Конспект урока по русскому языку на тему «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука» (1 класс)
Тема урока: «Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука». Программа «Школа России», предмет «Русский язык», 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формировать умения обозначать мягкость согласных звуков при письме мягким знаком, различать мягкие и твердые согласные звуки.
Задачи:
образовательные:
продолжить работу по обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
учить работать в тетради, с учебником;
продолжить работу по определению звуко-буквенного состава слов.
воспитывающие:
воспитывать чувство дружбы;
создавать условия для воспитания положительных качеств личности.
развивающие:
способствовать развитию речи;
формировать навыки самооценки, взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком; соотносить количество звуков и букв в словах с мягким знаком.
План урока:
№ п / п | Этапы мероприятия | Предполагаемое время |
1. | Организационный момент (приветствие, создание эмоционального настроя). | ≈ 2 минуты |
2. | Основная часть урока (актуализация знаний, самоопределение к деятельности, работа по теме урока, физкультминутка, закрепление изученного материала). | ≈ 40 минут |
3. | Заключительная часть (рефлексия, подведение итогов урока). | ≈ 3 минуты |
Ход урока:
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | – Прозвенел звонок – начинается урок. Ты скорей, проверь, дружок, ты готов ли ты начать урок. | Проверяют готовность к уроку. |
2. | Актуализация знаний | На доске записаны буквы а, у, о, ы, и, э, ю, я, е, ё. – Что это за буквы? – Запишите их в тетрадь. – По какому признаку можно разделить эти буквы на две группы? – Какие гласные обозначают мягкость согласных? – Как в русском языке принято обозначать мягкость и твердость согласных звуков с помощью цвета? | – Гласные. Записывают буквы в тетрадь. – Гласные, которые обозначают мягкость согласных и гласные, которые обозначают твердость согласных. – Гласные е, ё, ю, я, и обозначают мягкость согласных. – Мягкость – зеленый цвет, твердость – синий цвет. |
3. | Самоопределение к деятельности | – Доскажите слово и узнаете тему нашего урока: Мягкий голос, Мягкий шаг, Это буква… – Какова же тема нашего урока? – Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) – показатель мягкости согласных звуков». – Чему же мы будем учиться на сегодняшнем уроке? – Вот она – буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь. – На что похожа буква мягкий знак? – Буква Р перевернулась – На доске записано слово нить. – Прочитайте слово. Что вы заметили? Что можно сказать о согласных звуках в этом слове? – Как обозначена мягкость согласных звуков? – Сделайте вывод, какую роль играет мягкий знак, что он делает с согласными? | – Мягкий знак. – Буква мягкий знак. Предположения учащихся. – На перевернутую букву р. – Все согласные звуки в этом слове мягкие. – При помощи букв и, ь. – Мягкий знак смягчает согласные. |
4. | Работа по теме урока | – Откройте учебники на странице 87. Упражнение 1 (страница 87). – Прочитайте стихотворение. О каком растении идет речь? Почему его так назвали. – Найдите и прочитайте слова с выделенной буквой. Что вы о ней знаете? Упражнение 2 (страница 87). – Прочитайте слова. Сравните их по значению и по написанию. – Как обозначена мягкость согласных звуков? – Прочитайте последнее задание. – Выполните это задание самостоятельно. – Прочитайте сведения о языке на странице 88. – Скажите, как обозначается мягкость согласных звуков на письме? | Открывают учебники. – В стихотворении идет речь о подснежнике. Называют его так, потому что он растет из-под снега, первый весенний цветок. – Это слова (в) полутьме и маленький. Выделенная буква – мягкий знак. Она смягчает согласные. – Уголки – угольки, шест – шесть, банка – банька, мел – мель. Эти слова имеют разное значение и разное написание. – Мягкость согласных звуков обозначена мягким знаком. – Спиши. Подчеркни мягкий знак (ь) и букву перед ним. Выполняют задание. Читают сведения о языке. – На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь). |
5. | Физкультминутка | – Птички прыгают, летают (прыжки на месте, взмахи руками). Птички крошки собирают (показать, как клюют птички, наклоны вперед). Перышки почистили, клювики почистили (погладить руки, носики). Летают птички и поют (взмахи руками). Птички зернышки клюют (показать, как клюют птички, наклоны вперед). | Выполняют задания физкультминутки. |
6. | Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (страница 88). – Прочитайте слова. Произнесите звуки, которые выделены в словах. – Прочитайте последнее задание. – Найдите и прочитайте слова, в которых звуков меньше, чем букв. – Запишите эти слова в тетрадь. – Из-за чего в этих слова звуков меньше, чем букв? Упражнение 5 (страница 89). – Прочитайте. Как вы думаете, в каких словах пишется мягкий знак. Обоснуйте свой ответ. – Прочитайте последнее задание. – Выполните это задание. | – Словарь – [р’], доктор – [р], пенал – [л], учитель – [л’], пальто – [л’], палка – [л]. – Напиши слова, в которых звуков меньше, чем букв. – Словарь, учитель, пальто. Записывают. – Мягкий знак – «волшебная буква». Буква есть, а звука нет. – Мягкий знак пишется в слова дверь, тень и гусь, потому что в них он обозначает мягкость согласного звука. – Напиши слова правильно. Выполняют. |
7. | Рефлексия. Подведение итогов урока | На доске записаны слова деньки, конь, небо, лень. – Сравните слова. Чем они похожи? – Какое слово лишнее и почему? – Скажите еще раз, что может обозначать мягкий знак на письме? – Оцените свою работу на уроке. Возникли ли какие-то сложности, все ли было понятно, понравился ли вам наш урок? | – Во всех словах звук [н’] – мягкий. – Лишнее слово – небо. Во всех остальных словах мягкость согласного звука [н’] обозначена мягким знаком. – На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь). Ученики оценивают свою деятельность на уроке. |