12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Демидова Любовь Александровна57

Демидова Любовь Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «СШ№ 7» г.Смоленск


Проект урока окружающего мира в 3 классе

по теме «Мы – зрители и пассажиры»

по курсу «Окружающий мир»,

(автор - А.А. Плешаков, УМК «Школа России»)


Тип урока: комбинированный.

Цели: познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, общественный транспорт), добиваться понимания и воспроизведения изученного материала в конкретной ситуации; развивать умение работать с учебником, анализировать, обобщать, делать выводы, высказывать своё мнение, формировать навыки самостоятельной работы, учебного сотрудничества в паре; содействовать воспитанию нравственных качеств: вежливости, толерантности, уважения к окружающим, коммуникативности.

Оборудование: 1) Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2012.

2) А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. Окружающий мир. Тесты. 2 класс. – Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2016.

3) Мультимедийное оборудование.

4) Дидактический материал (карточки для проверки домашнего задания).



Ход урока


I. Организационный момент.

1. Проверка готовности к уроку.

2. Эмоционально-психологический настрой.

Учитель. Для того, чтобы хорошо поработать на уроке, предлагаю вам, ребята, выполнить «Упражнения для везения».

- Пять раз хлопнем в ладоши.

- Энергично помассируем пальцами мочки ушей.

- Активно разомнем кончики пальцев на руках.

Вы, конечно же, почувствовали прилив бодрости! Теперь вам обязательно будет сопутствовать удача! За работу! Мы вместе и у нас все получится.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Ты и твои друзья»). Проверим, как вы усвоили этот материал.

1. Ответы на вопросы. Индивидуальная работа по карточкам (для 5 учащихся).

Отметь правильный вариант ответа простым карандашом.

1. Что самое ценное в дружбе?

а) Красивая внешность друзей б) Богатство друзей

в) Любовь и уважение друг к другу, готовность прийти на помощь

2. Как лучше приглашать друзей на день рождения?

а) У меня скоро день рождения. Приходи, если хочешь.

б) Приглашаю тебя на день рождения в субботу к двум часам дня. Мне будет приятно тебя видеть.

в) Приходи ко мне на день рождения и не забудь, пожалуйста, подарок.

3. Что можно делать во время еды?

а) Читать книгу. б) Гладить кошку. в) Разговаривать с полным ртом.

г) Есть с ножа. д) Пользоваться салфеткой.

4. Друг вручил тебе подарок. Что ты скажешь в ответ?

а) Спасибо, но у меня уже есть такая игра.

б) Спасибо огромное. А сколько он стоит?

в) Большое спасибо. Как ты угадал, о чем я мечтаю?

г) Ну, давай скорей подарок и проходи!

Дождись проверки. Оцени себя сам. Подчеркни свою отметку.

Нет ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»; 3 ошибки – «2».

Ответ. 1в; 2б; 3д; 4в.

2. Игра «Закончи пословицу». Фронтальная работа.

Учитель. Вспомните и закончите пословицы о дружбе и друзьях, которые звучали на предыдущем уроке.

- Крепкую дружбу топором… (не разрубишь).

- Верному другу цены… (нет).

- Вещь хороша, когда новая, а друг – … (когда старый).

- Дружбу за деньги… (не купишь).

- Берись дружно – не будет… (грузно).

- Без беды друга… (не узнаешь).

- Одной рукой и узла… (не завяжешь).

- Старый друг лучше новых… (двух).

- Друг неиспытанный, как орех… (нерасколотый).

- Держись дома нового, друга… (старого).

3. Проверка домашнего задания по выбору. Устный рассказ о друге.

4. Проверка выполнения учащимися домашнего задания на карточках. Фронтальная работа.

Учитель озвучивает карточку. Учащиеся, работавшие фронтально, дают правильный ответ. Дети, работавшие по карточкам, проверяют правильность своих ответов, при необходимости делают исправления шариковой ручкой.

Учитель (обращается к учащимся, работавшим по карточкам). Оцените, пожалуйста, свою работу. Подчеркните отметку, соответствующую вашему ответу.

Учащиеся оценивают себя и сдают карточки учителю.

III. Актуализация знаний.

1. Повторение «волшебных» слов. Беседа.

Учитель. Когда мы говорим об общении (именно такой раздел мы сейчас изучаем – «Общение»), то не лишним будет вспомнить «волшебные» слова, поскольку мы активно пользуемся ими при общении.

- Какие слова приветствия вы знаете? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.)

- Какие слова благодарности вам известны? (Спасибо, благодарю, вы очень любезны, я очень признателен.)

- Какие слова извинения вы можете назвать? (Простите, извините.)

- С какими словами, выражающими просьбу, вы знакомы? (Разрешите, пожалуйста, позвольте, будьте добры, прошу вас.)

2. Уточнение понятия «общественное место».

