серебро и колокольный звон в дни богослужения слышен был 15 км от храма.

Слайд № 13

Колокола занимали особое место в жизни воткинцев. В Страстную субботу под колокольный звон жители наших краёв выходили в сад или огород и трясли деревья, стараясь попасть в «такт» ударам колокола - это способствовало обильному урожаю.

Слайд № 14

А в праздник Пасхи под колокольный звон люди умывались у родничков.

Слайд № 15

А кто- то просто брал воду из колодца и тут же тщательно промывал лицо, руки- так как это способствовало укреплению здоровья.

Слайд №16

Девушки во время звона колоколов просили Бога послать ей жениха, и считалось, что это желание непременно исполнится.

Слайд № 17

Горожане издавна славились своей особенной музыкальностью, умудрялись на колоколах вызванивать чуть ли не весь репертуар русских народных песен, которые звучали в их домах на протяжении года.


Слайд № 18

Именно в Воткинске, в таком музыкальном городе, с богатой историей, Пётр Ильич вобрал в себя ту чудесную невидимую силу, которую люди называют « Божьим даром»

- Какое событие в 2015 году ожидает не только воткинцев, но и весь музыкальный мир? ( ответы детей)

- Солько исполняется лет со дня рождения Петра Ильича?

Слайд №19

В 2015 году исполняется 175 лет со дня рождения нашего земляка Петра Ильича Чайковского, имя которого является символом русской музыкальной культуры. Его музыка- самая исполняемая во всём мире, его творческое наследие является национальным достоянием России.

Слайд № 20


 

Когда ты слышишь звон колоколов,

Душа вдруг замирает бесконечно.

И в этот миг забудешь обо всём,

Но в этот миг подумаешь о Вечном.


 

И под напевы золотые

И без начала и конца,

Пусть льётся музыка России ,

Волнуя детские сердца.


 

- Я предлагаю вам исполнить песню « Моя Россия»

( вокально- хоровая работа над песней)

Вспомните всё, о чём мы сегодня говорили на уроке ( ответы детей)

- Какое настроение у вас было сегодня на уроке?

У вас на столе лежат колокольчики.

- Постарайтесь передать своё состояние при помощи красок- раскрасьте свои колокольчики

( дети выполняют задание. Звучит фоном музыка)


 

- По вашим колокольчикам я поняла, какое у вас было настроение на уроке. И мне хочется, чтобы вы сегодня подарили мне и нашим гостям свои колокольчики, которые будут напоминать нам о сегодняшнем уроке.

- Спасибо за активную работу на уроке. До свидания!

 

Приложение № 1


 


 

Верные и неверные утверждения

До чтения

После чтения

Колокола были и есть только в России

   

Колокол может весить 200 тонн

   

Звонить в колокол позволено только звонарям

   

У колокола есть уши

Отливают колокол только из меди

   

Только в России существует колокольная музыка

   


 


 


 


 

Приложение № 2

Во многих странах мира были и есть свои колокола. В Турине напоминал хозяйкам, что пора месить тесто, « Колокол чистоты» в Бонне звал горожан подметать улицы. Но только в одной стране мира – России живёт колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством, а колокола как – будто и сами были живыми. Названия разных частей колокола перекликаются с названиями частей человеческого тела- язык, губа, уши, плечо, корона. Как людей, колокола крестили, давали имена: «Сысой»- большой колокол, который раскачивали 2 звонаря; « Лебедь»- обладал красивым полётным звуком, за что и получил такое имя. Есть колокола с удивительными именами- « Гавриил», « Медведь», « Баран», « Голодарь». Но самый известный у нас в стране – « Царь колокол», что стоит в Московском Кремле. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 202 т.

Звонить в колокола у русских было одним из любимых развлечений. На Пасху на всю неделю пускали на колокольню всех желающих. А в остальные дни этим занимались звонари. Секрет неповторимого звучания колокола был в особом сплаве. В медь добавляли золото, серебро, бронзу, чугун, платину и сталь. Все колокола звучат по – разному не только из- за их разного размера, тембра, но и в зависимости от быстроты перезвона, различного сочетания больших и маленьких колоколов, ритма, звона.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/q1454333686.ppt (Для конкурса " Изучая музыку" урок "Колокола" 5 класс)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.