Конспект по формированию фонетической стороны речи и обучению элементам грамоты «Звуки С, С`. Буква С»

2
0
Материал опубликован 14 October 2017

Пояснительная записка к презентации

Конспект по формированию фонетической стороны речи и обучению элементам грамоты в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи

Тема занятия: Звуки С, С`. Буква С.

Программное содержание:

1. Способствовать развитию умения дифференцировать звуки С – С’ на слух и в произношении.

2. Способствовать развитию умения определять положение звука в слове

3. Создать условия для ознакомления детей с буквой С.

4. Создать условия для упражнения в чтении слогов и слов.

5. Способствовать развитию умения осуществлять звуко-буквенный анализ слов.

 Оборудование: мультимедийная презентация /data/files/f1507999298.pptx (Презентация "Звуки С, С`. Буква С.), карточки для звукового анализа и определения места звука в слове, лента букв, тетради, зеркала

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент

Педагог: сегодня мы с вами поговорим о двух интересных звуках и познакомимся с буквой. Для того, чтобы узнать, о каких звуках мы с вами поговорим, определите первый звук в словах, которые я сейчас назову: (Слайд №2)

СОК, СЕТКА (Ответы детей)

Педагог: какие вы молодцы! Мы поговорим сегодня о звуках «С» и «С`».

Основная часть

1. Артикуляционная гимнастика.

«Накажем непослушный язычок», «Блинчик», «Толстячки и худышки», «Качели», «Вкусное варенье», «Шарик», «Лопаточка-иголочка», «Конфетка», «Лошадка», «Причешем язычок». Упражнения для снятия напряжения в мышцах артикуляционного аппарата.

2. Повтор характеристики звуков «С», «С`». (Слайд №3)

Педагог: Давайте вспомним характеристику звуков «С» и «С`».

С - согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синим цветом

С` - согласный (язычок создает преграду воздуху), мягкий, глухой. Обозначение: зеленым цветом

Определить различие между звуками С и С`.

3. Упражнение «Внимательные ушки» - «Твердый или мягкий?» (Слайд №4)

Педагог: посмотрите на картинки, назовите их и определите, какой звук спрятался в слове: твердый «С» или мягкий «С`»

4. Игра «Где звук спрятался?» (Слайды №5,6)

Педагог: приготовьте карточки-гусеницы и карточки синего и зеленого цвета, которыми вы будете обозначать звуки «С» и «С`». Слушайте внимательно: я буду называть слово, а вы определите, где спрятался звук – в начале, середине или в конце слова. А затем мы вместе проверим – на экране появится правильный ответ.

        5.Физ. минутка «Насос»

Педагог: предлагаю вам немного отдохнуть и подвигаться. Давайте превратимся в насосы.

        А теперь насос включаем, (И.П. - ноги на ширине плеч, руки на поясе)

       Воду из реки качаем (Делаем лёгкий поклон, руки тянутся к полу, но не касаются его, затем выпрямляются).

        Влево-раз, вправо-два

        Потекла ручьём вода. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища до подмышечной впадины; наклон влево, движение вверх правой рукой).

         6. Упражнения на развитие дыхания.

Педагог: а теперь немного посвистим, как насосы. (Вдох носом. Следим, как в животике «надувается шарик». Плечи не поднимаются. Произносим на выдохе звуки С и С`)

         7. Офтальмологическая пауза

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву о, получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Вправо, влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву о.

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо- влево.

Глазами смотрят вверх, вниз.

         8. Знакомство с буквой С . (Слайд №7)

Педагог: у всех звуков есть графическое обозначение – буква. У звуков «С» и «С`» это буква «С». Послушайте стихотворение про букву С.

        Что за буква светится
        Старым ясным месяцем?
        Полумесяц в небе темном
        Буквой "С" повис над домом

А как вам кажется, на что похожа буква С?

Показ написания буквы С. Написание буквы С в тетради.

Упражнения для снятия напряжения в мышцах рук

Покажем букву «С» пальчиками (Слайд №8)

         9. Чтение слогов и слов (Слайды №9,10)

АС ОС УС ИС ЫС

СА СО СУ СИ СЫ

УСЫ СОМ СУП СОК

СИТО СОТЫ КОСА САНИ

         10. Поселим звуки в домик – звуко-буквенный анализ слова «САНИ» (Слайд №11)

Педагог: прочитайте слово, составьте его схему, используя карточки-домики. Затем мы вместе проверим. (правильный ответ показывается на слайде)

Итог. (Слайд № 12)

Какие вы молодцы! Вы справились со всеми моими заданиями. Давайте вспомним:

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные звуки?

Каким цветом мы обозначаем твердые согласные звуки?

Какие звуки мы сегодня повторяли?

С какой буквой мы сегодня познакомились?

С какими упражнениями было сложно справиться?

С какими упражнениями вы справились легко?

Спасибо вам за активную работу!

Предварительный просмотр презентации

Звуки С, С`. Буква С Учитель - логопед: Андреева О.С. МБДОУ «Детский сад № 124»

Назови первый звук в слове

Характеристика звуков С, С` (вспомним характеристику звуков)

Мягкий или твердый? (назови слово и скажи, какой в нем спрятался звук твердый «С» или мягкий «С`»?) коса сито санки апельсин ананас лось

Где звук спрятался? (назови слово и скажи, где спрятался звук «С»?)

Где звук спрятался? (назови слово и скажи, где спрятался звук «С`»?)

Знакомство с буквой С Что за буква светится Старым ясным месяцем? Полумесяц в небе тёмном Буквой «С» повис над домом А как вам кажется, на что похожа эта буква?

Покажи букву «С» пальчиками

Прочитай слоги СА СО СУ СИ АС ОС УС ИС

Прочитай слова УСЫ СОМ СУП СОК СИТО СОТЫ КОСА САНИ

Звуковой анализ слова С А Н И

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации