Урoк oбучения грамoте ( письмo) в 1 классе «Cтрoчная буква в»
Урoк oбучения грамoте ( письмo) в 1 классе " Cтрoчная буква в".
Педагогическая цель: создать условия для формирования умения писать строчную букву в, способствовать развитию фонематического слуха, мелкой моторики, глазомера.
Тип урока: Решение учебной задачи
Планируемые результаты (предметные): осуществляют сравнение печатной и письменной букв; грамотно записываютбукву, слоги, слова и предложения, различать твердый и мягкий звук.
Личностные результаты: имеют познавательные интересы и учебные мотивы
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения задач; логические – различают предложения по цели высказывания.
Коммуникативные: строят в коммуникации понятные для партнера высказывания
Образовательные ресурсы:
1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1
Ход урока
Организационный момент.
Учитель: Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.
Садятся те, чьи имена начинаются на гласный…..
Я попросила Аришу помочь мне начать сегодняшний урок. Ученица читает стихотворение:
В – важна и величава.
Очень много нужных слов
От нее берут начало,
Словно реки от ручьев.
Воздух, время, вьюга, ветер,
Вальс, волшебник, водопад,
Милый взгляд и синий вечер,
Ветка вишни, виноград,
Вилки, варежки, ватрушки,
На носу весной – веснушки!
Море плещется волной.
Слов на В – полным-полно!
Т. Синицина
II. Актуализация знаний.
Учитель: Послушайте и отгадайте загадки.
Сильная, большая птица Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая…
Ученики: ворона
Учитель вывешивает картинку с изображением вороны.
Учитель: В каких сказках встречается ворона?
Ученики: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Учитель: Как вы думаете, Ворона добрый сказочный персонаж или злой? Почему вы так думаете? Давайте придумаем предложения со словом ворона.
Ученики придумывают предложения со словом ворона.
Учитель: Какой звук слышится в начале слова ворона? Дайте характеристику этому звуку.
Ученики: Согласный, твёрдый, звонкий,
Учитель:
Спелая ягода красного цвета .
Косточка в яркую шубу одета .
Ветер листочки колышет чуть слышно.
Ягода та называется …
Ученики: Вишня.
Учитель вывешивает картинку с изображением вищни.
Учитель: Какой звук слышится в начале слова вишня? Дайте характеристику этому звуку.
Ученики: Согласный, мягкий, звонкий,
Учитель: Какой буквой на письме обозначаются звуки [в], [в']?
Ученики: Буквой «в».
Учитель: В Букваре мы познакомились с печатной буквой «в».
Учитель вывешивает карточку с изображением печатной буквы В.
III. Формулирование темы. Постановка цели урока.
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока письма.
Ученики: Строчная буква «в».
Учитель: Давайте сформулируем учебную задачу сегодняшнего урока.
Ученики: Научиться писать букву в, и слоги ,и слова,и предложения.
Учитель: Подготовим руку к письму, выполним пальчиковую гимнастику( упражнения "восьмерки", " кулак, ребро, ладонь").
IV. Открытие новых знаний.
Учитель: Посмотрите внимательно на букву. Из каких элементов она состоит?
Ученики: Петельки, овала.
Учитель: Если бы вы были учителем, как бы вы объяснили алгоритм написания строчной буквы «в»?
К доске выходит ученица и пробует объяснить алгоритм написания строчной буквы» «в».
Учитель: Послушайте алгоритм написания строчной буквы «в». Ставим ручку на середину рабочей строки, поднимаемся по крючковой линии до 1.3в доп. Строке, в средней части поднимаемся по секрету, разворачиваем ручку, опускаемся по наклонной,задерживаемся на строке, поднимаемся до верхней линеечки по наклонной и плавно закрываем букву или
Второй вариант: задерживаемся на строке, поднимаемся вверх, прижимаемся к наклонной чуть выше середины,выполняем узелок и уходим вправо вверх.
Последовательность выполнения работы учениками:
Письмо строчной буквы «в» воздухе.
На ладошке
Повторение правил, которые нужно вспомнить при письме (спинку держим прямо, ручку держим правильно, листок тетради лежит наискось).
Письмо строчной буквы «в» прописи (сначала с учителем).
V. Физкультминутка
Ветер, ветер, ветер, ветер,
Веет ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести
От весны на каждой ели:
Тут – сосульки, там – капели…»
Осыпается сосна.
Просыпается весна.
Воет ветер, хвою вертит:
«Верьте, верьте, верьте, верьте…»
VI. Работа над новым материалом.
1. На доске буквы: а у в о ы и э
Учитель: На какие группы можно разделить эти буквы?
Ученики: Гласные и согласные.
Учитель: Давайте разделим буквы на две группы
– Согласная буква «в» дружит с гласными буквами. В результате этой дружбы образуются слоги. Давайте их прочтем
Учитель: В каком слоге согласный звук произносится мягко?
Ученики: Слог «ви», потому что гласная буква «и» смягчает согласную.
Учитель: Посмотрите внимательно на слоги. Как соединяется строчная буква «в» с гласными буквами: а у о ы и э?
Ученики: При помощи верхнего соединения – петельки.
3. Письмо слогов.
Учитель: Давайте запишем на 5 строчке снизу
Учитель: Когда мы пишем слоги и слова, произносим что?
Ученики: Звуки.
Написание первого слога показывает учитель, второго – ученик, остальные слоги ученики записывают в тетради самостоятельно.
VII. Физкультминутка.
Учитель: Если в слове услышите твёрдый звук [в], вы должны присесть. Если в слове услышите мягкий звук [в'], вы должны подпрыгнуть на месте. (Слова: вареник, ведро, велосипед, ворона, рама, вертолёт, воробей).
Учитель: Для чего мы учились писать строчную букву «в»?
Ученики: Чтобы научиться писать слова с этой буквой.
5. Письмо слов и предложений.
Учитель: Поработайте в паре составьте предложение из рассыпавшихся слов.
Из чего состоит предложение?
Ученики: Предложение состоит из слов.
Учитель: Сколько слов в предложении?
Ученики: В предложении три слова.
Учитель: Найдите это предложение в прописи.
– Какие правила нужно знать, чтобы записать предложение в тетради?
Ученики: Первое слово пишем с большой буквы. В конце предложения ставим точку. Когда пишем слова, произносим звуки.
VIII. Закрепление пройденного.
IX. Итог и рефлексия урока
Учитель: Чему учились сегодня на уроке? Какое из заданий вызвало затруднение? Что больше всего понравилось на уроке? Поднимите солнышко те ученики, которые довольны своей работой и у кого хорошее настроение.
Учитель: Спасибо всем за урок.