Конспект по формированию фонетической стороны речи и обучению элементам грамоты «Звуки С, С`. Буква С»
Пояснительная записка к презентации
Конспект по формированию фонетической стороны речи и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи
Тема занятия: Звуки С, С`. Буква С.
Программное содержание:
1. Способствовать развитию умения дифференцировать звуки С – С’ на слух и в произношении.
2. Способствовать развитию умения определять положение звука в слове
3. Создать условия для ознакомления детей с буквой С.
4. Создать условия для упражнения в чтении слогов и слов.
5. Способствовать развитию умения осуществлять звуко-буквенный анализ слов.
Оборудование: мультимедийная презентация /data/files/f1507999298.pptx (Презентация "Звуки С, С`. Буква С.), карточки для звукового анализа и определения места звука в слове, лента букв, тетради, зеркала
Ход образовательной деятельности:
Организационный момент
Педагог: сегодня мы с вами поговорим о двух интересных звуках и познакомимся с буквой. Для того, чтобы узнать, о каких звуках мы с вами поговорим, определите первый звук в словах, которые я сейчас назову: (Слайд №2)
СОК, СЕТКА (Ответы детей)
Педагог: какие вы молодцы! Мы поговорим сегодня о звуках «С» и «С`».
Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика.
«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Толстячки и худышки», «Качели», «Вкусное варенье», «Шарик», «Лопаточка-иголочка», «Конфетка», «Лошадка», «Причешем язычок». Упражнения для снятия напряжения в мышцах артикуляционного аппарата.
2. Повтор характеристики звуков «С», «С`». (Слайд №3)
Педагог: Давайте вспомним характеристику звуков «С» и «С`».
С - согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синим цветом
С` - согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий, глухой. Обозначение: зеленым цветом
Определить различие между звуками С и С`.
3. Упражнение «Внимательные ушки» - «Твердый или мягкий?» (Слайд №4)
Педагог: посмотрите на картинки, назовите их и определите, какой звук спрятался в слове: твердый «С» или мягкий «С`»
4. Игра «Где звук спрятался?» (Слайды №5,6)
Педагог: приготовьте карточки-гусеницы и карточки синего и зеленого цвета, которыми вы будете обозначать звуки «С» и «С`». Слушайте внимательно: я буду называть слово, а вы определите, где спрятался звук – в начале, середине или в конце слова. А затем мы вместе проверим – на экране появится правильный ответ.
5.Физ. минутка «Насос»
Педагог: предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться. Давайте превратимся в насосы.
А теперь насос включаем, (И.П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе)
Воду из реки качаем (Делаем лёгкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем выпрямляются).
Влево-раз, вправо-два
Потекла ручьём вода. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища до подмышечной впадины; наклон влево, движение вверх правой рукой).
6. Упражнения на развитие дыхания.
Педагог: а теперь немного посвистим, как насосы. (Вдох носом. Следим, как в животике «надувается шарик». Плечи не поднимаются. Произносим на выдохе звуки С и С`)
7. Офтальмологическая пауза
«Чудеса» |
|
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, Упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, Через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. |
Закрывают оба глаза. Продолжают стоять с закрытыми глазами. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву о. Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Глаза смотрят вправо- влево. Глазами смотрят вверх, вниз. |
8. Знакомство с буквой С . (Слайд №7)
Педагог: у всех звуков есть графическое обозначение – буква. У звуков «С» и «С`» это буква «С». Послушайте стихотворение про букву С.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой "С" повис над домом
А как вам кажется, на что похожа буква С?
Показ написания буквы С. Написание буквы С в тетради.
Упражнения для снятия напряжения в мышцах рук
Покажем букву «С» пальчиками (Слайд №8)
9. Чтение слогов и слов (Слайды №9,10)
АС ОС УС ИС ЫС
СА СО СУ СИ СЫ
УСЫ СОМ СУП СОК
СИТО СОТЫ КОСА САНИ
10. Поселим звуки в домик – звуко-буквенный анализ слова «САНИ» (Слайд №11)
Педагог: прочитайте слово, составьте его схему, используя карточки-домики. Затем мы вместе проверим. (правильный ответ показывается на слайде)
Итог. (Слайд № 12)
Какие вы молодцы! Вы справились со всеми моими заданиями. Давайте вспомним:
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?
Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?
Какие звуки мы сегодня повторяли?
С какой буквой мы сегодня познакомились?
С какими упражнениями было сложно справиться?
С какими упражнениями вы справились легко?
Спасибо вам за активную работу!