Урок по окружающему миру на тему «Наши ближайшие соседи» (3 класс)
Тема урока: Наши ближайшие соседи.
Цель урока (для учителя): познакомить детей с странами, которые являются «соседями» России.
Задачи урока:
Образовательные: Организовать деятельность обучающихся по изучению политической карты с целью знакомства с государствами, которые являются “соседями” России.
Развивающие: развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать, развивать патриотические чувства, гордость за свою страну.
Воспитательные: воспитывать бережливость, уважительное отношение к памятникам старины; познакомить с туризмом, развить интерес к нему.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают учебную задачу и стремятся ее выполнить; показывают на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;
Метапредметные:
Регулятивные: понимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;
планируют своё высказывание; фиксируют в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; оценивают правильность выполнения заданий.
Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
Личностные: включаются в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; формулируют ответы на вопросы;слушают партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникают в смысл того, о чём говорит собеседник;договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: Открытие нового знания
Методы и приемы: беседа, рассказ, наглядный
Оборудование урока для учителя: мультимедийная презентация, учебник, политическая карта мира, раздаточный материал для учащихся: карточки с информацией о странах, контуры и название стран, карточки с вопросами для рефлексии.
Этапы урока |
Дидактическая задача каждого этапа урока |
Содержание этапа |
Планируемые результаты этапа урока |
ЦОР |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
Организационный момент
Повторение, актуализация знаний Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока. Первичное усвоение новых знаний. Изучение нового материала. |
Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Формирование у учащихся умения ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. Формирование у учащихся ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности Развивать речь, память, логическое мышление учащихся, умения аргументировать свои ответы. |
Приветствие и посадка детей, проверка готовности к уроку, настрой на работу.
- Как приятно видеть столько заинтересованных лиц, столько любознательных глаз. Посмотрите друг на друга и пожелайте рабочего настроения на весь урок!
(ладошки: «Желаю больших успехов всегда и во всём!») Урок окружающего мира – это чаще всего путешествие. Ребята, подскажите, пожалуйста, куда мы путешествовали на прошлом уроке.
- Перечислите все города Золотого Кольца.
-Сегодня мы продолжаем путешествовать. А определить место путешествия вам поможет пословица (на доске). -Ребята, как вы понимаете пословицу: «Соседство – взаимное дело».
-Какие взаимные дела могут быть у соседей.
-Какие взаимоотношения у вас с соседом по парте?
-Правильно, ребята, дружить с соседями нужно, ведь если случится беда, то соседи всегда могут помочь. Это касается не только людей, которые живут с нами в одном доме, но и тех людей, которые живут в соседних городах и даже странах.
Так и у России много государств-соседей. Чтобы сохранить дружеские отношения с ними, нужно знать их особенности, традиции и с уважением к ним относиться.
-Кто сможет определить тему сегодняшнего урока.
-Как вы думаете есть ли в соседних странах интересные, знаменитые места, которыми они гордятся?
- Предположите, каковы будут задачи нашего урока.
1. Познакомимся с названиями соседних стран и их столицами.
2. Научимся находить и показывать их на карте.
-Где мы можем найти интересующую информацию? (в учебнике, по карте)
-Какая карта нам сегодня поможет …..(политическая)
-Молодцы, ребята, я очень рада, что вы у меня такие любознательные. Сегодня мы отправимся в путешествие вдоль границы России и узнаем, какие страны являются нашими соседями.
А на чём совершим путешествие, узнаете, отгадав загадку:
Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Быстро в небо проплывает. Что же это? (Самолет) - Проследим по карте границу России. Обратите внимание на то, что небольшая часть нашей территории (на западе) отделена от остальной части страны. Это Калининградская область. Когда будете показывать на карте границу России, не забывайте показывать и этот маленький участок.
- Мы начнем свое путешествие с северо – запада. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией является Норвегия – ее столица г. Осло. (слайд)
- Южнее Норвегии располагается Финляндия - столица – Хельсинки. (слайд)
- Кто из вас был внимательным и может показать на карте, где расположены эти страны.
