Конспект урока по русскому языку на тему «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука» (1 класс)

4
0
Материал опубликован 27 May 2021

Тема урока: «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука». Программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков при письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.

Задачи:

образовательные:

продолжить работу по обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;

учить работать в тетради, с учебником;

продолжить работу по определению звуко-буквенного состава слов.

воспитывающие:

воспитывать чувство дружбы;

создавать условия для воспитания положительных качеств личности.

развивающие:

способствовать развитию речи;

формировать навыки самооценки, взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.

План урока:

п / п

Этапы мероприятия

Предполагаемое время

1.

Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя).

2 минуты

2.

Основная часть урока (актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, физкультминутка, закрепление изученного материала).

40 минут

3.

Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов урока).

3 минуты



Ход урока:

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

Прозвенел звонок – начинается урок. Ты скорей, проверь, дружок, ты готов ли ты начать урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.

Актуализация знаний

На доске записаны буквы а, у, о, ы, и, э, ю, я, е, ё.

Что это за буквы?

Запишите их в тетрадь.

По какому признаку можно разделить эти буквы  на две группы?



Какие гласные обозначают мягкость согласных?


Как в русском языке принято обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью цвета?



Гласные.

Записывают буквы в тетрадь.

 Гласные, которые обозначают мягкость согласных и гласные, которые обозначают твердость согласных.

Гласные е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных.

Мягкость – зеленый цвет, твердость – синий цвет.


3.

Самоопределение к деятельности

Доскажите слово и узнаете тему нашего урока:

Мягкий голос,

Мягкий шаг,

Это буква…

Какова же тема нашего урока?

Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласных звуков».

Чему же мы будем учиться на сегодняшнем уроке?

Вот она – буква ь (мягкий знак)

На доску вывешивается буква ь.

На что похожа буква мягкий знак?

Буква Р перевернулась –
мягким знаком обернулась.

На доске записано слово нить.

Прочитайте слово. Что вы заметили? Что можно сказать о согласных звуках в этом слове?

Как обозначена мягкость согласных звуков?

Сделайте вывод, какую роль играет мягкий знак, что он делает с согласными?





Мягкий знак.

Буква мягкий знак.






Предположения учащихся.






На перевернутую букву р.





Все согласные звуки в этом слове мягкие.


При помощи букв и, ь.


Мягкий знак смягчает согласные.

4.

Работа по теме урока

Откройте учебники на странице 87.

Упражнение 1 (страница 87).

Прочитайте стихотворение. О каком растении идет речь? Почему его так назвали.



Найдите и прочитайте слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете?


Упражнение 2 (страница 87).

Прочитайте слова. Сравните их по значению и по написанию.


Как обозначена мягкость согласных звуков?

Прочитайте последнее задание.

Выполните это задание самостоятельно.

Прочитайте сведения о языке на странице 88.

Скажите, как обозначается мягкость согласных звуков на письме?

Открывают учебники.



В стихотворении идет речь о подснежнике. Называют его так, потому что он растет из-под снега, первый весенний цветок.

Это слова (в) полутьме и маленький. Выделенная буква – мягкий знак. Она смягчает согласные.


Уголки – угольки, шест – шесть, банка – банька, мел – мель. Эти слова имеют разное значение и разное написание.

Мягкость согласных звуков обозначена мягким знаком.

Спиши. Подчеркни мягкий знак (ь) и букву перед ним.

Выполняют задание.


Читают сведения о языке.


На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь).

5.

Физкультминутка

Птички прыгают, летают (прыжки на месте, взмахи руками). Птички крошки собирают (показать, как клюют птички, наклоны вперед). Перышки почистили, клювики почистили (погладить руки, носики). Летают птички и поют (взмахи руками). Птички зернышки клюют (показать, как клюют птички, наклоны вперед).

Выполняют задания физкультминутки.

6.

Закрепление изученного материала

Упражнение 3 (страница 88).

Прочитайте слова. Произнесите звуки, которые выделены в словах.

Прочитайте последнее задание.

Найдите и прочитайте слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Запишите эти слова в тетрадь.

Из-за чего в этих слова звуков меньше, чем букв?

Упражнение 5 (страница 89).

Прочитайте. Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак. Обоснуйте свой ответ.


Прочитайте последнее задание.

Выполните это задание.


Словарь – [р’], доктор – [р], пенал – [л], учитель – [л’], пальто – [л’], палка – [л].

Напиши слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Словарь, учитель, пальто.



Записывают.


Мягкий знак – «волшебная буква». Буква есть, а звука нет.


Мягкий знак пишется в слова дверь, тень и гусь, потому что в них он обозначает мягкость согласного звука.

Напиши слова правильно.


Выполняют.

7.

Рефлексия. Подведение итогов урока

На доске записаны слова деньки, конь, небо, лень.

Сравните слова. Чем они похожи?

Какое слово лишнее и почему?



Скажите еще раз, что может обозначать мягкий знак на письме?



Оцените свою работу на уроке. Возникли ли какие-то сложности, все ли было понятно, понравился ли вам наш урок?



Во всех словах звук [н’] – мягкий.

Лишнее слово – небо. Во всех остальных словах мягкость согласного звука [н’] обозначена мягким знаком.

На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь).

Ученики оценивают свою деятельность на уроке.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.