Урок окружающего мира для 1 класса «Снег и лед»
Открытый урок по окружающему миру в 1 «А» классе МБОУ «Школа № 4» с применением технологии перевернутый класс
Учитель: Белоусова Ольга Александровна
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Откуда берутся снег и лед?»
Цель урока: формирование представлений о свойствах снега и льда.
Задачи урока:
Формировать представление о процессах замерзания и таяния воды, свойств снега и льда.
Научить детей проводить опыты и делать выводы.
Создать условия для формирования метапредметных и личностных УУД:
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, сотрудничать со сверстниками и учителем, учиться работать в группах.
-Регулятивные УУД: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, целеполагание, контроль, коррекция, самопроверка, самооценка;
-Познавательные УУД:
1. Общеучебные УУД: определять и формулировать тему урока и цель урока с помощью учителя, учиться искать и выделять необходимую информацию, осуществлять рефлексию способов действий, их контроль и оценку.
2. Логические УУД: синтез, как составление целого из частей.
3. Постановка и решение проблем: формулирование проблемы и нахождение способов решения этой проблемы.
-Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация учащихся, воспитать бережное отношение к обычаям нашего народа.
Тип урока по ФГОС: урок открытия новых знаний
Модель урока: перевернутый класс.
Вид урока: урок-исследование.
Форма обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная по уровням (дифференцированные задания на уроке, обучающий видеоролик для просмотра дома)
Используемые технологии: технология смешанного обучения перевернутый класс, технология учебного сотрудничества, технология игрового обучения, технология проблемного диалога, технология развития критического мышления (кластер), ИКТ.
Средство обучения: интерактивная доска, классная доска, компьютер, раздаточный материал с заданиями, сигнальные карточки «Светофор»,снег, лед, стаканы для эксперимента, тарелки, ложки, конверт, мини холодильная камера для хранения льда и снега, глобус.
Межпредметные связи: математика, литературное чтение, музыка.
Технологическая карта урока окружающий мир в 1 «А» классе
Этап урока | Время, мин. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Орг. момент Мотивационный Методы словесный, метод мотивации. | 2 | Слайд 1 -Мы ребята 1 «А» Нам урок начать пора! Полон класс у нас гостей Улыбкою согрейте их своей Молодцы! Теперь внимание! Знания будем открывать На уроке мы сегодня Будем дружно отвечать И друг другу помогать! Сядем тихо, спинка прямо Все внимание на меня Медлить нам никак нельзя! | Поворачиваются к гостям и улыбаются им. Садятся на свои рабочие места. | Личностные УУД: Личностная позиция. Регулятивные УУД: Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
2. Постановка цели и задач урока Форма обучения: фронтальная Прием: учебный диалог | 3 | Слайд 2 -Ребята, какое время года сейчас у нас за окном? -По каким признакам вы определили, что время года зима? -Я предлагаю Вам сейчас отгадать загадки и определить тему нашего урока. 1. Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (снег) 2. Когда зимой мороз и стужа, -Сделаем вывод: Над какой темой мы сегодня будем работать на уроке? -Умницы! | -Зима. -Холодно,снег на дорогах и т.д. - снег - лед - Сегодня на уроке мы будем изучать снег и лед. | Личностные УУД: личностная позиция. Коммуникативные УУД: выражение своей мысли, участвуют в учебном диалоге. Познавательные УУД: умение строить высказывание 1.Общеучебные УУД (речевое развитие) Регулятивные УУД: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
3.Актуализация знаний Форма обучения: фронтальная Прием: учебный диалог Метод: Проблемное изложение Прием: Лента успеха (в виде снежинки)
| 8 | -Вы дома просмотрели обучающие видеоролики. -Давайте посмотрим, что же вы узнали? -Что такое снег? -Откуда берется снег? -Что такое лед? -Откуда берется лед? Проблемная ситуация. - А где же мы с Вами сейчас возьмем для работы снег и лед, да и в таком количестве, чтоб хватило на всех? -Ребят, мы живем с вами на планете…. (Земля) -А где больше всего на нашей планете снега и льда? -Правильно. (слайд 3) -К нам сегодня в школу приходил почтальон и принес…( Что?), которую доставили с Северного полюса. (слайд 4) Учитель показывает содержимое посылки детям: мини холодильник) -От кого же посылка? Отгадайте загадку! (слайд 5) В царстве холода весь год Шубку белую не снимает, В шубке спит, ест, играет, Даже в шубке рыбу ловит. Где Вы видели такое? Если знаешь, то ответь: это…(Белый медведь) - А какой мультик Вы знаете про белого медведя? Учитель открывает мини холодильник и находит там письмо. - Ребята, смотрите, здесь письмо. Давайте его прочитаем! (слайд 6) Учитель вызывает одного ученика, который читает письмо. Здравствуйте, ребята! Я бы очень хотел с Вами поиграть, но сегодня мама мне рассказала, что льды в северных морях тают, и скоро нам негде будет жить… Наша Земля сильно страдает! Задыхается от дыма, загрязняется мусором. Интересно, кто же виноват? Надо помочь Земле! Тогда и льды вернутся! Отправляю Вам образцы для исследования! Ваш Умка! (слайд 7) -Ребят спасем нашу Землю? (Учитель раздает образцы для исследования группам) -Для того, чтобы помочь Умке, мы будем работать по группам. Каждая группа будет выполнять опыты и делать вывод. Общий вывод по каждому опыту мы будем фиксировать на нашей доске в виде кластера. У каждого из Вас на столах лежат снежинки, на лучиках которых уже есть номер опыта. Если Вы выполнили опыт и правильно сделали вывод, номер опыта Вы обведете зеленым кружочком. Если Вы испытывали трудности, то желтым кружочком. | Дети высказывают свои предположения. -Земля. -На Северном полюсе. -Посылку. -Белый медведь. -Умка. Ученик читает письмо около доски. -Да. | Коммуникативные УУД: участвуют в учебном диалоге, выражение своей мысли. Познавательные УУД: умение строить высказывание 1.Общеучебные УУД (речевое развитие) Личностные УУД: Личностная позиция. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров. |
Физкультми-нутка | 1 | Физкультминутку выполняет ученица. | Смена деятельности | Личностные УУД: смена вида деятельности. |
Первичное усвоение новых знаний Прием: коллективная проверка в соче-тании с контро-лем педагога ис-пользованием «сигнальных карточек». Форма обучения: Фронтальная Прием: ТРКМ Форма обучения: групповая Прием: учебный диалог Приемы: взаимоконтроля («А ты согласен со мной?»), «Кто быстрее?». | 10 | (слайд 8) 1 опыт -Возьмите лист белой бумаги, поднесите к нему снег --Вывод: …( Снег белый, а лед ….). -Поднесите белый лист ко льду, сделайте вывод… -Оцените свою работу над первым опытом на вашей снежинке. Учитель с учеником прикрепляют свой вывод к кластеру и переворачивает снежинку. (слайд 9) 2 опыт -Возьмите тарелки со снегом и льдом и с помощью своего носика определите имеет снег и лед запах или нет. -Вывод: …( Снег и лед не имеют запаха). -Оцените свою работу над вторым опытом на вашей снежинке. Учитель с учеником прикрепляют свой вывод к кластеру и переворачивает снежинку. (слайд 10) 3 опыт -Возьмите ложку и помешайте ей снег, а теперь тоже самое сделайте со льдом. -Вывод: …( Снег мягкий, а лед твердый). -Оцените свою работу над третьим опытом на вашей снежинке. Учитель с учеником прикрепляют свой вывод к кластеру и переворачивает снежинку (слайд 11) 4 опыт -Возьмем лед и попробуем его ударить молотком. -Вывод: …( Лед хрупкий, а снег - рыхлый ). -Оцените свою работу над четвертым опытом на вашей снежинке. Учитель с учеником прикрепляют свой вывод к кластеру и переворачивает снежинку. | Делают опыт 1. - Снег белый, а лед прозрачный. Оценивают себя. Делают опыт 2. - Снег и лед не имеют запаха. Оценивают себя. Делают опыт 3. -Снег мягкий, а лед твердый. Оценивают себя. Делают опыт 4. - Лед хрупкий, а снег – рыхлый. Оценивают себя. | Познавательные УУД: умение строить высказывание Регулятивные УУД: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Самооценка, самоконтроль Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению. |
Физкультми-нутка | 1 | Физкультминутка для глаз. | Смена деятельности | Личностные УУД: смена вида деятельности. |
