Урок обществознания в 9 классе на тему «Россия в XXI веке: демократические выборы»
Устинова И.А., учитель МБОУ «Осинская СОШ № 1 им.Героя РФ В.П.Брюхова, филиал «Паклинская ООШ»
(д.Пермяково Осинского района Пермского края)
Проект урока по теме:
«Россия в XXI веке: демократические выборы»
9 класс, учебник: «Обществознание» (автор А.И.Кравченко).
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
- воспитание правовой и политической культуры, формирование гражданственности;
- учить работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), развивать компетенцию сотрудничества;
– ознакомить учащихся с избирательным законодательством, продолжить формирование у них навыков работы с документами правового характера;
- развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике,
Задачи:
- с помощью метода кейс-стади, помочь ученикам формировать собственное отношение к принципам демократического избирательного права;
- используя материалы кейса продолжить выработку умений работать в группе, моделировать ситуацию, делать выводы;
- развивать ключевые социальные компетенции, такие как, владение приемами сравнительного и критического анализа, доказательной аргументации собственной точки зрения при оценке различных позиций;
3.Методы обучения: практически-проблемный, эвристический, ситуационного обучения.
4. Средства обучения:
Кейсы: видео ролики политических партий, выдержки из Конституции РФ, материалы с выдержками из основных документов избирательного законодательства, тексты с правовой ситуацией и с планом анализа.
Структура урока.
Этапы:
Актуализация знаний.
Просмотр видеоролика 18 сентября день выборов в России.
Эпиграфы урока
Неосведомлённость одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех (Джон Кеннеди).
Плохие государственные деятели избираются гражданами, не участвующими в голосовании (Джордж Натан).
Проблемное задание урока: Учащиеся должны убедиться в необходимости указанных принципов. Для этого моделируются ситуации, в которых какой-либо из принципов нарушается.
Ситуация 1.
Вы пришли на избирательный участок. Во время голосования рядом с вами стоит представитель избирательной комиссии и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене проставляется галочка.
Ситуация 2.
Проходят выборы Президента РФ страны. Придя на избирательный участок, вы увидели, что в бюллетене для голосования проставлена только одна фамилия.
Ситуация 3.
На избирательном участке можно увидеть следующую картину: гражданин Н. убедил члена избирательной комиссии в том, что он может проголосовать за больного соседа по просьбе последнего.
Почему представленные ситуации не позволяют считать выборы демократическими?
или
Докажите демократичность или антидемократичность данных выборов?
Самостоятельная работа учащихся с кейсами по 3 группам (10-15 минут).
Вопросы для анализа ситуации:
Какой избирательный принцип нарушен?
На основании каких нормативных документов можно квалифицировать нарушение избирательных прав?
Кем конкретно нарушены права избирателей (персоналии, орган);
Что можно (нужно) сделать для его восстановления?
Как такая ситуация отразится на результатах выборов?
Кейс № 1. Задание к кейсу: «Принять» на себя предложенную «роль»: гражданина РФ. Обозначить точку зрения своего социального института по проблемам выборов (на основании предложенных в кейсе материалов): Текст «Конституция РФ». Статьи о правах и свободах граждан РФ. Ответить на вопрос: - Какие основные права граждан РФ по обозначенной теме? Выбрать форму презентации полученных результатов. Представить проект на обсуждение. Разобрать ситуацию и ответить на вопросы | ||
Кейс № 2. Задание к кейсу: «Принять» на себя предложенную роль: избирателя. Обозначить точку зрения своего социального института по проблемам (на основании предложенных в кейсе материалов): Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 3. Ответить на вопрос: - В чём смысл избирательных прав граждан РФ? Выбрать форму презентации полученных результатов. Представить проект на обсуждение. Разобрать ситуацию и ответить на вопросы. | ||
Кейс № 3. Задание к кейсу: «Принять» на себя предложенную «роль»: депутата. Обозначить точку зрения своей социальной группы по проблемам войны (на основании предложенных в кейсе материалов): Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»Ответить на вопрос: - Какие принципы формирования Государственной Думы вы увидели? Выбрать форму презентации полученных результатов. Представить проект на обсуждение. Разобрать ситуацию и ответить на вопросы. |
Подведение итогов.
Лист самооценки:
1. Тема
2. Что нового узнали?
3. Чему новому научились?
4.Чему хотели научиться, но не получилось?
5. Почему не получилось?
6. Какие проблемы возникли в процессе работы
7. Пути решения проблем
Оценивание по схеме:
«Я. Мы. Дело».
Рефлексия
1 вариант. Для активизации познавательного интереса и развития творческих способностей учащихся подходит вариант синквейна - это «стихотворение», состоящее из пяти строк (ключевое слово, два прилагательных, три глагола, короткое предложение, одно слово – ассоциация).
Ключевые слова: «Выборы. Демократия. Избиратель».
2 вариант. Передаем клубок ниток так, чтобы получилась паутина. Нить наматываем на указательный палец и передаем товарищу, говоря друг другу пожелания. Получилось «полотно счастья». Затем нити разрезаются, а нить, которая в руках учащихся - путеводная. Она поможет найти выход из сложной ситуации и сделать правильный выбор.