Урок обучения грамоте в 1 классе на тему: «Звуки [з, з']. Буквы З з.»
Экскурсия в зоопарк
PPT / 1.96 Мб
/data/files/z1604945269.ppt (Экскурсия в зоопарк)МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА №6» АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Урок обучения грамоте
в 1 классе
на тему:
«Звуки [з, з']. Буквы З з.»
Автор работы:
Редченко Виктория Ивановна –
учитель начальных классов
МОУ «Амвросиевская школа №6»
Амвросиевского района ДНР.
2020 г
ТЕМА: Звуки [з, з']. Буквы З з.
Цель урока: познакомить с согласными звуками [з], [з’] и буквами З, з; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления; учить составлять тексты из 3–4 предложений, сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з'] и буквах З з.
Тип урока: урок знакомства с новыми звуками и буквой основного этапа обучения грамоте (урок усвоения новых знаний)
Планируемые результаты:
Личностные результаты: Адекватная мотивация: установка на здоровый образ жизни, личная ответственность за свои поступки
Предметные результаты:
Научатся: выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами, называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации, читать текст и отвечать на вопросы по содержанию
Метапредметные (УУД):
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.
Образовательные ресурсы:
У учителя:
- вербальные: учебник « Азбука» для 1 класса, часть 1-я., предметные картинки (Золушка, зебра, звонок), слоговая таблица
-аудиовизуальные: презентация « Экскурсия в зоопарк»
- вспомогательные: компьютер, проектор, экран.
У учащихся:
- вербальные: учебник, часть 1, карточки для звуко-буквенного анализа, тетрадь по чтению.
Методы: наглядный, беседа, диалог, практический, проблемно-поисковый
Формы проведения урока: фронтальная, индивидуальная, парная, учебный диалог.
Ход урока
І.Оргмомент
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко – к окошку.
Руку луч тебе протянет –
Ты подставь скорей ладошку.
И скажем всем: (Дети хором)
- С добрым утром!
Людям, травам, домам, птицам.
И веселым, интересным
День твой должен получиться.
ІІ. Актуализация знаний
- К нам в гости пришла одна героиня. Отгадайте загадку:
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка) ( Приложение 1)
-Правильно.
-Посмотрите у Золушки конверт. А что в нем? Золушка приготовила задания, которые нужно выполнить. Если справимся, получим пригласительный билет, а куда, узнаем позже.
-И так первое задание.
Фонетическая разминка
Покажите как:
- жужжит жук;
- как шипит змея;
- как рычит лев;
- как пыхтит каша;
- как воет волк;
- комар летел и протяжно звенел
- дети – комарики с мамой летят, тоненьким голосом тоже звенят;
- Что мы произносили? (Звуки).
- Звуки эти разные –
ГЛАСНЫЕ, СОГЛАСНЫЕ.
- Чем они различаются?
- Чем они обозначаются на письме? (буквами);
- Из букв получаются слова;
ІІІ. Самоопределение к деятельности
- Задание 2.
- Назовите 2 новых звука. (Ответы детей)
- Определите, с чем сегодня познакомимся? А чему надо научиться? (Ответы детей)
IV. Работа над новым материалом
1. Знакомство со звуком
- Задание 3
А) Слого-звуковой анализ слова
- На доске предметные картинки, изображающие зебру и звонок.
(Приложение 2)
– Что изображено на картинках?
– Выполните слого-звуковой анализ слов зебра, звонок.
– Выделите согласные звуки [з] и [з’].
– Звуки [з] и [з’] – звонкие; в слове звонок звук [з] твердый, в слове зебра звук [з’] мягкий
Задание 4
Б) «Посчитай звуки»
- Посчитайте, сколько раз звук З встретится в стихотворении:
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.
2. Знакомство с буквой З.
- На что похожа буква З? (Ответы детей)
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
- Задание 5
3. Работа в тетрадях по чтению. Запись буквы З з и слогов за зо зи зу зы
- Перед началом нашей работы разомнем пальчики.
Физминутка
Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем буквы мы писать.
V. Первичное закрепление
1. Чтение по слоговой таблице
- Задание 6
-А теперь над чем надо поработать?
- Поучимся читать слоги и слова с буквой З по слоговой таблице. (Приложение 3)
2. Чтение слов
- А теперь прочитаем слова в столбиках хором. (Запись на доске)
Зима знакомые зеленел
Произнесите зазвенел звонок
- Назовите двусложные, трехсложные слова. Как вы определили количество слогов в слове?
- А в каком слове больше всего слогов? Сколько слогов?(5)
- Все задания мы выполнили. А теперь узнаем куда приглашает нас Золушка.
- Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей»
3. Работа над стихотворением
А) Чтение стихотворения учителем
Где обедал, воробей?
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у нoсорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубатый крокодил
Чуть меня не проглотил.
4. Работа по содержанию
- О чем это стихотворение (Ответы детей)
- И так Золушка приглашает нас на экскурсию в зоопарк.
5. Знакомство со словом
- В книгах есть картинки и фотографии животных, но живых зверей можно посмотреть в зоопарке. Вслушайтесь в слово «зоопарк», «зоо» означает животное, а слово парк всем вам хорошо известно. Что получиться если соединить эти слова? Парк, в котором живут животные.
- Прежде чем начнем нашу экскурсию по зоопарку, давайте вспомним правила поведения. Хоть наш зоопарк и не настоящий, расскажите, как нужно вести себя в зоопарке? (Ответы детей).
6. Повторение правил поведения в зоопарке
Правила поведения в зоопарке
НЕ кормите, НЕ дразните, НЕ пугайте животных.
НЕ бросайте ничего в животных.
НЕ заходите за ограждение, НЕ прислоняйтесь к нему, и тем более НЕ просовывайте руки.
Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.
ФИЗМИНУТКА
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Улыбайся и садись!
7. Экскурсия по зоопарку
- Начинаем нашу экскурсию по зоопарку. Кто же у нас живет в первой клетке? Слайд 2
-Ребята, что вы знаете о слонах? (Ответы детей).
-Слоны - самые большие животные, они питаются листьями деревьев, которые срывают своим хоботом – так у слонов называется длинный нос. А вот это бивни. Как вы думаете, для чего они нужны слону? (Ответы детей). Бивнями слон защищается от врагов, это такие рога.
- Ребята, а как называется детеныш слонихи – слоненок.
- А вот это животное угадать не сложно. Его длинная шея сразу выдает его. Как называется это животное? (Ответы детей). Слайд 3
- Это жираф. Он может питаться листьями деревьев, до которых не дотягиваются другие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Жираф выше всех других животных. Жираф может взять корм и с земли, а также пить воду, но для этого он должен широко расставить передние ноги, чтобы наклониться. Живут жирафы стадами, разделенными на две группы: в одной мамы с детенышами, в другой папы.
- Продолжаем знакомиться с обитателями зоопарка. Отгадайте, кто живет в следующей клетке.
Загадка про зебру
Надели коняшки
Полосатые рубашки.
- Вы догадались? (Ответы детей). Слайд 4
- Это – зебра. Зебры очень пугливы, от врагов спасаются бегством, причем бегают они очень быстро, но не долго – устают. А если убежать не удается, они защищаются зубами и копытами.
- Переходим к следующему животному. Кто же это? Слайд 5
- Это крокодил. Грозное и опасное животное. А почему, как вы думаете? (Ответы детей).
- Сильные зубы нужны крокодилу для того, чтобы хватать добычу, разрывать и пережевывать.
- Знаете ли вы, чем питается крокодил? (Ответы детей). Молодые крокодилы едят рыбу, птиц, насекомых, а взрослым по зубам даже зебры, прибежавшие к водоему попить воды. Такие животные, которые как крокодилы, питаются другими животными, называются – хищники.
- Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Ну, и конечно, такие зубы служат надежной защитой от врагов.
- Продолжаем нашу экскурсию. Следующее животное обезьяна. Слайд 6
- Она живет на деревьях и там же питается листьями и плодами. Хвост обезьяны помогает ей держаться за ветви деревьев. Мамы обезьяны очень заботливые: купают своих детенышей, обкусывают им ногти, покрикивают на непослушных.
-А это что за зверь? (Ответы детей).
- Правильно! Это лев. Слайд 7
- Льва называют «царь зверей». Львы любят подолгу дремать и бездельничать. Нападают они только тогда, когда голодны или кто-то пытается его обидеть. Львы – хищники. Что это значит?
- Чем питаются львы? (Ответы детей). Львы не охотятся в одиночку. Живут они тоже большими семьями. Взрослые львы любят поиграть с малышами – львятами. Еще они учат их всему важному для жизни львов.
- А в следующей клетке у нас – бурый медведь. Слайд 8
- Ребята, что вы знаете о медведях. (Ответы детей).
- Бурый медведь очень крупный массивный зверь. У него густой и длинный мех, длинные когти. Губы и нос черные. Глаза маленькие, хвост короткий скрыт в мехе. А еще медведь сладкоежка он любит мед и ягоды.
- А знаете ребята, что есть медведи, которые живут на севере. Это белый медведь. Слайд 9
- Живет на Северном полюсе, любит есть рыбу. Большого размера. У него очень густая белая шерсть, которая не дает ему замерзнуть.
-В зоопарке есть аквариум. Слайд 10
-Ребята, поднимите руки, у кого дома есть аквариум? А какие рыбки?
-Завершает нашу экскурсию террариум. Слайд 11
Террариум - это особое помещение или емкость для содержания насекомых ящериц, черепах, змей.
-Закончилась наша экскурсия по зоопарку.
- А сейчас немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся, (руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть враво-влево)
VI. Закрепление знаний и способов действий.
1.Работа по учебнику Рассказ «В зоопарке» (учебник, с. 91–92)
А) Работа с текстом.
-Найдите текст «Зоопарк». Прочитайте хором заглавие. Можно ли по заглавию определить содержание текста?
- Прочитайте текст в полголоса. (самостоятельно)
Чтение текста учителем
Дети читают текст по предложению.
Перечислите о каких животных шла речь? ( Крокодил, тигр, мартышки, носорог). Найдите в тексте слова, в которых говорится, что делали эти животные? ( крокодил спал, тигр играл,носорог бродил)
- А теперь найдите слова, которые отвечают на вопрос как?
( спал мирно, играл ласково)
-О каких характерных признаках можно узнать из текста?
Крокодил ( какой?) зубастый
Тигр (какой?) грозный.
Мартышки (какие?) весёлые, ловкие.
Носорог (какой?) толстый.
-А теперь посмотрите на иллюстрацию в книге и скажите, про какое животное не шла речь в тексте? (Про зебру)
- А каких животных мы встретили в зоопарке, но в нашем тексте о них ничего не говорится?
Б) Работа в паре
- Составьте с другом рассказ. Начните его так:
В субботу наш клас ходил в зоопарк. Там мы видели разных животных. Нам больше всего понравился…
(Дети работают в паре. Проверяется 2-3 рассказа)
VII. Итоги урока. Рефлексия
- Понравился вам урок?
-Что понравилось? А что не понравилось?
-Передайте свое настроение урока с помощью смайликов.
-Если вам на уроке понравилось, и было интересно, наклейте в тетради смайлик с улыбкой.
-Если на уроке было не интересно и ничего не понятно – наклейте смайлик, который качает головой.
-А если вам было совсем грустно на уроке – наклейте смайлик, который плачет.
-Спасибо за работу! Урок окончен.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Литература:
1.Государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2020.
2. В.И. Школа физминуток. М.: Вако, 2010
3. Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Русский язык 1-4 кл.» / сост.Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 5-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». –Донецк: Истоки, 2020.– 254 с.
4.Учебник: «Азбука» 1 класс. В.Г. Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. Учебник для общественных организаций. 1 ч. - М.: Просвещение, 2016.
5. Учимся играя /Сост. В. В. Волина. М.: Новая школа, 1994.