Урок обучения грамоте в 1 классе «Слоги, слова с буквой Д, д»
Цели урока:
Образовательные: учить читать слова, слоги с буквой Дд; учить выделять звук [д] в словах;
Коррекционно-развивающие: корригировать внимание на основе зрительного и слухового восприятия; развивать фонематический слух, закреплять навыки плавного слогового чтения; содействовать формированию и развитию учебных умений и навыков младших школьников; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
Воспитывающие: формировать учебную мотивацию у младших школьников, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип: закрепление изученного материала
Оборудование: экологический букварь, обруч, схема для скороговорок, цветные блокноты, магнитные буквы, карточки с согласными на вертушке, перчатки, капельки со слогами, геометрические фигуры со слогами, букварь, дифференцированные карточки, теремок на «экологическом букваре», звери (мышка, лягушка, лисичка, заяц, волк, медведь), конверты с кружками разного цвета для каждого ученика, «окошко» для чтения, папки по обучению грамоте, разрезная азбука, фланелеграф, предметные картинки.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методические рекомендации |
1.Оргмомент. |
- Давайте возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Поздоровайтесь не словами, а с помощью рук. Вы почувствовали тепло друг друга. Тепло передается по кругу. Нам тепло и приятно потому, что мы вместе. Я думаю, что так же вместе и дружно вы будете работать на уроке. За правильные ответы вы будете получать фишки. Садитесь. |
Звучит спокойная музыка. Дети входят по массажной дорожке, становятся вокруг обруча. |
|
2.Речевая минутка А) Артикуля ционная гимнастика. Б) Работа со скороговоркой по карточке на подвесной леске. |
- Проведем речевую разминку.
А) -Тянуть губки прямо к ушкам Очень нравится лягушкам, Подражаю я слону – Губки хоботком тяну. Язык лопаткой положи И спокойно подержи, Язык полочкой потом И потянем острием. С языком случилось что-то – Он толкает зубы, Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы.
Б) - Проговорим скороговорку. «Дом у дуба, дуб у дома». Учитель показывает знаки на ступеньках на карточке. - Прыгаем по ступенькам: ОГ - очень громко. НГ – нормальным голосом. ВП – вполголоса. Ш - шепотом. |
Дети повторяют хором, выполняют соответствующие упражнения языком и губами. Дети проговаривают хором скороговорку по указанию. |
|
3.Повторение |
А) На доске расположены магнитные буквы. - Посмотрите на доску. Выберите буквы, которые поются, тянутся. (а, о, у, и, ы) - Назови эти буквы одним словом. (Гласные) - Прочитайте их с таким настроением: радостно, грустно, удивленно. (Учитель показывает мордашки с соответствующим настроением)
-Как называются остальные буквы? (Согласные) - Как произносятся согласные? (Согласные не поются, воздух встречает препятствия, преграду) Б) На сенсорной вертушке - карточки с буквами.
б в м т л к
а о и У ы
а х т У ш Р н г И х
- На какой карточке только согласные буквы? Покажите с помощью цветного блокнота. В) – Возьмите перчатку. - Прочитайте слоги в таком порядке, в котором расположены цветные полоски. Му ха ко за ры ба Г) Игра. «Подружитесь слоги» - Найдите пару для своих перчаток, чтобы получилось слово. Му-ха Ко-за Ры-ба |
Один ученик работает у доски. Выбирает гласные.
Дети по одному читают гласные буквы с разным настроением: радостно, грустно, удивленно. Учащиеся отвечают на вопросы.
У каждого ученика на парте цветные блокноты. Дети показывают карточку с соответствующим цветом. У каждого ученика по одной перчатке с цветным слогом. Тот ученик, у которого слог написан соответствующим цветом встает и читает слог. Дети выбегают и становятся парами. Читают полученные слова. |
|
4. Введение в тему. |
- Каплями забулькав, Плакала сосулька: Я ступила на карниз и боюсь свалиться вниз! - Кап! Кап! Кап!