- Следующие страны Прибалтики. Это Эстония, Латвия и Литва – Эти страны расположены на западе.
- Столицы Эстонии – Талин, столица Латвии – Рига, столицы Литвы – Вильнюс (слайды).
Общий эстонский ландшафт – луга и леса, озера и реки, острова и болота. В Эстонии сохранились редкие представили животных и растений. В Латвии – самый широких водопад в Европе – Вентас. На территории Латвии 2000 озер и почти 126 000 ручьев и рек. В Литве растет один из самых старейших дубов в Европе. Считается, что ему более 2000 лет. (слайды).
- Так же с Калининградской областью граничит Польша – столица Варшава.
- Кто может показать на карте Эстонию, Латвию, Литву и Варшаву.
- Прочитайте текст на странице 100-101 в учебнике.
- Назовите самую северную страну, имеющую сухопутную границу с Россией.
- Какая страна имеет самую короткую границу с Россией? (Литва)
- А знаете ли вы 2 славянских страны, с которыми Россия имеет близкие отношения?
- Правильно, это Украина и Белоруссия. (слайды).
- А вы знаете столицы этих государств?
- Молодцы!
- Украина – страна 22 тыс. рек. Днепр – самая большая река Украины.
- Белоруссия – развитая промышленная страна. Во всем мире знают трактор «Беларусь». Традиционно белорусы носили белые народные костюмы, считают, что именно отсюда и пошло название края – Белоруссия.
-Кто может показать Украину и Белоруссию на карте.
-Прочитайте текст в учебник на странице 102.
-Какие страны расположены вдоль южных границ России?
-Столица Абхазии – Сухум, Южной Осетии – Цхинвал, Грузии – Тбилиси, Азербайджана – Баку, Монголии – Улан – Батор, Китая – Пекин, Северной Кореи – Пхеньян. (слайды)
Показываю страны на карте.
- Молодцы.
- У нашей страны есть не только сухопутные границы, но и морские.
- Прочитайте о них на странице 103 в учебнике.
- Какие страны можно назвать морскими соседями нашей страны?
Показываю их на карте.
- Где они расположены?
- Молодцы! Покажите их на карте.
- Неподалёку от побережья России располагаются наши морские соседи – Япония (юго-восток) и США (северо-восток).
- Японцы называют свою страну Нихон, что означает «восход солнца». Глава государства – император. Денежная единица – иена. Столица Японии - Токио. Вместо рукопожатия японцы используют поклоны. Кланяться они будут столько, сколько вы будете кланяться им в ответ.
США находится на другом материке – В Северной Америке и это кажется удивительным, что они попали в число наших соседей. Дело в том, что в северной части Северной Америки располагается один из штатов США – Аляска. От восточного побережья России Аляску отделяет лишь сравнительно неширокий Берингов пролив. С Японией и США наша страна имеет морские границы!!! |
Сергиев Посад,Переславль-Залесский,Ростов,Углич,Ярославль,Кострома,Иваново,Плес,Суздаль,Владимир. Они могут помогать друг другу. Хорошие,дружеские Наши ближайшие соседи ДА,конечно. Узнать знаменитые места в соседних странах. В учебнике, по карте Политическая САМОЛЕТ Показывают на карте Показываю на карте Литва Украина,Белоруссия Минск,Киев Показывают на карте Япония,США |
Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания Коммуникативные: включаются в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; слушают партнера по общению и деятельности, не перебивают, не обрывают на полуслове, вникают в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Личностные: формулируют выводы из изученного материала, отвечают на вопросы. Регулятивные: планируют свое высказывание. Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания; рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные: оценивают правильность выполнения заданий. |
|
Физминутка |
Создать условия для снятия утомляемости у учащихся. |
Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем и кружимся потом. |
Личностные: готовность поддерживать свое здоровье |
||
