Конспект урока по русскому языку «Звук (С). Буква С»

7
0
Материал опубликован 30 March 2018 в группе

Тема: Звук (С). Буква С.

Цель: Расширение представления о звуке (С), характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

Задачи:

Развивать умения выделять звук (С) в речевом потоке

(на звуковом, слоговом и словесном уровне);

развитие фонематического восприятия, слогового анализа слов.

Учить различать слова по длительности звучания; систематизировать тематический лексический материал по звуковому признаку; произношение звука (С) в словосочетаниях; Познакомить с буквой С;

Развивать связную речь, мышление, воображение, внимание, тонкую моторику рук.

Ход занятия.

Ритуал приветствия: «Наша добрая улыбка»

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны)

Учитель-дефектолог: Молодцы, все поделились своей доброй улыбкой. А теперь проходите на свои места.

Учитель-дефектолог: Ребята, я назову вам слова, а вы мне скажите какое слово лишнее:

Заяц, сом, медведь, волк

Шкаф, диван, сахарница, кровать.

Пчела, сова, бабочка, комар.

Куртка, рубашка, сапоги, платье.

Картинки с изображением салатницы, сома, совы, сапог выставляются на наборном полотне.

- Найдите среди них самое короткое слово (сом). Самое длинное слово (сахарница).

Давайте расставим с вами картинки от самого короткого слова до самого длинного.

Дети находят слова при помощи слогового анализа слов.

Учитель-дефектолог: Вот видите ребята, какие разные слова, а теперь скажите, чем эти слова похожи. Послушайте: Салатница, Сом, Сова, Сапоги

Дети: В них есть звук (С).

Учитель-дефектолог: Правильно ребята. Сегодня мы с вами будем, знакомится со звуком (С). Всем знаком такой звук? Вы, наверное, его уже слышали и даже произносили. Вот и сейчас мы с вами будем тренироваться произносить правильно звук (С). Скажите мне, пожалуйста, когда мы произносим звук (С), что делает язычок? (Ответы детей)

-Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место внизу за зубками и там остановится. (Произношение).

-Какой звук (С)

Гласный или согласный? (согласный).

Твердый или мягкий? (твердый).

Звонкий или глухой? (глухой).

-А теперь приготовьте свои пальчики и загибайте:

звук (С) 1-согласный, 2-твердый, 3- глухой.

-Про какой звук мы с вами говорим?

Дети: Про звук (С).

Учитель-дефектолог: Послушайте, о чем я говорю?

Меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто я такая?..

Дети: Вода

Учитель-дефектолог: Правильно ребята вода. Звук у воды (С). Сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду к вам приближаться, вы будете громко произносить звук (С) не прерывая, а когда удаляться, то тихо. Готовы? Приготовили свои язычки.

Какая шумная вода у нас была, молодцы!

- Ребята, к нам в гости кто-то спешит, а кто это мы узнаем, когда отгадаем загадки.

Загадки про Снегурочку, Русалку, Карабас.

Слайд 2 Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Я живу на дне морском, во дворце из лилий

Вместе с сестрами, отцом, рыбами чудными.

У меня красивый хвост, и волшебный голос.

И искрится под водой золотистый волос. (Русалка)

Человек немолодой, вот с такущей бородой.

Обижает Буратино, Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей, он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас? Кто же это? (Карабас)

Какие вы молодцы, всех сказочных героев отгадали. Они хотят с вами поиграть, готовы?

Слайд 3 Снегурочка хочет проверить вас, сможете ли вы услышать звук (С) среди других звуков. Приготовили ладошки, как только услышите звук (С), то хлопайте.

м, л, с, у, а, с, л, к, с.

Какие молодцы, все звуки нашли.

Слайд 4.Теперь Русалка хочет поиграть, она вам будет называть звуки, а вы должны сказать слог. Готовы?