4.Первичное усвоение новых знаний Прием: коллективная проверка в соче-тании с контро-лем педагога ис-пользованием «сигнальных карточек». Форма обучения: Фронтальная Прием: ТРКМ Форма обучения: групповая Прием: учебный диалог Приемы: взаимоконтроля («А ты согласен со мной?»), «Кто быстрее?». | 6 | (слайд 12) 5 опыт -Пока мы с вами делали физкультминутку, что произошло со снегом и льдом. -Вывод: …( Лед и снег в тепле тают). -Оцените свою работу над пятым опытом на вашей снежинке. Учитель с учеником прикрепляют свой вывод к кластеру и переворачивает снежинку. (слайд 13) 6 опыт -Возьмем лед и поместите его в стакан с водой, а в другой стакан с водой ложку снега. -Вывод: …( Лед и снег – не тонут). -Оцените свою работу над шестым опытом на вашей снежинке. Учитель с учеником прикрепляют свой вывод к кластеру и переворачивает снежинку. | Делают опыт 5 . - Лед и снег в тепле тают. Оценивают себя. Делают опыт 6 . - Лед и снег – не тонут, так как они легче воды. Оценивают себя. | Познавательные УУД: умение строить высказывание Регулятивные УУД: Умение действовать по плану и планировать свою деятельность. Самооценка, самоконтроль Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению. |
Первичное закрепление. Форма обучения: Фронтальная Прием: взаимоконтроля («А ты согласен со мной?») Прием: учебный диалог | 3 | -Давайте попробуем ответить на вопрос в письме Умки. Почему лед и снег тают на северном полюсе? -Кто виноват? -Предлагаю после урока отправить Умке письмо с нашими исследованиями, но чтоб оно дошло быстрее, нам надо вспомнить схему путешествия письма. Молодцы ребята! | Там стало теплее. -Человек. фронтальное выполнение задания. Сверяют с доской. | Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция 1.Логические УУД: синтез, как составление целого из частей. Познавательные УУД: умение строить высказывание Коммуникативные УУД: навыки учебного сотрудничества, умение договариваться и приходить к общему решению, выражение своей мысли, участвуют в учебном диалоге. |
6. Рефлексия деятельности (итог урока) Прием: учебный диалог Форма обучения: Фронтальная | 1 |
-Молодцы! Урок закончен! | Подводят итоги совместно с учителем Оценивают свою работу на уроке Прощаются. | Регулятивные УУД: контроль своих действий на уроке, оценка, прогнозирование, планирование Личностные УУД: Самоопределение/data/files/i1600700627.ppt (К открытому уроку по окружающему миру 1 класс "Снег и лед") |
Преимущества применения технологии перевернутый класс:
1.Ученик спокойно может просмотреть видеоролик по теме урока, сделать паузу, там где не до понял материал и пересмотреть ролик еще раз.
2. Для отсутствующих учеников это большой плюс, так как они могут также просмотреть материал и если есть вопросы позвонить и уточнить у учителя.
3. Если ученик что-то забыл он всегда может обратиться к исходному файлу.
4.Обучение в удобное для учеников время.
5. Повышение ответственности за свое обучение (просмотрел - значит знаешь, не просмотрел - значит пришел на урок с пустой головой)
6.Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося (индивидуальный подход)
7. возможность вовлечения родителей в учебный процесс
НЕДОСТАТКИ:
1.ОБЬЯСНЯТЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ДАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И СТАЛКИВАТЬСЯ С ИХ НЕПОНИМАНИЕМ В ЭТОМ.
2.Не все ученики имеют доступ в интернет.
3.Разный уровень владения ИКТ родителями, что затрудняет процесс доведения информации до учащихся.
4.Увеличение нагрузки на учителя со сбором необходимой информации.
5. Понимание хотя бы части коллектива ОУ в применении данной технологии в работе учителя.
6. Учащиеся больше времени проводят за гаджитами (компьютерами и, планшетами, телефонами)
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ: ИМЕТЬ ДВА СЦЕНАРИЯ ВЕДЕНИЯ УРОКА (1 СЦЕНАРИЙ- ЕСЛИ БОЛЕЕ 50 % ПРОЦЕНТОВ ПРОСМОТРЕЛИ МАТЕРИАЛ И ЗНАЮТ О ЧЕМ ПОЙДЕТ РЕЧЬ, А 2 СЦЕНАРИЙ – ЭТО ЕСЛИ МЕНШЕ ПОЛОВИНЫ КЛАССА НЕ СМОТРЕЛИ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ МАТЕРИАЛ УЧИТЕЛЯ ДОМА)