Урок музыки в 6 классе «Джаз»

0
0
Материал опубликован 2 February 2019

 Тема урока в 6 классе «Джаз».

Ход урока.

- Всем здравствуйте!

Музыка, в первую очередь, ассоциируется у каждого из нас с песнями. А самая первая песня, которую мы слышим в детстве от своих мам – это…

Правильно, это колыбельная! Я предлагаю вам послушать одну из самых известных в мире колыбельных песен. Послушайте и сравните ее с теми колыбельными, которые вы знаете или слышали ранее.

Исполнение учителем (или запись) «Колыбельной Клары» из оперы Д.Гершвина «Порги и Бесс».

- Похожа эта колыбельная на привычные вам? Почему? Что в ней особенного? Что это за музыка такая?

(На английском языке, не такая спокойная, динамичная, ритм необычный, мелодия, музыкальный стиль джаз).

В этой музыке ритмичность,

Динамичность и пластичность,

Импровизация. Для вас

Тема урока будет: «ДЖАЗ». СЛАЙД с ТЕМОЙ.


 

- В какой же стране мог появиться этот свободолюбивый темнокожий господин Джаз?

- Точно, в Америке.

- Итак, все знают где находится Америка? КАРТА, СЛАЙД.

- Город Новый Орлеан – по праву считается центром джазовой музыки. Именно здесь в 1927 году была записана первая грампластинка с джазовой музыкой. Так началось шествие короля импровизации по всему миру. Когда-то одного из самых известных джаз-менов Л.Армстронга спросили: «Что такое этот джаз?» На что музыкант ответил: «Если вы не пританцовываете, когда слышите эту музыку, то вы никогда не поймете, что такое джаз».

СЛАЙД, фото Л.Армстронга

- Джаз – это особое слияние двух музыкальных культур, африканской и европейской. Африканская культура подарила джазу любовь к импровизации, пластику и ритмичность, европейская культура наградила мелодичностью и гармонией звуков. Сегодня мы поговорим об особом ритмическом звучании джаза и разберем некоторые вокальные техники этого музыкального стиля.

- Конечно, джаз не был бы собой, если бы не этот ритм. Что же такое ритм?

Представьте, если бы мы акцентировали внимание на каждом ударном слоге, в каждом предложении. Вот что получилось бы: ЧтО такОе Этот джАз, мЫ хотИм узнАть сейчАс! В речи мы постоянно чередуем ударные слоги с ….. (правильно, с безударными), я просто показала вам это более утрировано.

- Ритм, это тоже чередование, как в речи, только музыканты говорят не ударные-безударные слоги, а сильные или слабые доли. Чтобы уж совсем все стало понятным, давайте побудем этими самыми долями.

- Вы (несколько имен) – сильные доли, ну-ка хлопните в ладоши! Молодцы! А вы – слабые доли (оставшиеся) – щелкните-ка пальцами, вот, хорошо. Я думаю, вы уже догадались, что в джазе – совсем не важно, сильная ты доля или слабая, иногда все так может перепутаться, что довольно сложно разобрать. Но мы попробуем. По очереди –сильная доля (хлоп), слабая доля (щелк). А теперь побыстрее! А теперь под музыку!

Молодцы!

- Так вот, в джазе происходит смещение долей, иногда появляются еще доли между сильными и слабыми, это направление называется регтайм, что в переводе означает «рваный ритм». Давайте немного посочиняем ритм, можно ритмом рассказать о себе. Пробуем.

- А сейчас давайте попробуем на слух определить, какая же она бывает, эта джазовая музыка. В помощь вам – у каждого есть словарик эстетических эмоций. Это на тот случай, если вам покажется, что эту чудесную музыку словами не описать! Словарики помогут определить вам характер музыкальных фрагментов.

Слушание. Определение характера музыки. (Три музыкальных фрагмента).

- Как вы считаете, джазовая музыка, вокальная или инструментальная?

- Конечно, джазовая музыка может быть и вокальной, и инструментальной. Сегодня я хочу разобрать с вами некоторые характерные приемы именно вокального джаза.

- Первый прием, или вокальная техника, называется глиссандирование, от слова «глиссандо», что в переводе с итальянского «скольжение». Собственно, оно и означает, что нужно как бы скользить от одной ноты к другой. Чаще применяется в инструментальном джазе, но мы попробуем сегодня своим музыкальным инструментом, который всегда с нами – это наш голос, применить глиссандо. Для этого нам нужно порисовать голосом. Как любой начинающий художник, давайте начнем с линий: вверх, вниз. Теперь нарисуем радугу. Вот, вы научились рисовать голосом! Молодцы, настоящие музыкальные чудо-художники!
- Еще один джазовый прием позволит отдохнуть вашим связкам. Если вам пришлось долго говорить, где-то выступать, или вы очень старательно готовились к уроку литературы или истории, репетировали вслух целый день, да так, что устали говорить – есть волшебное упражнение, которое называется штробас.

Пробуем.

- При этом типе фонации голосовые связки наши не работают, они отдыхают, лишь слегка вибрируя. Поэтому, если у вас нет времени распеться – вы можете также воспользоваться этим джазовой вокальной техникой.

- И, наконец, еще одна интересная техника, появившаяся благодаря распространению бибопа – это одно из ответвлений от классического джаза, в переводе «звукоподражание», называется СКЭТ. В какой-то степени это слОговая импровизация, джазовый вокализ. Вы знаете, что такое вокализ? (пение без слов)

- Существует легенда, что однажды, Л.Армстронг, нами уже упоминаемый сегодня, уронил листок с текстом или просто забыл слова одной из своих композиций, и запел набором слогов.

- Попробуем? Па-Ба-Ду-Ба – пабадубадубадупабадуба.

Пробуем.


 

- Исторически специфика джазового вокала во многом определяется его связью с фольклором североамериканских негров. Поэтому для него характерно расширение средств выразительности по сравнению с традиционной европейской техникой. Но давайте не забывать, что все хорошо в меру, красота джаза заключается как раз в его разнообразии.

- Предлагаю завершить наше занятие, спев на уже знакомый нам мотив скэта (пабадуба)

О ЭТОТ ДЖАЗ, ты РАВНОДУШНЫМИ НЕ ОСТАВИШЬ НАС!

А в конце – давайте придумаем каждый свой ритм, которым вы бы хотели высказать все то, что почувствовали сегодня.

Пробуем.

Всем спасибо, все молодцы!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.