Учитель. Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Какие общественные места вы знаете? (Кино, театр, улица, больница, музей, общественный транспорт.)

Справка для учителя. Общественное место – часть любого здания, сооружения, которое доступно для населения постоянно либо в определенное время, по приглашению либо за определенную плату, в том числе подъезды и подземные переходы.

3. Поиск ответа на вопрос «Для чего придуманы правила поведения в общественных местах?»

Учитель. В общественных местах существуют свои правила поведения. Как вы думаете, зачем придуманы такие правила? (Для того, чтобы был порядок, чтобы люди не мешали друг другу, чтобы всем было удобно, чтобы происходило как можно меньше конфликтов.)

4. Высказывание предположений по поводу темы и цели урока.

Учитель. Послушайте отрывки из стихотворений А. Барто.(можно сделать предварительную работу:подготовить инсценировку стихотворения ).

а)

Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.


Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки…

Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.

Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.

Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!

Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.

А. Барто. «В театре»

б)

Едет Любочка в трамвае –

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.


Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке:

- Это детские места.

- Ну, садись, - вздыхает та.

А. Барто. «Любочка»

Учитель. Выскажите предположения: о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О поведении в театре и в транспорте.)

5. Проверка предположений учащихся.

Учитель. Проверьте свои предположения. Расшифруйте тему урока.

Запись на доске.
М * - ЗР * Т * Л * * П * СС * Ж * Р *.

Ответ. Мы – зрители и пассажиры. Читаем, вставляя пропущенные гласные.

6. Уточнение значения понятий: «зритель», «пассажир».

Учитель. В каких общественных местах мы становимся зрителями? (В кино, театре – кукольном, драматическом, оперы и балета, оперетты.) В каком общественном транспорте мы становимся пассажирами? (В трамвае, автобусе, троллейбусе, самолете, теплоходе и так далее.)

Учитель. Предположите, чему вы должны будете научиться на этом уроке. (Правилам поведения зрителей и пассажиров.)

Учитель. Давайте посмотрим, что по этому поводу говорит Муравьишка Вопросик. (Чтение текста на с. 60 учебника.)

Узнаем основные правила поведения в общественных местах. Научимся правильно вести себя в зрительном зале, в общественном транспорте.

IV. Изучение нового материала.

Разгадывание кроссворда «Театральные термины». Фронтальная работа.

Кроссворд помещен на доске.


к

т

е

р



у

ф

л

е

р


у

л

и

с

ы



у

м

5 а

н

т

р

а

к т

Исполнитель ролей в театральных представлениях. (Актер)

Работник театра, подсказывающий актеру текст. (Суфлер)

Вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам. (Кулисы)

Когда поднимается занавес, то в зале смолкает… (Шум)

Перерыв между действиями спектакля. (Антракт)

Слово по вертикали. Афиша.

Учитель. Афиша – это объявление о предстоящем спектакле. Она вывешивается на видном месте и рассказывает о том, где, когда и какой спектакль или концерт можно посмотреть.

Вы уже догадались, с чего мы начнем изучение новой темы? (С изучения правил поведения в театре.)

2. Беседа, работа по учебнику (в парах).

Учитель. Рассмотрите рисунок на с. 60. Обсудите в паре, какие правила поведения в театре нарушены детьми. (Нельзя кричать, размахивать руками, проходить по рядам спиной к сидящим.)

Учитель. Какие еще правила поведения в театре вам знакомы? (Нельзя есть во время спектакля, ходить по залу, разговаривать по телефону.)

3. Применение полученного знания в конкретной ситуации.

К доске выходят учащиеся одного ряда, выносят стулья и рассаживаются перед доской в два ряда. Один из учеников показывает, как следует проходить между рядами в зале.

4. Знакомство с советами Попугая на с. 61 учебника. Работа в парах.

Учитель. Прочтите и обсудите в парах советы Попугая.

Всем, кто любит ходить в театр

(Советы Попугая)

Обязательно берите с собой в театр попугаев (можно также кошек, собак, хомяков и морских свинок).

Устраивайтесь поудобнее; особенно хорошо упереться ногами в спинку стоящего впереди кресла.

Во время спектакля ешьте пироги, мороженое, шоколад, конфеты (можно пить лимонад, спрайт, пепси-колу и фанту).

Не сидите безучастно: обсуждайте по ходу спектакля то, что происходит на сцене (хорошо также свистеть, топать ногами, вскакивать с места и кричать артистам, что вы о них думаете).

Если спектакль скучный, поговорите с друзьями по мобильному телефону о своих делах.

Примечание. Пока дети работают самостоятельно, учитель проверяет выполнение задания на карточках. Отметки сообщаются при подведении итогов урока.

Учитель. Выскажите свое отношение к данным советам. (Это советы-«наоборот».) Сформулируйте правильные советы. (Ответы учащихся.)

5. Повторное обращение к фрагменту стихотворения А. Барто «В театре».

Учитель. Вспомните фрагмент стихотворения А. Барто про девочку, которая пришла в театр смотреть балет. Какое правило поведения она нарушила? (Девочка искала свой номерок на полу и поэтому мешала другим зрителям.)

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме.

1. Беседа, работа по учебнику (в парах).

Учитель. Посетив театр или кинотеатр, нам иногда приходится добираться до дома на общественном транспорте. Например, на таком. Отгадайте загадки.

По асфальту идёт дом,

Ребятишек много в нём,

А над крышей вожжи,

Без них ходить не может.

(Троллейбус)

Дом на рельсах тут как тут!
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай –
Отправляется ... (трамвай).


Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)

Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 62 учебника. Обсудите в парах правила поведения в общественном транспорте. Сформулируйте их. (Помогай пожилым людям входить и выходить из общественного транспорта; не «висни» на подножке; приобретай билет на проезд; не расталкивай локтями пассажиров).

Учитель. Рассмотрите рисунки на с. 63 учебника. В парах обсудите, на каких рисунках пассажиры нарушают правила, а на каких поступают правильно. (Рисунок №-1. На эскалаторе один пассажир опирается локтями на поручни и ставит на них свой багаж, другой бежит по лестнице, третий сидит на ступеньках.) Почему этого делать нельзя? (Сидение на ступеньках мешает проходу других пассажиров, фрагмент одежды может застрять между ступенек; багаж, стоящий на поручнях, может «уехать»; бегущий пассажир может сам упасть и причинить неудобства другим.) Рисунок №-2. (Пассажир стоит на эскалаторе с левой стороны, а должен с правой.) Почему такое поведение недопустимо? (Это мешает проходу других пассажиров.) Рисунок №-3. (Пассажир в метро слишком близко подошел к краю платформы.) Чем опасно такое поведение? (Воздушной струей пассажира может затянуть на рельсы или задеть зеркалом прибывающего поезда.) Рисунок №-4. (Пассажир поступает правильно: выбрасывает использованный билет в специальный контейнер для мусора.)

2. Повторное обращение к фрагменту стихотворения А. Барто «Любочка».

Учитель. Вспомните фрагмент из стихотворения А. Барто «Любочка». Какие правила поведения в общественном транспорте нарушила девочка?

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

- Фу! Какая теснота! –

Говорит она старушке:

- Это детские места.

(Она не приобрела билет; толкалась; заставила старушку уступить ей место.)

2. Ознакомление с презентацией «Мы – зрители и пассажиры». Комментирование содержания слайдов учащимися.

3. Формулировка вывода.

Учитель. Зачем нужно знать и соблюдать правила поведения в общественных местах? (Чтобы быть культурным человеком, не доставлять неудобства окружающим и не создавать опасные для жизни и здоровья ситуации.)

VII. Закрепление изученного.

Самостоятельная работа в тетрадях «Окружающий мир. Тесты», с. 59. Проверка.

1. С какой стороны Сереже лучше пройти к своему месту? (Работа с рисунком.)

2. Во время спектакля можно:

а) пить газированную воду; б) аплодировать; в) разговаривать по мобильному телефону.

3. Что можно делать в общественном транспорте? (Работа с рисунками.)

4. Чего нельзя делать в метро?

а) Пользоваться мобильным телефоном; б) держаться за поручень в вагоне и на эскалаторе; в) сидеть на ступенях эскалатора; г) уступать место пожилым людям.

VIII. Рефлексия.

Ответы на вопросы учебника на с. 63.

Зачем нужна культура поведения в общественных местах?

Как надо вести себя в театре?

Какие правила поведения нужно соблюдать в общественном транспорте?

2. Самооценка работы учащихся на уроке.

Учитель. Оцените свою работу на уроке. (На доске - в ряд рисунки животных.)

Поднимите руки те, кто работал, как ленивый кот, объевшийся сметаной.

Поднимите руки те, кто работал, как неуклюжий медвежонок: старался, но не всё получалось.

Поднимите руки те, кто работал, как резвая лошадка: быстро и правильно.


t1655045144aa.gif





2. Выставление отметок учителем.

IX. Подведение итогов урока.

Учитель.

- Какова тема сегодняшнего урока? («Мы – зрители и пассажиры».)

- О каких правилах мы должны были узнать сегодня на уроке? (О правилах поведения в общественных местах и общественном транспорте.)

- Справились ли мы с учебными задачами урока? (Справились.)

X. Домашнее задание.

Учитель. Прочтите материал на с. 60-63 учебника, ответьте на вопросы в рамке на с. 63; задание по желанию – найти в дополнительной литературе памятки: «Правила поведения в театре (кинотеатре)» или «Правила поведения пассажиров», подготовить их пересказ.
















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.