- Кто поймает капельки? Для этого мы должны составить и прочитать слоги. Капельку с гласной буквой прикрепите на красный кружок, капельку с согласной буквой прикрепите на синий кружок. Од ду ди ад да до ды - Что общего во всех слогах? (Во всех слогах есть буква Д.) - Охарактеризуйте звук Д. (Согласный, звонкий) |
Работа по экологическому букварю.
Дети выбегают, прикрепляют капельки к экологическому букварю и читают слоги. Дети отвечают на вопросы. |
|
5. Работа над темой урока. А) Сообщение темы, целей урока. Б) Целеполагание. В) Работа по теме урока Составление слов. |
- Сегодня на уроке я хочу научить вас читать слова с буквой Д. -Чему вы хотите научиться на уроке? - Я приглашаю вас в сказку. Угадайте, в какую сказку мы попадем.
-Стоял в поле домик маленький, как гномик. Звери в нем любили петь. Раздавил его медведь. - Правильно. Это сказка «Теремок». - Стоит в поле теремок. Бежит мышка «Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.
Прискакала лягушка: «Терем-теремок! Кто-кто в тереме живет?». « Я мышка-норушка, а ты кто?»
«Я лягушка-квакушка. Давай вместе жить» Мышка отвечает: «Помоги мне составить слова, тогда будем вместе жить». Задумалась лягушка. Просит помощи у вас, ребята. - Возьмите конверт с фигурами. Сгруппируйте фигуры. Прочитайте полученные слова. Слова: огород, помидор, горох, дыни. - Молодцы, ребята! Стали мышка с лягушкой вдвоем жить. |
Дети отвечают, пользуясь алгоритмами ответов, опорами на рейке.
Макет теремка расположен на «экологическом букваре». Сюжет моделируется на «экологическом букваре»
У каждого ребенка на парте конверт с фигурами, на которых написаны слоги. Дети составляют слова на местах, по одному выходят, переставляют фигуры на фланелеграфе и читают слова. |
|
Чтение слов и слогов с буквой Д. |
Бежит мимо зайчик. Ему жители теремка дали непростое задание: запутать дорожки. Помогите зайчику, ребята. Работаем так, как предлагает белка. Работа в группах. Возьмите карточку такого цвета, какой у вас на парте круг. 1 группа. Провести дорожку между словами с буквой Д. 2 группа. Провести дорожку между слогами с буквой Д. 3 группа. Провести дорожку там, где встретилась буква Д. Дуб д аш ду со р Да со сад ли т Пар дорога ди уд душ Проверка выполнения задания. 1 гр. – Прочитайте слова хором. 2 гр. – Прочитайте слоги. 3 гр. – Сколько раз встретилась буква Д? Молодцы! Прыгнул зайчик в теремок, и стали они втроем жить. |
У детей 1 группы – красный; у 2 группы – зеленый; у 3 группы – желтый.
Дети группами работают над заданиями. Дети читают слова, слоги. |
Дифференцированное задание по степени сложности. |
Индивидуальная работа по разрезной азбуке |
Прибежала лисичка и стучит в окошко. Звери загадали ей загадку. Белый столб стоит на крыше И растет все выше, выше. Вот дорос он до небес – И исчез. (Дым) - Произнесем хором слово. (Дым) -Сколько слогов? (хлопками) - Составьте схему слова. Откройте конверт с зеленым квадратом. - Какой первый звук? (Д – согласный, синий кружок) - Какой второй звук? (Ы – гласный, красный кружок) - Какой третий звук? (М – согласный, синий кружок) - Откройте разрезную азбуку. Составим слово из букв. - Прочитайте слово. (Дым) Учитель предлагает закрыть глаза детям, производит замену одной буквы, просит прочесть слово и сказать, что изменилось - Что изменилось?
