Урок окружающего мира 2 класса по теме «Народные приметы. Ориентирование»

8
0
Материал опубликован 14 November 2020 в группе

Урок окружающего мира 2 класс

по теме: «Народные приметы. Ориентирование»


Цель: создать условия для самостоятельного выделения примет ориентирования по местным признакам; воспитывать у учащихся умение работать в коллективе; способствовать расширению кругозора; воспитывать внимательное отношение к природе.

- создать условия для формирования умения научиться ориентироваться по местным признакам.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с народными приметами.

2. Научить способам ориентирования по народным приметам.

Развивающие:

1. Развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.

2. Развивать умение работать с различными источниками информации.

3. Формировать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные:

1. Воспитывать стремление к познанию нового, продуктивной совместной работе.

2. Воспитывать умение соотносить результат действия с поставленной целью.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности:


Предметные:

- приобретают умение ориентироваться по народным приметам;

- отрабатывают правила выполнения практических работ.

Метапредметные:

регулятивные – умение ставить проблему; формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; познавательные – отрабатывать навыки поиска необходимой информации для ответа на вопрос; коммуникативные – вырабатывать умение формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.


Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Татьяна Викторовна, сегодня урок у вас буду проводить я. Давайте пожелаем друг другу удачи на уроке (хлопните по ладони соседа со своими пожеланиями).


2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

(просмотр мультфильма)

- Ребята, объясните, почему Зайчишка заблудился? (побежал за бабочкой и т. д.)

- Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?

- Как Зайчишке выйти из леса? (по карте, по компасу и т. д.)

- Но у него не было этих предметов. Существуют ли другие способы ориентирования? (по местным признакам)

Продолжите фразу:

- если вы зашли в лес по компасу с севера, то выходить нужно на…(юг)

- полярная звезда всегда находится на…(севере)

- солнце всходит на…(востоке), а заходит на…(западе)

- Посмотрите на картинки и скажите, какой ещё вид ориентирования пригодится Зайчишке (по народным приметам)

- Определите тему урока (ориентироваться разными способами, по народным приметам)

- Чему научимся?


3. Совместное открытие знаний.

До появления компаса людям приходилось ориентироваться только по Солнцу, Полярной звезде и созвездиям, которые не всегда видны за тучами. Как же найти путь, если день пасмурный и у вас с собой нет компаса?

- Прочитайте текст учебника и скажите, о каких народных приметах вы узнали (муравейник, мох, лишайники, снег).

- По лесной почте нам сообщили, что существует ещё несколько признаков ориентирования.

Познакомьтесь с ними в группе и назовите.

1 группа: мох и лишайники гуще растут с северной стороны деревьев и камней. Мох там более влажный.

Гнёзда птицы вьют чаще на южной стороне.

2 группа: муравейник расположен с южной стороны дерева или пня.

Смолка у хвойных деревьев стекает с южной стороны.

3 группа: грибы растут в основном с северной стороны деревьев, пней и кустарников.

Годичные кольца на спиле дерева с северной стороны толще, чем с южной.

4 группа: на открытой лесной полянке ягоды земляники созревают раньше с южной стороны.

Ветви деревьев гуще с южной стороны.

- Чтобы лучше ориентироваться, мы пользуемся многолетними наблюдениями людей за природой. Обратите внимание, что есть ещё несколько признаков ориентирования. Это ориентирование по просеке и церквям.


4. Самостоятельное применение знаний.

- Представьте, что мы специалисты, изучающие объекты природы нашего края, Иркутской области и города Усть -Илимска. Перед вами кора деревьев. Проведите исследование по плану и выясните, помогут ли эти предметы Зайчишке ориентироваться в лесу?

План.

Назовите объект.

Где его можно встретить в природе (в нашем городе).

Сравните (по цвету; по толщине; по гладкости и шероховатости; по наростам и трещинам).

Сделайте вывод.


Возьмите кору сосны. (Исследование по плану).

Вывод: Кора деревьев всегда тоньше и глаже с южной стороны. У хвойных пород деревьев целебная смола вытекает так же с южной стороны. Толстая кора, трещины, неровности находятся всегда с северной стороны дерева.


Возьмите кору берёзы. (Исследование по плану).

Вывод: Кора берёзы всегда белее и чище с южной стороны. Трещины, неровности и наросты находятся всегда с северной стороны дерева.


Оказывается, в сосновом бору очень чистый воздух. Ароматы леса, кроме хорошего настроения, несут в себе огромную целительную силу. Фитонциды, это особые вещества, которые губительно действуют на вредные микроорганизмы. В хвое содержится огромное количество полезных веществ. И у нас в городе есть такие целебные места, в 16 микрорайоне, в Лечебной зоне.

Интересный факт, заменить в лесу зубную пасту и щетку поможет таежное лакомство - смола-живица, или камедь, выступающая из трещин дерева. Смола освежает полость рта и укрепляет десны. Иногда смолку называют серой. Гуляя по лесу или собирая грибы и ягоды, вы можете с родителями нацарапать или наковырять полезной смолки.

Знаете ли вы, что с давних пор берёза считается образом России. Продолжительность жизни до 400 лет! Весной за день береза может выдать до 50 литров полезного и вкусного сока, почки березы можно использовать как лекарство. В русской бане очень хорошо применяются березовые веники, которые убирают все недуги и хвори в парилке. Существует даже народная песня: «Во поле береза стояла», сочинили ее больше 200 лет назад, хотя она пользуется популярностью до сих пор. Есть два типа дерева – мужское (березун) и женское (берёза) , береза распускает листья в сторону, а березун - вверх. Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, её используют для изготовления посуды. Бетулин, вещество, которое высыпается из клеток березовой коры, вот почему березы белые. В одном грамме насчитывается 5000 семян. Самая маленькая березка – карликовая, её высота достигает всего 1-1.5 метра. Берёзовая древесина используется для изготовления лыж, фанеры, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

- Наблюдать за природой полезно. Мы делаем много интересных открытий.

Возвращаясь к основному вопросу нашего урока, что мы должны были выяснить?

- Вы научились ориентироваться по народным приметам и теперь можете помочь Зайчишке выйти из леса.

- Какое самое главное правило, мы должны соблюдать, чтобы не заблудиться в лесу? Прочитайте текст в учебнике. Каждая группа сформулирует своё правило.

- Соблюдая эти простые правила, ни Зайчишка, ни дети никогда не заблудятся в лесу.

- Наш герой благополучно вернулся домой, к своим друзьям. Давайте покажем им, как можно ориентироваться в лесу. Каждая группа наклеивает предметы, используя знания, полученные на уроке.


5. Итог урока.

- К сожалению, мои друзья, урок подошёл к концу.

- Что показалось трудным, непонятным?

- Что, на ваш взгляд, было самым интересным?


6. Домашнее задание. Продолжить запись народных примет ориентирования в собственный географический блокнот. Разработать проект «Охрана муравейников в лесах нашего города». Выразить свои впечатления о Зайчишке в рисунках.


Рефлексия. Возьмите Зайчишку и покажите, какое у вас настроение. За вашу дружную и плодотворную работу Зайчишка и его друзья приготовили для вас подарки из леса (байкальская смолка).


Материалы к уроку
RAR / 22.09 Мб


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.