12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Кунанбаева Масрипа272
учитель начальных классов, классный руководитель
Россия, Алтайский край, с. Михайловское
Урок:  чтение
Класс:  1
Тема:  Слоги, слова с буквой Дд.

 

Цели урока:

Образовательные: учить читать слова, слоги с буквой Дд; учить выделять звук [д] в словах;

Коррекционно-развивающие: корригировать внимание на основе зрительного и слухового восприятия; развивать фонематический слух, закреплять навыки плавного слогового чтения; содействовать формированию и развитию учебных умений и навыков младших школьников; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

Воспитывающие: формировать учебную мотивацию у младших школьников, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип: закрепление изученного материала

Оборудование: экологический букварь, обруч, схема для скороговорок, цветные блокноты, магнитные буквы, карточки с согласными на вертушке, перчатки, капельки со слогами, геометрические фигуры со слогами, букварь, дифференцированные карточки, теремок на «экологическом букваре», звери (мышка, лягушка, лисичка, заяц, волк, медведь), конверты с кружками разного цвета для каждого ученика, «окошко» для чтения, папки по обучению грамоте, разрезная азбука, фланелеграф, предметные картинки.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические рекомендации

1.Оргмомент.

- Давайте возьмемся за руки. У нас получилось два круга: один – внутри, это обруч, а другой – снаружи, это мы с вами. Поздоровайтесь не словами, а с помощью рук. Вы почувствовали тепло друг друга. Тепло передается по кругу. Нам тепло и приятно потому, что мы вместе. Я думаю, что так же вместе и дружно вы будете работать на уроке. За правильные ответы вы будете получать фишки. Садитесь.

Звучит спокойная музыка. Дети входят по массажной дорожке, становятся вокруг обруча.

 

2.Речевая минутка

А) Артикуля

ционная гимнастика.

Б) Работа со скороговоркой по карточке на подвесной леске.

- Проведем речевую разминку.

 

А) -Тянуть губки прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам,

Подражаю я слону –

Губки хоботком тяну.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи,

Язык полочкой потом

И потянем острием.

С языком случилось что-то –

Он толкает зубы,

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

 

Б) - Проговорим скороговорку. «Дом у дуба, дуб у дома».

Учитель показывает знаки на ступеньках на карточке.

- Прыгаем по ступенькам:

ОГ - очень громко.

НГ – нормальным голосом.

ВП – вполголоса.

Ш - шепотом.

Дети повторяют хором, выполняют соответствующие упражнения языком и губами.

Дети проговаривают хором скороговорку по указанию.

 

3.Повторение

А) На доске расположены магнитные буквы.

- Посмотрите на доску. Выберите буквы, которые поются, тянутся.

(а, о, у, и, ы)

- Назови эти буквы одним словом.

(Гласные)

- Прочитайте их с таким настроением: радостно, грустно, удивленно. (Учитель показывает мордашки с соответствующим настроением)

 

-Как называются остальные буквы? (Согласные)

- Как произносятся согласные? (Согласные не поются, воздух встречает препятствия, преграду)

Б) На сенсорной вертушке - карточки с буквами.

 

б в м

т л к

 

 

 

а о и

У ы

 

 

 

а х т

У ш

Р н г

И х

 

 

- На какой карточке только согласные буквы? Покажите с помощью цветного блокнота.

В) – Возьмите перчатку.

- Прочитайте слоги в таком порядке, в котором расположены цветные полоски.

Му

ха

ко

за

ры

ба

Г) Игра. «Подружитесь слоги»

- Найдите пару для своих перчаток, чтобы получилось слово.

Му-ха

Ко-за

Ры-ба

Один ученик работает у доски. Выбирает гласные.

 

 

 

 

Дети по одному читают гласные буквы с разным настроением: радостно, грустно, удивленно.

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У каждого ученика на парте цветные блокноты.

Дети показывают карточку с соответствующим цветом.

У каждого ученика по одной перчатке с цветным слогом.

Тот ученик, у которого слог написан соответствующим цветом встает и читает слог.

Дети выбегают и становятся парами. Читают полученные слова.

 

4. Введение в тему.

- Каплями забулькав,

Плакала сосулька:

Я ступила на карниз и боюсь свалиться вниз!

- Кап! Кап! Кап!

 

- Кто поймает капельки?