Дым - дом - Заменили гласную букву. Слово дым превратилось в слово дом. - Откройте конверт с красным квадратом. У каждого ученика карточки со словами вода, дудка, душ, дома. -Найдите и прочитайте слово, которое подходит к этой схеме. (Душ) -Измените последнюю букву, чтобы получилось название дерева. (Дуб) - Составьте это слово. Забралась лисичка в теремок. Стали звери жить вчетвером, дружно работать и весело отдыхать. Мы тоже отдохнем. |
Дети хором произносят слово, делят на слоги с помощью хлопков. У каждого конверт с красными и синими кружками. Один ученик составляет схему слова на доске. Один ученик составляет у доски слово «дым» из магнитных букв, остальные на местах. Дети закрывают глаза, а затем открывают и читают изменившееся слово.
Дети открывают конверты, читают самостоятельно слова. Дети изменяют слово. Один ученик у доски. Остальные ученики на партах. |
|
Физминутка.
|
По дороге мы идем. Путь далек, далек наш дом. Жаркий день, сядем в тень. Мы под дубом посидим, Мы под дубом постоим. Посидим, отдохнем, Потом дальше пойдем. - Приготовьте «Буквари». |
Дети произносят стихотворение, выполняя движения. Дети меняются местами и достают «Буквари» из конторок |
|
Чтение рассказа по «Букварю».
Чтение «окошком». |
Дорога привела нас к теремку, куда прибежал волчок - серый бочок. Звери его спрашивают: «А книги ты умеешь читать?» Надо выручать волчонка. - Откройте «Букварь». Сегодня мы будем читать рассказ «Наш огород». - Чтение рассказа учителем. - Какие слова из рассказа встречались на уроке? (огород, помидор, горох, дыни) - Чтение хором этих слов. - Чтение «окошком». Поселился волчок в теремке. И стали жить они еще дружнее. |
Дети называют слова, которые расположены на фланелеграфе. Дети хором читают слова. Дети читают с помощью вырезанного окошка из картона. |
|
Чтение предложений с буквой Д. |
Прослышал про этот терем медведь. Тоже захотел он жить в нем. Звери дали ему такое задание: прочитать предложение по схеме. Прочитайте предложение по схеме на красной полоске, на синей полоске, на желтой полоске - Влез медведь на крышу и только уселся – бах - раздавил теремок. (На экологическом букваре теремок разваливается). Заплакали звери. Что им теперь делать?... - Ребята, надо помочь зверям. Для этого необходимо собрать слово из букв. Тогда мы узнаем, что поможет им построить новый дом. Надо в пустые клеточки вставить первые буквы слов, изображенных на картинках. Назовите первое слово. (Дерево) Какой первый звук? (Д) Назовите второе слово. (Рыба) – Какой первый звук? (Р). Назовите третье слово. (Утка) – Какой первый звук? (У)
Назовите четвертое слово. (Жук) Пятое слово - бабочка, шестое слово – арбуз. - Какое слово получилось? Прочитаем хором. (Дружба) - Вот вместе звери построили новый терем. (На экологическом букваре появляется новый терем) - В этом помогла им дружба. |
Дети читают предложения, соответствующие схеме.
Дети по одному выходят и вставляют букву, получается слово «Дружба».
Дети хором читают слово. |
|
6.Домашнее задание |
- Откройте папки. Дифференцированное задание на дом. I группа - прочитать слоги и составить слова. ( Горох, дыни) II группа – прочитать слоги. |
У каждого ребенка есть индивидуальная папка по обучению грамоте |
|
7.Итог. Оценивание. |
Что помогло нам справиться с заданиями? (Дружная работа) - Вы хорошо и дружно поработали. Посмотрите на экран оценивания. Как много заработали фишек. - Чем мы занимались на уроке? (Мы читали, составляли слова, помогали лягушке, зайчику, лисичке, волчонку, медведю) - Чему вы научились на уроке? (Мы научились читать слова с буквой Д) |
Ответы детей. Дети отвечают, пользуясь алгоритмами ответов и опорами на леске. |
Литература
Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Воронкова В. В., Коломыткина И. В. Букварь.1 класс. Учебник для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2015
В.В Воронкова. Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 1998
Упоров Д.В., Романова Г.М., Колпакова М.В., Черемных Т.С. Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в системе специального образования: практическое пособие. – Красноярск, 2008
Адамова Нарема Семедовна