Урок обучения грамоте в 1 классе «К.Д. Ушинский "Рассказы для детей"»
Урок обучения грамоте. К.Д. Ушинский " Рассказы для детей"
Учитель: Хабушева Г.Н.
Тема: К.Д. Ушинский. Рассказы для детей.
Тип урока: урок получения новых знаний
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Д.Ушинского; учить сравнивать произведения писателей (Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского), определять тематику; воспитывать стремление к доброте, честности, порядочности, отзывчивости, чувство дружбы, сопереживания, совершенствовать навыки чтения, учить кратко характеризовать героев произведений.
Прогнозируемые результаты: дети знакомятся творчеством К.Д.Ушинского;
совершенствуют навык выразительного чтения;
приобретают положительные качества личности, научатся внимательному отношению к людям
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Цель: Активизация учащихся. | Формулировать правила поведения на уроке. Дорогие, ребята! Вот и прозвенел звонок, Нужно нам начать урок. Встаньте прямо, подтянитесь И друг другу улыбнитесь. А теперь садитесь! – Проверим готовность к уроку «Игра «Обмен настроением. Чтоб урок был успешным, вспомним правила поведения на уроке. | Положительный настрой на урок. 1.На уроке вести себя тихо, быть старательным. 2.Объяснения учителя слушать внимательно 3.Уважать друг друга. 4. Не отвлекать соседа по парте. | Регулятивные: организация учебной деятельности Коммуникативные: создание атмосферы сотрудничества и готовности работать в парах |
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока. | Повторение. Чтобы лучше запомнить названия букв, начнем наш урок со стихотворения «Весёлая азбука». Написал стихотворение Б. Заходер. (На электронной доске) Давайте вспомним, что вы знаете о буквах и звуках? Чем отличается буква от звука? Чего больше звуков или букв? В чем особенность букв ю, я, е, ё? Когда они обозначают два звука? Какие буквы мы не назвали в стихотворении? | Читают хором с доски Букву пишем, звук слышим. Звуков, например: буквой «к» мы можем обозначить 2 звука [к] [к,] кот, кит. Они обозначают 2 звука.В начале слова, после гласной, после ъ.ь знаков. «ь», «ъ», «ы» | Регулятивные: формирование умения прогнозировать предстоящую работу Познавательные: формирование умения извлекать информацию из данных слов, анализировать и делать выводы. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого. |
4.Постановка темы и целей урока. | Загадки. (О брате и сестрёнке). Появляется изображение на электронной доске. Ваши предположения, о чем или о ком будем говорить на уроке? Слова брат и сестра мы встретим в рассказе одного писателя. Его произведение «Наше Отечество» мы уже читали. Как фамилия этого писателя? Тема: Рассказы для детей. К.Д. Ушинский. (На электронной доске) | К.Д. Ушинский | Познавательные: анализ слуховой информации, актуализация личных жизненных знаний. Формирование умения извлекать информацию и делать определённые выводы Регулятивные: учатся следовать определённому алгоритму Личностные: высказывать свое отношение |
5. Изучение нового материала. | (На электронной доске) Выставка книг К.Д.Ушинского. Рассказ учителя о жизни и творчестве К.Д.Ушинского. Чей портрет изображен на доске? Как вы думаете, кем по профессии был Ушинский? Глядя на портрет, предположите в какое время он жил? ( Давно)Несмотря, на то , что жил давно, его произведения очень интересные и поучительные. Вот некоторые его книги. Мы уже с вами читали произведение К.Д. Ушинского. Кто запомнил как называется это произведение? О чем в ней говорилось? Как вы понимаете выражение «одна у человека родная мать - одна у него и Родина». Откройте «Азбуку» с 95. Прочитайте текст о К.Д.Ушинском. Что общего в произведениях у Л.Н.Толстого и К.Д.Ушинского? Сегодня вы прочтете небольшие рассказы. | Слушают рассказ рассматривают книги. Статья «Наше Отечество» Россия - наше Отечество. ответы Самостоятельное чтение Они написали учебники, по которым дети обучались грамоте. | Познавательные: Делать выводы в результате совместной работы. Ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте. Коммуникативные: Принимать и сохранять учебную задачу. |
6.Физкультминутка | Смена вида деятельности. | Организация физкультминутки. Дети проводят сами. | Регулятивные: |
7.Первичное чтение рассказа: «Худо тому, кто добра не делает никому» Постановка проблемного вопроса. | Прочитайте название рассказа. Что за предложение? Объясните значение слова «худо» (слово записано на доске) К.Д. Ушинский очень часто свои рассказы называл в форме пословиц. Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос: чему учит ? | Чтение Пословица Рассуждения Худо - плохо Рассказы детей | Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, анализировать и делать выводы. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать текст. Регулятивные: Личностные: Оценивать поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. |
8. Повторное чтение и анализ рассказа. | Чему же учит рассказ «Худо тому, кто добра не делает никому»? Кто герой этого рассказа? Понравился ли вам герой этого рассказа? Почему? Как говорили друг с другом брат и сестра? Какие вопросы можно задать по тексту? Выборочное чтение Что попросили у Гриши? Что он ответил? Какую помощь попросили оказать Гришу? Что он ответил? | Нужно быть добрым и отзывчивым. Работа в парах. Выборочное чтение Работа в парах. | Личностные: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать и пересказывать текст, учиться работать в парах. Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, анализировать и делать выводы. Регулятивные: |
9.Первичное чтение рассказа: «Вместе тесно, а врозь скучно. | Прочитайте скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит». Произнесите ее быстрее. О каком животном говорится в этой скороговорке? Еще какие животные имеют копыта? Прочитайте название рассказа. Что это за предложение? Как вы понимаете смысл этой пословицы? Прочитайте рассказ про коня, а потом расскажите, что же это за конь? | Работа со скороговоркой Пословица Рассуждения | Познавательные: ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать. Регулятивные: Оценивать поступки людей, с точки зрения общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. |
10. Повторное чтение и анализ рассказа. Постановка проблемного вопроса. | О ком этот текст? Как зовут героев? Подберите близкое по значению слово к слову «волчок» Из-за чего они спорили? Какое слово говорит о том, что спор у них начался нешуточный? Как мама разрешила спор? Что бы вы посоветовали ребятам? Задайте свои вопросы по тексту. Выборочное чтение: Что говорит брат сестре? Что отвечает сестра? Куда расселись дети? Чтение по ролям. Прочитайте текст по ролям. Сколько человек понадобится? Что ты мог посоветовать детям? Что хотел сказать нам Л.Н.Толстой? | Юла Работа в парах Выборочное чтение Чтение по ролям. | Личностные: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь другого, выразительно читать, учиться работать в парах. Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте, анализировать и делать выводы. Регулятивные: |
11. Итог урока. | С какими произведениями сегодня познакомились? Чему они нас учат? Что общего в рассказах Л.Н. Толстого и К.Д.Ушинского? | «Худо тому, кто добра не делает никому» «Вместе тесно, а врозь скучно» Нужно помогать друг другу, нужно научиться вежливому обращению друг с другом, уметь быть дружелюбным и тактичным. По отношению друг к другу нужно проявлять терпение, быть добрыми, выручать своего товарища, уметь дружить. | Регулятивные: – формирование умения принимать и удерживать учебные задачи |
12.Рефлексия. | Организует рефлексию. Чему учились? Оцените свою работу на уроке. Вы все сегодня хорошо потрудились. Скажите друг другу спасибо. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: – учатся адекватно оценивать свою работу за урок, осуществлять познавательную и личностную рефлексию |