Для этого мы должны составить и прочитать слоги. Капельку с гласной буквой прикрепите на красный кружок, капельку с согласной буквой прикрепите на синий кружок.

Од ду ди ад да до ды

- Что общего во всех слогах? (Во всех слогах есть буква Д.)

- Охарактеризуйте звук Д.

(Согласный, звонкий)

Работа по экологическому букварю.

 

 

 

 

Дети выбегают, прикрепляют капельки к экологическому букварю и читают слоги.

Дети отвечают на вопросы.

 

5. Работа над темой урока.

А) Сообщение темы, целей урока.

Б) Целеполагание.

В) Работа по теме урока

Составление слов.

- Сегодня на уроке я хочу научить вас читать слова с буквой Д.

-Чему вы хотите научиться на уроке?

- Я приглашаю вас в сказку. Угадайте, в какую сказку мы попадем.

 

-Стоял в поле домик маленький, как гномик.

Звери в нем любили петь. Раздавил его медведь.

- Правильно. Это сказка «Теремок».

- Стоит в поле теремок. Бежит мышка «Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала в нем жить.

 

Прискакала лягушка: «Терем-теремок! Кто-кто в тереме живет?».

« Я мышка-норушка, а ты кто?»

 

«Я лягушка-квакушка. Давай вместе жить»

Мышка отвечает: «Помоги мне составить слова, тогда будем вместе жить».

Задумалась лягушка. Просит помощи у вас, ребята.

- Возьмите конверт с фигурами. Сгруппируйте фигуры. Прочитайте полученные слова.

Слова: огород, помидор, горох, дыни.

- Молодцы, ребята! Стали мышка с лягушкой вдвоем жить.

Дети отвечают, пользуясь алгоритмами ответов, опорами на рейке.

 

 

Макет теремка расположен на «экологическом букваре».

Сюжет моделируется на «экологическом букваре»

 

 

 

 

 

 

 

 

У каждого ребенка на парте конверт с фигурами, на которых написаны слоги. Дети составляют слова на местах, по одному выходят, переставляют фигуры на фланелеграфе и читают слова.

 

Чтение слов и слогов с буквой Д.

Бежит мимо зайчик. Ему жители теремка дали непростое задание: запутать дорожки. Помогите зайчику, ребята.

Работаем так, как предлагает белка.

Работа в группах.

Возьмите карточку такого цвета, какой у вас на парте круг.

1 группа. Провести дорожку между словами с буквой Д.

2 группа. Провести дорожку между слогами с буквой Д.

3 группа. Провести дорожку там, где встретилась буква Д.

Дуб    д  аш      ду  со     р

Да      со    сад    ли    т

Пар    дорога   ди  уд душ

Проверка выполнения задания.

1 гр. – Прочитайте слова хором.

2 гр. – Прочитайте слоги.

3 гр. – Сколько раз встретилась буква Д?

Молодцы! Прыгнул зайчик в теремок, и стали они втроем жить.

 

 

 

 

 

 

У детей

1 группы – красный;

у 2 группы – зеленый;

у 3 группы – желтый.

 

 

 

 

 

Дети группами работают над заданиями.

Дети читают слова, слоги.

Дифференцированное задание по степени сложности.

 

Индивидуальная работа по разрезной азбуке

Прибежала лисичка и стучит в окошко. Звери загадали ей загадку.

Белый столб стоит на крыше

И растет все выше, выше.

Вот дорос он до небес –

И исчез. (Дым)

- Произнесем хором слово.  (Дым)

-Сколько слогов? (хлопками)

- Составьте схему слова. Откройте конверт с зеленым квадратом.

- Какой первый звук? (Д – согласный, синий кружок)

- Какой второй звук? (Ы – гласный, красный кружок)

- Какой третий звук? (М – согласный, синий кружок)

- Откройте разрезную азбуку. Составим слово из букв.

- Прочитайте слово. (Дым)

Учитель предлагает закрыть глаза детям, производит замену одной буквы, просит прочесть слово и сказать, что изменилось

- Что изменилось?

 

Дым - дом

- Заменили гласную букву. Слово дым превратилось в слово дом.

- Откройте конверт с красным квадратом. У каждого ученика карточки со словами вода, дудка, душ, дома.

-Найдите и прочитайте слово, которое подходит к этой схеме. (Душ)

-Измените последнюю букву, чтобы получилось название дерева. (Дуб)

- Составьте это слово.

