Урок окружающего мира во 2 классе на тему «Ты и твои друзья»
Урок окружающего мира во 2 классе
УМК «Школа России»
Учебник Плешаков А.А. Окружающий мир, 2 класс (в 2 частях)
Тема урока: Ты и твои друзья
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с понятиями « друг», «дружба»; сформировать основные правила общения между людьми.
2.Развивать коммуникативные умения; оценивать чужое и свое поведение; учить проявлять внимание и доброжелательность друг к другу; употреблять слова приветствия, обращения.
3. Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение к людям.
Информационно-образовательная среда:
Ресурсы: УМК «Школа России», музыкальная композиция детской песни «Умка», музыкальная композиция детской песни «Настоящий друг», мультфильм «Крокодил Гена и Чебурашка»,1 часть «Дом друзей».
Диагностический материал: учебник, с.56-59, рабочая тетрадь, с.33-35.
Межпредметные связи: литературное чтение. Планируемые результаты УУД:
Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу.
Познавательные УУД: выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя, умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста; формирование способности и умения учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Регулятивные УУД: формирование умения определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу, определять успешность своего задания в диалоге с учителем, контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Коммуникативные: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, оформлять свои мысли в устной форме, работать в группах, учитывая позицию собеседника, объяснять свой выбор, отвечать на поставленные вопросы.
ЭТАПЫ УРОКА | ХОД УРОКА | ФОРМИРОВАНИЕ УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности Цель: проверка готовности учащихся, их настроя на работу. | Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять, Буду четко отвечать Ребята представьте себе, что вы попали на Северный полюс, где лежит много снега, вокруг огромные льдины, и вдруг вы слышите (включить отрывок мультфильма «Умка ищет друга») Как вы считаете, надо ли помочь Умке? Кто из вас хочет помочь Умке? А сможете ли вы помочь Умке? | Личностные Формировать личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов. Коммуникативные Формировать умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
II.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы | Звучит песня «Настоящий друг» - О чем эта песня? - Как вы думаете, почему я в начале урока показала вам отрывок из мультфильма об истории маленького мальчика и белого медвежонка Умки, включила прослушать эту песню? - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Какая будет тема нашего сегодняшнего урока? (Дети высказывают свои предположения) Тема появляется на доске «Ты и твои друзья» - О чем вы хотели бы узнать? На какие вопросы получить ответ? - Что мы сейчас сделали? (Спланировали свою работу) | Познавательные Формировать самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы. Коммуникативные Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные Формировать умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу. Формировать умение составлять план и последовательность действий. Личностные Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
III.Совместное открытие новых знаний Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу. | I. Сейчас я вам предлагаю поиграть. Мы уже знаем, что существуют такие неречевые средства общения, как мимика и жесты. Покажите, какая мимика лица располагает человека к общению? Какие жесты сопровождают приветствие, прощание, благодарность? А теперь поиграйте в парах. Повернитесь друг к другу. - удивитесь - покажите мимикой лица, что вам что-то очень понравилось - изобразите печаль - презрение - страх - вину Что можно узнать по выражению лица? Продемонстрируйте то выражение лица, с каким бы вы хотели общаться друг с другом. А есть ли у вас друзья? Расскажите о своем друге по плану: Как его зовут? За что ты его любишь? В чём ты ему помогаешь? Как он помогает тебе? II. Работа в учебнике стр.76-77. Вы видите пары картинок. Давайте прочитаем подписи под ними. А теперь поработаем в парах. Выберите из каждой пары советов тот, который подходит вам и вашим друзьям. Прочитайте, что вы выбрали. Почему сделали такой выбор? Работа в группах: - Составьте правила дружбы. Чаще улыбайся Умей выслушать своего друга Называй друга по имени Совершив ошибку, признай и исправь ее -Какой вывод можно сделать? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Личностные Формировать внутреннюю позицию школьника. Формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Регулятивные Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. Формировать умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Познавательные Формировать умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста. Формировать способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение). Формировать умение на основе анализа объектов делать выводы. Формировать умение представлять информацию по предложенному плану. Коммуникативные Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос. Формировать умение работать в парах, учитывая позицию собеседника. |
IV.Закрепление нового материала Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности. | I. Откройте рабочую тетрадь на стр.33. - Выполните задание 1 - Что вам нужно сделать? - Как будете работать в парах или самостоятельно? Взаимопроверка: если ученики решают работать самостоятельно. Фронтальная проверка, если работают в парах. Вопросы к ученику, который выполнил задание первым (начало формирования алгоритма самооценки) - Что тебе нужно было сделать? - Удалось ли тебе выполнить эту работу? - Ты выполнил все правильно, или были недочеты? -Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Сейчас мы вместе с тобой учились оценивать свою работу. II. Сейчас мы поработаем в группах. Задание для первой группы -Соберите пословицу и объясните, почему так говорят («Не имей сто рублей, а имей сто друзей») Задание для второй группы - Перечислите те качества человека, которые вам дороги в вашем друге. Составьте словесный портрет своего друга. Задание для третьей группы Попробуйте себя в роли консультантов. Прокомментируйте ситуацию: Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запрещают вам дружить. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | Коммуникативные Формировать умение работать в группах, учитывая позицию собеседника. Формировать умение слушать и понимать других. Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. Регулятивные Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Формировать умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Личностные Формировать внутреннюю позицию школьника. Формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные Формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать). Формировать умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания. Формировать умение строить логические цепи рассуждений. |
V.Контролирующее задание Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | -Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. - Посмотрите отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» и ответьте на вопрос, можно ли героев назвать настоящими друзьями. Показать отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» первая часть «Дом друзей». В мультфильме, отрывок которого мы с вами посмотрели, Гена и Чебурашка построили Дом Друзей. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики, и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Поработайте в парах и выберите тот кирпичик, который на ваш взгляд самый нужный. (Кирпичики: счастье, доверие, любовь, жадность, гнев, злость, отзывчивость, решительность, справедливость, благородство, внимательность, верность, лживость, доброта, честность.) Ученики крепят кирпичики на доску. Звучит музыка из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка» - Ваш дом дружбы построен. На чём строится настоящая дружба? Если есть друзья на свете – | Личностные Формировать внутреннюю позицию школьника. Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Коммуникативные Формировать умение оформлять свои мысли в устной форме. Формировать умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос. Формировать умение работать в парах, учитывая позицию собеседника. Регулятивные Формировать начальные формы рефлексии. Формировать умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. Познавательные Формировать умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять). Формировать умения структурировать знания, выбирать необходимое. |
VI.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей. | - Вспомните тему нашего урока. - Все ли мы сказали о дружбе людей? Мы об этом еще поговорим на следующем уроке. - Что для вас показалось главным? Интересным? Трудным? - Что вам помогало справиться с заданиями? - Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика. - На этом мы свой урок заканчиваем. Вы молодцы! Мне приятно было с вами работать. - Спасибо за урок! | Личностные Формировать умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов. Коммуникативные Формировать умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли. Регулятивные Формировать умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Формировать начальные формы рефлексии. |