Вводный урок биологии «Наука о растениях — ботаника» (6 класс)
Работа участвует во Всероссийском конкурсе для учителей на лучшую методическую разработку «Вводный урок» (II)
Тема урока: «Наука о растениях – ботаника» (6 класс)
Цели урока:
-познакомить с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности
-ознакомить учащихся с разнообразием растений
-дать общее представление о характерных признаках растений, их особенностях
-дать представление о значении растений в природе и жизни человека
-дать представление о ботанике как науке
-возбудить у учащихся интерес к предмету.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать на уроке.
II.Рассказ о правилах поведения в кабинете и технике безопасности
III. Актуализация опорных знаний
-Ребята, эпиграфом урока являются строки из стихотворения Яцура Л.
Красота – источник вдохновенья,
А природа – настоящий друг,
Быть с ней рядом страстное стремленье,
Ведь её краса всегда вокруг.
Ребята, что такое природа?
Какая наука изучает живую природу?
Почему надо изучать науку о растениях?
IV. Мотивация и целеполагание
Знакомство с наукой биологией в школе начинается с царства растений. Наука, изучающая царство растений, называется ботаникой.
Итак, тема нашего урока: «Наука о растениях – ботаника».
IV. Изложение нового материала
Отцом ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст, который жил в 370—286 годах до нашей эры. Свои наблюдения он объединил с практическими знаниями об использовании растений, накопленными земледельцами, лекарями. Он создал единую систему ботанических понятий.
А кто-нибудь знает, что означает слово «ботаника»?
Ботаника - от греческого «ботанэ»- «трава», «зелень».
Ребята, подумайте какими общими признаками можно объединить все растения?
1) способ питания. Растения образуют питательные вещества за счет энергии солнца, являются автотрофами.
2) рост. Растения растут в течение всей жизни
3) движение. Растения малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни.
4)строение клетки. Растительная клетка окружена клеточной стенкой (из целлюлозы), в пластидах имеется хлорофилл. Вакуоли крупные с клеточным соком. Запасающим веществом является крахмал.
5)распространение. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изложения материала.
Роль растений в природе и жизни человека огромна. А как вы думаете, какую роль играют растений в природе и в жизни человека?
1)фотосинтез. Зеленые растения обогащают атмосферу кислородом, который необходим для дыхания живых организмов.
2) растения поглощают из почвы воду и минеральные вещества.
3)служат пищей для человека и животных
4)сырье для различных отраслей промышленности
5) декоративную роль
6) изготовление лекарств
Разнообразие растительного мира проявляется в жизненной форме (деревья, кустарники, травы), строении и продолжении жизни (однолетние, двулетние, многолетние), условиях произрастания , способах размножения.
Многолетние растения—растения, живущие более двух лет, иногда 100 и более лет.
Однолетние растения—растения, живущие не более 1 года
Двулетние растения—растения, живущие 2 года
Культурные растения—растения, выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей. Они происходят от дикорастущих растений. Дикорастущие растения—растения, которые растут, развиваются и расселяются без помощи человека.
Значение растений определяется их ролью в жизни других организмов, в природе, в целом.
VII. Подведение итогов
Что изучает наука ботаника?
Каковы общие признаки растений?
Какова роль растений в природе и в жизни человека?
VIII. Домашнее задание: Введение, §1. Подготовить доклад о растениях, которые сыграли важную роль в истории стран или в судьбах людей.
Используемая литература:
Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. - 3 изд-е., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 240 с.: ил.