Забралась лисичка в теремок. Стали звери жить вчетвером, дружно работать и весело отдыхать. Мы тоже отдохнем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети хором произносят слово, делят на слоги с помощью хлопков.

У каждого конверт с красными и синими кружками. Один ученик составляет схему слова на доске.

Один ученик составляет у доски слово «дым» из магнитных букв, остальные на местах.

Дети закрывают глаза, а затем открывают и читают изменившееся слово.

 

 

Дети открывают конверты, читают самостоятельно слова.

Дети изменяют слово.

Один ученик у доски. Остальные ученики на партах.

 

Физминутка.

 

По дороге мы идем.

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом постоим.

Посидим, отдохнем,

Потом дальше пойдем.

- Приготовьте «Буквари».

Дети произносят стихотворение, выполняя движения. Дети меняются местами и достают «Буквари» из конторок

 

Чтение рассказа по «Букварю».

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтение «окошком».

Дорога привела нас к теремку, куда прибежал волчок - серый бочок. Звери его спрашивают: «А книги ты умеешь читать?» Надо выручать волчонка.

- Откройте «Букварь». Сегодня мы будем читать рассказ «Наш огород».

- Чтение рассказа учителем.

- Какие слова из рассказа встречались на уроке? (огород, помидор, горох, дыни)

- Чтение хором этих слов.

- Чтение «окошком».

Поселился волчок в теремке.  И стали жить они еще дружнее.

 

 

 

 

 

 

Дети называют слова, которые расположены на фланелеграфе.

Дети хором читают слова.

Дети читают с помощью вырезанного окошка из картона.

 

 

Чтение предложений с буквой Д.

Прослышал про этот терем медведь. Тоже захотел он жить в нем.

Звери дали ему такое задание: прочитать предложение по схеме.

Прочитайте предложение по схеме на красной полоске, на синей полоске, на желтой полоске

- Влез медведь на крышу и только уселся – бах - раздавил теремок. (На экологическом букваре теремок разваливается).

Заплакали звери. Что им теперь делать?...

- Ребята, надо помочь зверям. Для этого необходимо собрать слово из букв. Тогда мы узнаем, что поможет им построить новый дом. Надо в пустые клеточки вставить первые буквы слов, изображенных на картинках.

Назовите первое слово. (Дерево) Какой первый звук? (Д)

Назовите второе слово. (Рыба)

– Какой первый звук? (Р).

Назовите третье слово. (Утка)

– Какой первый звук? (У)

 

Назовите четвертое слово. (Жук)

Пятое слово - бабочка,

шестое слово – арбуз.

- Какое слово получилось? Прочитаем хором. (Дружба)

- Вот вместе звери построили новый терем.

(На экологическом букваре появляется новый терем)

- В этом помогла им дружба.

 

 

 

Дети читают предложения, соответствующие схеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по одному выходят и вставляют букву, получается слово «Дружба».

 

 

 

Дети хором читают слово.

 

6.Домашнее задание

- Откройте папки. Дифференцированное задание на дом.

I группа - прочитать слоги и составить слова. ( Горох, дыни)

II группа – прочитать слоги.

 

У каждого ребенка есть индивидуальная папка по обучению грамоте

7.Итог. Оценивание.

Что помогло нам справиться с заданиями? (Дружная работа)

- Вы хорошо и дружно поработали. Посмотрите на экран оценивания. Как много заработали фишек.

- Чем мы занимались на уроке? (Мы читали, составляли слова, помогали лягушке, зайчику, лисичке, волчонку, медведю)

- Чему вы научились на уроке? (Мы научились читать слова с буквой Д)

Ответы детей.

Дети отвечают, пользуясь алгоритмами ответов и опорами на леске.

 


 


 

Литература

Аксёнова А.К., Ильина С.Ю. Методические рекомендации. Русский язык. 1 - 4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Воронкова В. В., Коломыткина И. В. Букварь.1 класс. Учебник для коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2015

В.В Воронкова. Тетрадь по обучению грамоте для учащихся 1 классов коррекционных образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 1998

Упоров Д.В., Романова Г.М., Колпакова М.В., Черемных Т.С. Современные подходы к использованию здоровьесберегающих технологий в системе специального образования: практическое пособие. – Красноярск, 2008

Опубликовано


Комментарии (1)

Адамова Нарема Семедовна, 02.05.17 в 14:55 0 Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень интересный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.