с – а , с – о, с - у , с-ы

Слайд 5 Карабас придумал вам самое сложное задание, вы должны придумать слова, которые начинаются на звук (С)

Хорошо вы поиграли, со всеми заданиями справились.

Слайд 6. Наши сказочные герои такие разные, но в словах у них есть что-то общее. Кто сможет догадаться?

Правильно ребята! В словах наших героев спрятался звук (С). Давайте с вами, определим, где спрятался звук: в начале, середине, в конце слова.

Физкультминутка.

Слайд 7. Когда наши гости к нам спешили, они сложили все свои вещи в один волшебный мешок, и все перепуталось. Давайте поможем нашим гостям и определим, кому какой предмет принадлежит.

У Снегурочки в названиях предметов звук (С) слышится в начале слова

У Русалки в середине слова, у Карабаса в конце слова.

Разобрали все предметы правильно, но что случилось? Смотрите:

Слайд 8, 9, 10.Прилетел самолет, приехал автобус, приплыл парусник.

Слайд 11. Назовите одним словом - что это? (транспорт)

Правильно, транспорт, а какие виды транспорта вы видите?

Самолет – воздушный, парусник – водный, автобус - наземный

Нашим гостям пора домой в свои сказки.

Слайд 12.У каждого сказочного героя свой вид транспорта, у Снегурочки тот вид транспорта, где звук (С) слышится в начале слова, у Русалки в середине слова, а у Карабаса в конце слова.

Вы уже догадались, на каком виде транспорте уедет каждый наш герой?

Давайте скажем предложения, кто на каком транспорте вернется в сказку.

Дети: Снегурочка полетит на самолете.

Русалка поплывет на паруснике.

Карабас поедет на автобусе.

Слайд 13.

Учитель-дефектолог: Все герои заняли свои места, теперь надо сложить все разобранные предметы, но транспорт у нас волшебный, и все что туда попадает, становится маленьким и меняет цвет.

Автобус в красный, самолет в синий, а парусник в белый. Давайте мы с вами, побудем немного волшебниками: сделаем предметы маленькими и поменяем им цвет.

Дети: Были часы – стали белые часики; был кекс - стал красный кексик
Были бусы - стали белые бусики; был колос - стал красный колосок

Была сумка - стала синяя сумочка; была свечка - стала синяя свечечка

Слайд 14.

Учитель-дефектолог: Вот и все, собрались наши гости, мы им уложили все вещи и они отправились в свои сказки, но что-то они по дороге домой встретили.

Исправьте ошибку, повторите, и угадайте, кто что увидел?

Са-са-са в небе кружится СА-О (Снегурочка)

Сы-сы-сы у сома в воде СЫ-У (Русалка)

Со-со-со на дороге ЛЕ-КО-СО (Карабас)

Слайд 15. А сейчас настало время, познакомится с буквой С.

Пальчиковая гимнастика.

Перед тем как вы попробуете написать букву, давайте нарисуем ее в воздухе.

(прописывание буквы)

- У вас на столе у каждого есть лист, на котором напечатаны разные буквы, вы должны найти все буквы С, среди других букв.

Слайд 16. Давайте проверим, все ли буквы вы нашли.

Слайд 17. А теперь, давайте вместе с вами прочитаем слоги.

Сегодня ребята вы все отлично потрудились!

Скажите мне, с каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

Какой звук (С) – согласный, твердый, глухой. Какие слова со звуком (С) вам запомнились?

Что понравилось больше всего?

Учитель-дефектолог: А сейчас ко мне бегите, и улыбку свою подарите.

Ритуал прощания: «Наша добрая улыбка»

Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)

Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)

Напомнит нам, как важно в жизни (руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)

Делиться счастьем и добром! ( руки в стороны)



Приложение к занятию.
DOCX / 359.11 Кб

Супер физкультминутка
EXE / 9.85 Мб

Презентация к занятию: Звук (С), буква С
PPTX / 1.28 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.