Работа в группах |
У вас на партах лежат конверты. В них вы найдёте всё необходимое для выполнения задания. Работаем в группах. Время выполнения задания – 3 минуты. 1 группа «Ромашка». Попробуйте расположить государства, которые граничат с Россией. Из предложенных стран выбрать соседей государства и сложить в виде ромашки. 2 группа «Гласные буквы» По гласным буквам отгадай название государства. Э О И Я(ЭСТОНИЯ) Я О И Я (ЯПОНИЯ) А И Я (ЛАТВИЯ) УИЯ (ГРУЗИЯ) УЕИА (УЗБЕКИСТАН) УАИА (УКРАИНА) И Я И Я (ФИНЛЯНДИЯ) Е О У И Я (БЕЛОРУССИЯ) 3 группа «Столицы» Выполнение задания с опорой на карту. – С помощью карты напиши столицы, пропущенные в списке: Эстония – Таллин Грузия – Тбилиси Латвия – __________________ Азербайджан – ________________ Литва – Вильнюс Казахстан – ___________________ Польша – _________________ Монголия – Улан-Батор Белоруссия – ______________ Китай – ______________________ Украина – ________________ КНДР – _______________________ - Какие результаты вы получили? Если учащиеся начали спорить, необходимо продолжить ведение диалога. - Почему мы не пришли к общему мнению? Как решить спор? Откуда знаешь? - Где можно получить информацию? (учебник с. 102) Вопросы группам: 1.- Как вам совместно работалось? - Кто в вашей группе был более активный? 2. -Девочки, как складывалось ваше сотрудничество с одноклассниками? |
Личностные: - демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки Познавательные: завлечение необходимой информации из задания Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникаци |
|||
Работа в парах Итог урока. Рефлексия деятельности Домашнее задание |
Обобщить знания, полученные на уроке. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности |
-Откройте Р/Т с. 62 №1. Выполните задание с опорой на карту (учебник с.102). -Проверка в парах. Р/Т с. 63 № 2. Руководители группы возьмите задания. Конверты №2. В нём вы найдёте всё необходимое для выполнения. 2) «По описанию отгадай страну» -В этой стране четыре основных богатства: хлопок, шелкопряд, овцы, полезные ископаемые. (Узбекистан) -разнообразие природных условий, альпинистов привлекают высокие вершины.(Грузия) - эта страна расположена на берегу Балтийского моря. Столица-Рига.(Латвия) -Столицей этого государства является красивый город-парк, город мостов , памятников и музеев - Киев.(Украина) -Люди этой страны спят, едят, обедают на полу. В деревнях выращивают рис, чай. (Япония) Давайте вспомним каковы были задачи нашего урока? 1. Познакомиться с названиями соседних стран и их столицами. 2. Научиться находить и показывать их на карте. Достигли ли мы задач нашего урока? Почему так важны доброжелательные отношения между странами? В чем они проявляются? Оцените свою работу на уроке. Дети, вот и завершилось наше заочное путешествие по странам-соседям России. Каждый путешественник, возвращаясь из очередной экспедиции, обязательно приобретает сувениры, делает фотографии на память или записывает в дневник свои впечатления. Мне очень хочется узнать, что вы сегодня приобрели на уроке. Выберите те фразы, которые вам хотелось бы продолжить, и закончите их. Теперь я знаю… Теперь я могу… На уроке у меня получилось… Было трудно… Я хочу узнать… Я буду искать информацию об этом в … Своей работой на уроке я … - В качестве домашнего задания я хочу вам предложить следующее: 1) Рабочая тетрадь с.65, №4; 2) По желанию: с помощью дополнительной литературы, Интернета подготовить сообщение об одной из стран-соседей России. - Спасибо большое, ребята, за ваши мысли, чувства, за ОТЛИЧНУЮ работу на уроке. Мне было очень интересно работать с вами. Молодцы. |
Личностные: отвечают на вопросы и оценивают достижения на уроке. Регулятивные: фиксируют в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке. Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |